Викторина по сказкам в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Обучающие:

Научить школьников различать виды русских народных сказок. Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок. Формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки.

Сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки;

Сформировать представление об условности сказочного пространства и времени;    научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки.

Развивающие:

Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrovoy.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам в 1 классе

Обучающие:

Научить школьников различать виды русских народных сказок. Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок. Формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки.

Сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки;

Сформировать представление об условности сказочного пространства и времени;    научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки.

Развивающие:

Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Оборудование: 

  • презентация по теме;
  • мультимедийная техника, экран;

Ход мероприятия

  1. Введение в тему

Слайд  1.

Учитель. Доброе день! Гости званые и желанные! Милости просим на праздник сказок! 

           Ученик:

                    В мире много сказок – грустных и смешных.

                     И прожить на свете нам нельзя без них.

                     В сказке может все случиться!

                     Что-то ждет нас впереди?

                     Слышишь сказка в дверь стучится?

                     Скажем сказке: «За-хо-ди!»

(Щелчок, клип «В мире много сказок»)

Слайд  2

Сказки появились очень давно, когда люди ещё писать не умели. Певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

          Даже цари русские без сказок не обходились. Держали при дворе много сказочников и щедро  награждали их за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А иные цари без сказок и спать не ложились. Вот как то было!..

  1. Проведение викторины

Слайд  3

Учитель.

Я знаю, что вы тоже  очень любите сказки, и предлагаю принять участие  в  игре – викторине. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

- Сейчас Арсений  вам зачитает, как  расшифровывается слово «викторина» в толковом словаре.

- А путешествовать по чудесному миру сказок нам поможет цветик – семицветик.

Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию.

За каждый правильный ответ команда  будет получать жетон.

 Слайд  4

Правила работы в команде

Отвечать нужно только после обсуждения при  помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан.

В конце викторины чья команда больше наберет жетонов, та и получит звание  « лучший знаток сказок».

 На каждый лепесток надо произнести  слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Слайд  5

 ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕПЕСТОК

- Называется рифмоплет.

- Ну что, ребята, поиграем?

   Я начну, а вы кончайте,

  Только в рифму отвечайте!

 

  1. Перед волком он дрожал, От медведя убежал,

А лисице на зубок Все ж попался…(колобок)

  1. Повстречала я в лесу Очень хитрую…(лису)

  1. В сказке – лошадь непростая Чудо – грива золотая,

Удивительный конек, По прозванью…(Горбунок)

  1. Про уютный некий дом Разговор мы заведем.

Там богатая особа Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла. Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

  1. Враг людей и враг зверей Злой разбойник…(Бармалей)

  1. В реках Африки давно Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит…(крокодил)

  1. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит, Это доктор…(Айболит)

  1. Для него прогулка – праздник, И на мёд особый нюх.

           Это плюшевый проказник Медвежонок…(Винни – Пух)

  1. В козлятине он знает толк, Ужасный, страшный серый…(волк)

Слайд  6

  СИНИЙ ЛЕПЕСТОК

- Отгадай героев сказки

Ф/М про колобка

          Слайд  23

КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК

- Называется «Животные в русских сказках»

            Слайд  24

- Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

 БАРАНКА          БАРАК      КОНЬКИ            ВАСИЛИСА                ХЛЕВ

ВОЛКОДАВ       ИКОТА     СТРЕКОЗА

- В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

-Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.

  1. Хитер как            (лиса)
  2. Голоден как         (волк)
  3. Здоров как    (бык, медведь)
  4. Изворотлив как  (змея)
  5. Грязный как         (свинья)
  6. Болтлив как       (сорока)
  7. Труслив как       (заяц)
  8. Нем как         (рыба)
  9. Упрям как    (осел)

Слайд  25

ОРАНЖЕВЫЙ  ЛЕПЕСТОК

Угадай сказку:

  •  по песне
  • опорным словам

          Слайд  32

ГОЛУБОЙ  ЛЕПЕСТОК

  • Подумайте найдите соответствие
  • Проверка командами друг у друга

          Слайд  36

ФИОЛЕТОВЫЙ  ЛЕПЕСТОК

- Догадайся по картинке, что за сказка

Чем меньше подсказок – тем больше жетонов.

          Слайд  40

ЖЁЛТЫЙ   ЛЕПЕСТОК

Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Отгадайте , к какой сказке подходит каждый урок

Уроки добрым молодцам и красным девицам.

  1. Без труда – не вынешь рыбку из пруда.     («Лисичка-сестричка и серый волк»)
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.    («Кот, петух и лиса»  «Репка»)
  3. Слушайся старших                («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

         Слайд  42

  1. Подведение итогов  викторины. Рефлексия.

  • Сказка учит или развлекает?
  • Что было самым интересным?
  • Что было сложным?
  • Кто доволен работой своей группы?

Слайд  43

Посмотрите на выставку книг. Эти и другие замечательные сказки ждут вас в нашей школьной библиотеке.

Слайд  44

- Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

  • Посчитайте, сколько у вас жетонов.
  • Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

                                                  Резервные вопросы:

  1. Поляки называют ее Едзина, чехи – Езинка, словаки – Ежи Баба, а как называем ее мы? (Баба яга)
  2. Назовите грозное оружие Соловья – разбойника  (свист)
  3. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап?  (Русская народная сказка «Репка».)
  4. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?         (Василиса Премудрая.)
  5. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?  (игла)
  6. Фрукт, обладающий омолаживающим эффектом.   (яблоко)
  7. Второе название скатерти в сказках   (самобранка)
  8. Волшебный транспорт  (ковер-самолет)
  9. Этот предмет использовался в качестве звонка в домике у бабушки Красной шапочки (верёвочка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам. 2 класс

Ученики знакомятся со сказкой Яна Экхольма "Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие", вспоминают изученные произведения....

Викторина по сказкам 4 класс.

Путешествие по  сказкам русских писателей....

викторина по сказкам 1 класс

Красочная викторина по сказкам  в виде презентации для 1 класса....

Викторина по сказкам 1 класс

Викторина по сказкам для учащихся 1 класса....

Внеклассное мероприятие Своя Игра по литературе на тему "Викторина по сказкам" 4 класс

Внеклассное мероприятие Своя Игра по литературе на тему "Викторина по сказкам" 4 класс...

Викторина по сказкам (2 класс)

Конспекит проведения викторины с презентацией....