Технологическая карта к уроку А.Гайдара «Тимур и его команда»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Таныгина Ольга Сергеевна

Технологическая карта к уроку А.Гайдара «Тимур и его команда» 3 Класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie.tehnologicheskaya_karta.docx147.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:    Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»                                      Тип:  урок изучения нового материала

Цель: Формировать умения определять главную мысль произведения, выражать свое отношение к произведению и героям произведения

Ресурсы:

  1. Учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение 3 класс»  2) тетрадь на печатной основе 2) компьютер 3) проектор  4) раздаточный материал (карточки)

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

  1. Познакомить с произведением А. Гайдара «Тимур и его команда»
  2. Уметь определять главную мысль произведения
  3. Уметь рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения
  4. Уметь выражать свое отношение к произведению и героям произведения

1. Овладевать  действиями целеполагания и  контроля (в том числе самоконтроля).

2. Уметь формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

3. Уметь общаться в диалоге, в группе, слушать своего товарища; оценить себя и своего одноклассника; формулировать собственное мнение и позицию.

1. Принимать  и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

2.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ход урока

Мотивация к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Сейчас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку

  1. Положительный настрой на урок

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

-Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

-Пожелаем друг другу удачи!

 «С малой удачи начинается большой успех»

Проверяют готовность к уроку

-Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими, старательными, отзывчивыми…

Актуализация необходимых знаний.

  1. Речевая разминка

-Подготовим наш речевой аппарат к работе. Проведем речевую разминку

-Прочитайте глазами стихотворение (Слайд №1)

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

-Давайте прочитаем это четверостишие хором тихо

-Со 2 рядом прочитаем эту строфу громко

-С 3 рядом прочитаем ритмично (скороговоркой)

-Вот теперь наш речевой аппарат готов к работе

2.Беседа о А. Гайдаре

- О ком идет речь в этом четверостишье? Узнали вы этого человека?  (Слайд №2)

-Это настоящая фамилия автора?

-Что такое псевдоним?

-Что означает слово «гайдар»?

-Назовите настоящую фамилию автора

-Где вы об этом узнали?

 -Что вы еще знаете о нём?

-Каким человеком он был?

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он никогда не будет стар,

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар

В шинель походную одетый. (Слайд №3-Портрет на доску!)

-Читают ребята 1 ряда

-Читают ребята 2 ряда

-Читают ребята 3 ряда

-о А. Гайдаре

- Нет, это псевдоним.

- Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.

-«всадник, скачущий впереди войска»

-А. П. Голиков.

- Из рассказа учителя, одноклассников, в статье учебника

- Гайдар в своих произведениях учит нас быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину. 

-Он был человеком, смело идущим вперед, «всадник, скачущий впереди войска»

Организация познавательной деятельности

  1. Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на доску. (На доске записаны слова с качествами человека)

 -Прочитайте. Попробуйте назвать эти понятия одним словом .

-Назовите «лишнее» слово

-Почему вы так решили? Докажите

- Объясните, как вы понимаете смысл слов:

  * доброта  * отзывчивость   * честность

- Эти слова характеризуют качества хорошего человека.

- А вы обладаете такими качествами?

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, в котором встречались все эти замечательные  качества

2.  Постановка цели на урок

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока

-Зная тему, давайте поставим цель урока.

Определим, в чем предстоит разобраться нам сегодня на уроке.

-Чтобы определить главную мысль произведения, надо хорошо знать содержание. Тогда мы сможем ответить на главный вопрос: Для чего А.П. Гайдар написал это произведение    ?

 На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев

Давайте поработаем над этой повестью – сделаем для себя еще одно маленькое открытие

3.Работа с листом самооценки

Перед вами «Лист самооценки».

Рассмотрим критерии, по которым вы сегодня будете себя оценивать.

 Если вы считаете, что справились с учебной задачей на «отлично»-закрашиваете красную звезду, на «хорошо»-синюю, если «я могу лучше»-зеленую звезду

-По какому критерию вы уже можете себя оценить?

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Критерии

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

1

Я участвовал в формулировании, темы, цели урока

2

Я помогал своей паре в выборе правильных ответов

3

Я вдумчиво отвечал на вопросы по теме урока, с уважением выслушивал  своих одноклассников

4

Я принимал активное участие в работе своей команды

5

Я помогал делать вводы и заключения по главному вопросу урока

4.Открытие нового знания.

Анализ произведения

1Работа над жанром произведения

-Продолжаем нашу работу. Какое домашнее задание вы должны были выполнить?

- Дома вы подготовили модели обложек. Покажите, что у вас получилось?

-К какому жанру относиться это произведение?

- Почему это рассказ?

- Почему выбрали именно этот цвет?

2)Разгадывание кроссворда «Дети – герои повести А.П. Гайдара 

Работа в парах

-Проверим, насколько внимательно вы читали произведение

-Откройте ТПО с 84 №4, разгадайте кроссворд

Работать будете в паре.

-Проверяем. С какими героями еще познакомились?

-Молодцы! Хорошо справились с заданием. А это значит. Что вы внимательно читали произведение.

-Положите перед собой «Лист самооценки» Оцените свою работу по следующему критерию

3)Исследовательская деятельность

-Герои этого произведения – дети.

-Кто главный герой этого произведения?

-Свое произведение автор называет «Тимур и его команда». Подберите родственное слово к первому слову -Тимур

-Какой смысл вкладывает автор в это понятие?

-Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова

Тимуровцы – в советское время: участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура из «Тимура и его команды»).

 - В каком значении употреблено слово «тимуровцы» в  нашем произведении?

-Повесть Гайдара началась печататься в газете «Пионерская правда» в 1940 году, и в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру. Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.

4)Работа с текстом отрывка из повести А.П. Гайдара

1.Знакомство с детьми

-Подробно познакомимся с героями – тимуровцами

- Где происходили действия?

-На какой необычный чердак забралась Женя? Как автор описал штаб Тимура и его команды? Прочитайте…

-Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя  забралась на чердак в своём саду?

-Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?

2.Творческий пересказ

-Попробуйте рассказать эту сцену от первого лица. Женя: «Я –капитан»

3.Чтение по ролям

-Отчего девочке « стало не по себе»?

 -Кто предупреждает Женю об опасности?

 -Какая фраза звучит комично?

-Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?

-Прочитаем диалог «Тимур и Женя».

4.Выборочное чтение :Хорошие дела тимуровцев

-Как Гайдар выделяет Тимура из его команды? Понравился вам Тимур?

-Какие хорошие дела совершили тимуровцы? Расскажите о них

-На какие дома ставили звёзды ребята из команды Тимура?

-доброта, отзывчивость, лживость, честность                                                                                          

-Качества человека

-«лживость»

-Лживость - это отрицательное качество человек, а все остальные - положительные

- Доброта – стремление делать добро другим; - Отзывчивость – готовый помочь человек; - Честность - человек, который держит слово…

- Мы читали произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

-А. Гайдар «Тимур и его команда» (Записать на доске!)

-Определить главную мысль произведения

- Учащиеся высказывают предположения

-Прочитать произведение, сделать модель обложки

-Дети показывают модели обложек

-Рассказ (повесть)

- Это рассказ, потому что,  события следуют последовательно друг за другом,  и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.

- Это рассказ о детях

1.Женя 2.Нюра 3.Тимур 4.Мишка 5.Сима

Гейка, Коля Колокольчиков, «Фигура»

-Тимур

-тимуровцы

-Дети предлагают свои варианты ответов

-Придумывают помощь в виде такой игры, чтобы было интересно, потому что они любят романтику, представляли себя волшебниками. Они скромны, потому что не говорят о своей помощи, не хвастаются. Эта игра была потребностью

 В саду, на чердаке.

-Это был штаб

-Дети читают

-Женя очень смелая, отважная, фантазерка

-Тимур

(«…Примчатся… люди, и они тебя поколотят»).

-Лично друг друга не видели

-Все обернулись и расступились…, вокруг Тимура расположились ребята…,совещание неизвестного штаба…говорил Тимур…, давайте к делу. приказал Тимур (отдает команды, приказы, критикует)

-Охраняли дом красноармейца Крюкова от Мишки Квакина и «Фигуры», которые обворовывали чужие сады

-брали под свою охрану и защиту дома, у кого родные уходили в Красную армию

-организовали помощь в поиске козы, которую потеряла Нюрка-дочь красноармейца Павла Гурьева

Закрепление и включение в систему знаний

  1. Работа в группах

Создание проекта - рассказ по аналогии

-Понравились ли вам ребята  их игра? Почему люди должны помогать друг другу?

 -Поднимите руку, кто из вас хотел бы поучаствовать в таком же тимуровском движении?

 -Как вы думаете, нужна ли кому–нибудь помощь тимуровцев сейчас?

-А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?

-Давайте сейчас и начнем. Работать будем в командах.

-Команды займите свои места: 1-Егор С, 2-Софья В., 3-Алина Б.,4-Макар А., 5-Даша К. 

-Я вам предлагаю выполнить небольшой проект – составить текст по аналогии с произведением «Тимур и его команда»

- Каждой команде предлагается ситуация (сюжетная иллюстрация) ,на основе которой необходимо составить рассказ)

Я вам предлагаю  творческую модель текста.

  1. Однажды или как-то раз
  2. Где
  3. Когда (время года, суток)
  4. Кто
  5. Что делал и зачем
  6. Что было дальше
  7. Чем всё закончилось

-Время выполнения -  5  минут.

-Вы - люди  творческие, отличные фантазеры, у вас получаться замечательные рассказы!

Защита проекта

Каждая группа зачитывает  составленный рассказ

-Пожмите друг другу руки, если вы считаете, что ваш проект удался. Вы стали настоящими тимуровцами

-Ребята,  в произведении «Тимур и его команда» люди  знали, кто  им помогает?

-Значит, добрые дела можно делать тайно, и от этого они не перестают быть добрыми.

-Обязательно ли собираться в группы, чтобы делать добрые дела, или вы можете проявлять заботу и доброту самостоятельно?

1 ситуация: Тетя Вера возвращалась с дачи. У нее были ………

2 ситуация: Однажды мой дедушка…

Рефлексия учебной деятельности

1.Подведение итога урока

1)Разрешение  проблемной ситуации

- Так, какова главная мысль этого произведения?

- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ?

- Написав это произведение, Гайдар хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

   В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе замечательные качества: доброту, отзывчивость, честность

2)Работа с «Листом самооценки»

-Положите перед собой «Лист самооценки». По каким критериям вы себя еще не оценили?

Оцените свои умения

Посчитайте количество красных звезд…Кто доволен своей работой?

2.Объяснение домашнего задания:

-Помните, я вам рассказала про звезду…

 Она горит, не потухая, на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда! У тимуровцев тоже были звезды….

Я хочу , чтобы и у вас появилась такая звезда… Наденьте ее друг на друга. Вот теперь вы точно настоящие тимуровцы

Домашнее задание: Составьте список добрых дел, которые вы смогли бы совершить…  и ваши желания обязательно сбудутся!

 

     3.Окончание урока

 Я призываю вас «Спешите делать добрые дела».

Как гласит народная мудрость «Добрый человек в добре проживёт  век»

Пусть эти слова станут вашим девизом на протяжении всей жизни.

 

Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными по отношению  друг к другу,

Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"

Конспект урока по литературному чтению по  программе 2100 в 4 классе...

Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией....

Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.

Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с по...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование  умения анализировать литературное произведение,   читательского навыка.Планируемые результаты:Предметные:Знать  содержание произведения.Умет...

Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда. Образ главного героя, поступки» 3 класс

Цели деятельности учителя:·        Формирователь  умение анализировать литературное произведение, формировать  читательский навык, воспитывать...