Урок литературного чтения по теме "Белорусская сказка "Пых""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тема урока: Белорусская сказка «Пых»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой, учить осмысливать содержание текста; развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить  отвечать  на вопросы по  тексту; формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.

Универсальные учебные действия:

Предметные: виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу  и сказочный текст; определять  последовательность  событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.

Личностные:  формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_zileeva_n.ya_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема урока: Белорусская сказка «Пых»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;

развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить  отвечать  на вопросы по  тексту;

формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.

Универсальные учебные действия:

Предметные: виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу  и сказочный текст; определять  последовательность  событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.

Личностные:  формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II. Мотивация к учебной деятельности:

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение-загадку:

В огороде грядка,

Выросла загадка,

Хвост как у Жар-птицы,

А сама в землице.

Тянем - потянем,

А вытащить не можем

- Что это? (репка)

- Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).

- А сейчас выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

- Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?

- На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)

– А почему сказки называют народными?

- Сказки, каких народов вы читали?

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)

1. Игра «Угадай сказочного героя»

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?
… (дед)

Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (
бабка)

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано сестрица...  (Аленушка)

- Еще раз назовите отгадки

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?

- Да, верно, это герои одной сказки.

- Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

- Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.

- Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.

- Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)

- Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)

- Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.

- В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.

- А как вы понимаете название сказки «Пых»?

- Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.

- Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.

- Прочтите их «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

- В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять

2. Работа над текстом:

(сначала читает учитель)

"Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.

И был у них огород, и росли там  капуста, свекла, морковка и даже репка".

- Каким вы представили огород? (большой)

- Кто хозяин этого огорода? (дед)

- Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)

"Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: "Ппы-ыхх! Ппы-ых!" Испугался дед - и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

- А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)

- Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)

(диалог читают дети)

- Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.

- Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?

- Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
- Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

- Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)

- А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)

- Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)

- Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.

- Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)

(читает учитель)

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
"Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.

- Чего испугалась бабушка? (неизвестности)

- Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)

- Но ведь страх - это естественное чувство человека.

- Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)

(читают дети)

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
- Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
"Ппы-ых! Ппы-ых!"

- Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)

- Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник - и домой!

А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
- А где же репка? А как же этот зверь - пых страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник:
- Вот вам репка, А вот вам и Пых!

- Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)

- Понравилась сказка?

- Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)

3. Словарная  работа  

- В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ:  лавка, передничек 

- Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?

(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник - фартук, который одевают при   работе на кухне)   

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

- Как вы   считаете, почему это произведение считается сказкой?

- Докажите, что сказочного   вы заметили в этом произведении?    

- Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)

 1. Деление текста на части

- На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)

- Назовем эти части.

2. Работа в паре. Соотноси  пословицу  и сказочный  текст

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Трус и тени своей боится.

3.У семи нянек дитя без глаза.

4. У страха глаза велики.

5.Волков бояться в лес не ходить.

6. Трусливому зайке и пенек — волк.

- Какие пословицы вы выбрали?

3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.

- В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.

- Составьте кластер по теме «Сказки»

4. Творческое задание. Индивидуальная работа

- Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).

- Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение  по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.

VII. Итог урока

- Какую сказку мы изучили на уроке?

- Кто автор?

- Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)

VIII. Рефлексия  

- На сегодняшнем уроке что вы узнали?

- За что  бы  вы себя  похвалили себя сегодня?

- А кого бы из ребят вы похвалили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...