Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ковтун Мария Викторовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 4-м классе.

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

                                      Ковтун Мария Викторовна, учитель начальных классов

                             МБОУ «Каратузская СОШ» филиал Лебедевская ООШ

Цели урока:

- познакомить детей с творчеством и биографией Астафьева;

- учить анализировать поступки героев;

- развивать умение выразительного чтения;

- развивать умение делить текст на части, определять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть;

- развивать мышление, память, внимание, воображение;

- воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Оборудование: портрет писателя Астафьева, выставка книг Астафьева, иллюстрация с изображением стрижей.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного писателя. Фамилию этого писателя попробуйте расшифровать. Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием цифр в левой и вы узнаете фамилию этого автора.

4

3

1

6

 5

2

7

8

                                                                                                         

А

Т

А

Ь

Ф.

С

Е

В

- Правильно, это Виктор Петрович Астафьев.

Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился В.П. Астафьев 2 мая 1924 года в большом селе на берегу Енисея - Овсянке. Здесь, в Овсянке, в окружении родных и близких прошли его самые счастливые годы, а овсянские жители впоследствии станут самыми любимыми героями его произведений.

Трудное, но счастливое детство кончилось в 7 лет, когда его мать утонула в Енисее. Отношения с молодой мачехой не складывались. Отец отправился в Игарку за большими заработками, взяв с собой сына. Вот здесь семья хлебнула горя, а мальчик лишился крова и пропитания, не ужившись с молодой мачехой. Отчаяние и обида захлестнули его душу. В конце концов, он попадает в детский дом и там заканчивает школу. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал» (показать книгу)

Позже, в детстве, рядом оказалась бабушка, Екатерина Петровна, которая заменила ему и отца и мать. Уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью в рассказах сборника «Последний поклон» (показать книгу)

Окончив шесть классов в детском доме, В. Астафьев начал зарабатывать свой хлеб сам. Работал письмоводителем, конюхом при сельсовете, учился в ФЗО. А когда началась война, ушел добровольцем на фронт. О войне он тоже рассказал в своих книгах «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Где–то гремит война» (показать книги)

Он пишет интересные книги не только для взрослых, но и для детей.

  1. Изучение нового материала

- Откройте учебники, почитайте название рассказа.

- О чем говорит нам название?

( показать иллюстрацию с изображением этих птиц)

- Можем ли мы предположить, каким был Скрип? (он был маленьким)

- Давайте узнаем, какая же история с ним произошла.

4. Первичное чтение. Читает учитель, дети следят по учебнику.

5. Беседа после чтения.

- Понравился ли вам рассказ?

- Что понравилось вам в этой истории?

- Какие чувства пробудила у вас история?

- От какого лица  идет повествование в рассказе? (от лица автора)

- Были моменты, когда вам было страшно за стрижонка? Опишите этот момент.

6. Закрепление нового материала

- Давайте перечитаем первую часть, и вы подумайте, о чем говорится в этой части?

Чтение первой части рассказа.

Анализ первой части рассказа.

- О чем мы прочитали?

- Где и как родился стрижонок?

- Какие слова употребляет автор, чтобы описать его рождение? (вылупился, пискнул)

- Прочитайте, как повел себя стрижонок?

- Хорошо ли было ему в гнездышке?

- Как вели себя птенцы без мамы?

- Как вы думаете, зачем мама улетела?

-Что она принесла птенцам?

- Понравилась ли стрижонку капелька дождя?

- А как вела себя мама?

Составление плана к первой части.

  1. Рождение Скрипа
  2. Стрижата одни
  3. Возвращение мамы-стрижихи

Выразительное чтение первой части.

- Сейчас давайте попробуем прочитать первую часть рассказа выразительно.

- Для этого нам необходимо решить, что должны услышать наши слушатели?

- Какие чувства мы должны пробудить у слушателей?

-Давайте попытаемся себе представить появление стрижонка на свет. Какое чувство мы должны передать слушателям?

-Вам понравился стрижонок Скрип? Мы рады, что ему хорошо?

- Как нужно прочитать, чтобы передать это слушателям?

- Если бы мы заглянули в гнездышко, в то момент, когда мама улетела, то что бы мы там увидели?

-Какое состояние стрижат мы должны передать?

- Когда мамам вернулась, какое настроение стало у стрижат?

- С какой интонацией нужно прочитать этот отрывок?

- Стрижата рады, что вернулась мама, а Скрип рад вдвойне, потому, что ему досталась капелька дождя.

- С какой интонацией будем читать этот отрывок?

Читают несколько хорошо читающих учеников, после чтения обсуждается, кому из чтецов наиболее точно удалось передать эмоциональное состояние, сопереживание главным героям.

Первичное чтение второй части рассказа по цепочке.

Анализ второй части рассказа.

- О чем говорится в этой части?

- Как вы думаете, почему мама второй раз не отдала ему каплю?

- Как к этому поступку мамы отнесся Скрип?

- Правильно ли он поступил? Как вы оцениваете его поступок?

- Как вы думаете, какой урок вынес для себя стрижонок из этой ситуации? Что он понял?

- Опишите маму-стрижиху? Какая она? (ответы детей)

- Как автор относится к стрижихе? Прочитайте отрывок.

- В каких словах выражается симпатия автора к стрижихе?

Составление плана к прочитанной части.

  1. Кормление птенцов
  2. Скрип обижен
  3. Жизнь семьи

Выразительное чтение

- Какие чувства мы должны пробудить у наших слушателей при чтении второй части рассказа?

- Какое настроение было Скрипа, когда мама отдала пищу не ему?

- С какой интонацией прчитаем этот отрывок?

-Как при чтении показать наше отношение к маме-стрижихе?

- Почему маме-стрижихе приходилось одной кормить детей?

-Что случилось с их отцом?

-Обратите внимание на последние строки в этой части?

-О чем в них говорится?

- Что думали мальчики, когда наблюдали за стрижами?

- А какие стрижи на самом деле? (труженики)

7. Итог урока

- С каким рассказом мы с вами познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Что нового узнали на уроке?

8. Домашнее задание

Перечитать первую и вторую часть рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...