«Практики поддерживающего оценивания, направленные на повышение результативности на уроках литературного чтения»
учебно-методический материал по чтению на тему

Гаврина Лариса Юрьевна

«Практики поддерживающего оценивания, направленные на повышение результативности на уроках литературного чтения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практики поддерживающего оценивания, направленные на повышение результативности на уроках литературного чтения»

Одним из аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательной деятельности. В современных условиях перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные результаты каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

За свой педагогический опыт мне приходилось наблюдать, что современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.

При планировании своей работы большое значение уделяю результатам итоговых диагностик ЦОКО, проводимых в конце года. Работы 1-3 класса – это инструментарий внутришкольного, внутриклассного мониторинга.

Для достижения позитивных результатов использую в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения, игровую технологию, технологию критического мышления. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в преподавание литературного чтения, даёт возможность    развивать навыки вдумчивой работы с информацией, с текстом, формировать умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи.  Перед чтением текста, я помогаю  обучающимся обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к чтению. Предлагаю посмотреть на обложку книги. Посмотрев на обложку книги, прочитав название и имя автора, беседую с детьми.

- Как может быть связана тема урока и эта книга?

- Как вы думаете, в книге пойдёт о древних временах или о современных?

- Почему вы так думаете?

- о чём мы можем узнать из рассказа?

 Таким образом, идёт прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения. Затем я мотивирую чтение: «Прочитаем и проверим, о том ли что мы себе представили, повествует писатель.

Перед чтением текста, я помогаю учащимся обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к чтению. При первичном чтении произведения, я использую такой метод, как чтение стопами, по команде «стоп», веду беседу по прочитанному, провожу словарную работу задаю вопрос: «А что будет дальше, как вы думаете?».

На своих уроках после самостоятельного чтения произведения, предлагаю обучающимся заполнить карту текста (приложение 1)

  • В предложенном графическом изображении напротив каждой линии следует подписать вопросы по тексту.
  • В средней части треугольника поставить вопрос «Почему?», который поможет

понять идеи, заложенные его автором.

  • Необходимо задавать вопросы к тексту, которые помогут выявить его структуру, показанную на карте.

Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) –синквейн  (приложение 2).

В своей педагогической практике на этапе работы после прочтения текста, применяю приемы графической интерпретации текста: Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»), а также прием «Кластер», прием «Нарисуй счастье».

Для того, чтобы зафиксировать результаты и определить на каком уровне усвоен материал учениками, на уроке использую таблицу достижений, по следующим параметрам: «+»-справился легко, (?) - были небольшие трудности. После выполненного задания ученик заполняет таблицу (приложение 3).

Для отслеживания образовательных результатов, обучающихся мною проводится педагогический мониторинг. Актуальность мониторинга связана с необходимостью, как учителям, так и ученикам увидеть собственные успехи и неудачи в учебном процессе.

В педагогической практике использую листы индивидуальных достижений (приложение 4). Обучающиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения.  Заполнение листа ведётся учителем или самим учеником. Сводные таблицы мониторинга формирования читательских умений (приложение 5) использую в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки.

При анализе диагностического листа легко можно определить, как часто ученик допускает ошибки и какое умение нужно отработать. Мониторинги полезны не только мне как учителю, но и самим обучающимся и родителям. Они помогают родителям и самим детям, увидеть на каком уровне сформированы умения увидеть насколько ученик продвинулся в своем развитии в сравнении с самим с собой.  У ребенка складывается позитивное представление о перспективе обучения как о возможности исправить сегодняшний результат. Каждый урок сопровождается листами самооценки (приложение). Таким образом, подводя итоги ,можно сделать вывод, что данные методики направлены на  развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником, помогают учителю самому выбирать инструменты оценивания, исходя из образовательных потребностей учеников, формируют адекватную самооценку, формируют учебный процесс, качество знаний, развивают аналитические и рефлексивные умения обучающихся.

Приложения

Приложение 1

«Карта текста»

   

В предложенном графическом изображении напротив каждой линии  следует подписать вопросы по тексту.

  • В средней части треугольника поставить вопрос «Почему?», который поможет понять идеи, заложенные его автором.
  • Необходимо задавать вопросы к тексту, которые помогут выявить его структуру, показанную на карте.

Приложение 2

На работу отводиться 3 минуты. Пример синквейна.

Бабушка

Добрая, нежная, заботливая

Читает, кормит, беседует.

Любит детей

Живи долго, любимая няня.

Приложение 3

Для того, чтобы зафиксировать результаты и определить на каком уровне усвоен материал учениками, на уроке использую таблицу достижений, по следующим параметрам: «+»-справился легко, (?) - были небольшие трудности. После выполненного задания ученик заполняет таблицу.

Формируемые навыки и умения

Мои достижения

Определил сюжет (главная мысль)

Действующие лица (главные герои)

Ход событий (кульминация)

Развязка (вывод)

Лист самооценки

Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Обучающегося ____________    _____  класса

Итоговая таблица уровня начитанности

Задания

РАБОТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Приложение 4

Ученик:          Класс: 2        

№ п/п

Формируемые навыки и умения

Даты

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Итог

1. Навыки чтения

1.

Техника чтения

Чтение слогов

Чтение слов

Ударение

Чтение предложений

Безошибочность чтения

Выразительность чтения

2

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

Восстановление пропущенного слова

Составление «устной картины»

Сопоставление прочитанного текста и илюстрирован-

ного ряда к нему

3

Пересказ

С помощью учителя

Без помощи учителя

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль)

Умение выделять смысловые части прочитанного

Умение передавать содержание (пересказ)

нач.г.

кон.г.

нач.г

кон.г.

нач.г.

кон.г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Приложение 5

Критерии

уч. год

Объем литературных знаний

Начитанность

Умение анализировать художественный текст

Собственные творческие работы

20…/20..

1 класс

20…/20..

2 класс

20…/20..

3 класс

20…/20..

4 класс

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Современные технологии оценивания образовательных достижений младших школьников на уроках литературного чтения

В современное время в педагогике наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие серьезных работ в данной области в условиях мн...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....

Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»

Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....