Урок литературного чтения во 2 классе "Хокку"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Звягинцева Ирина Васильевна

Разработка урока литературного чтения, посвящённого японским стихам хокку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_yaponiya.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

Тема урока: «Секреты японских стихов. Хокку.»

Тип урока: урок исследование

Цели урока: формировать умение видеть «красоту в простом».

Задачи урока: дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения; развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

- жанр японской поэзии «хокку»;

-особенности построения японских стихов «хокку»;

- картины художников;

- названия и авторов изучаемых произведений.

-воспринимать на слух японские стихи «хокку», понимать их;

-осмысленно, правильно  плавно читать;

- находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы.

Личностные;

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов «хокку»;

- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов «хокку»;

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал), своего понимания авторского замысла.

Регулятивные;

- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы;

- оставлять план решения учебной задачи совместно с учителемпри изучении определения жанров японской литературы «хокку».

Познавательные;

Обеучебные;

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначениях);

-искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию.

Коммуникативные;

- планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, хрестоматия по литературному чтению, учебники «Литература Ставропольского края».

                                       Ход урока.

1.Психологический настрой. (слайд 1)

Учитель:

- Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Деи:

-Мы проснулись! Мы здоровы!

И к работе мы готовы!

II Разминка (слайд 2)

1. Работа над артикуляцией – чтение скороговорки. Работа в парах.

2. Введение в тему.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Догадайтесь какой, составив слово из букв. (япония).

Ученик:

 Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не вкино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И, то как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтят во все времена.

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придётся удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

Учитель:

 Кто догадался, что это за страна? Верно, это Япония. Ну, а чтобы понять поэзию чужой страны, мы должны познакомиться с её традициями и обычаями.

1.Бурлуцкая Е.         слайд 4

2. Кривенцев В.

3.Дрёмова К.      слайд5,6

4. Аксёненко К.      слайд 7

5. Клим Е.     слайд 8

6. Штемберг Д.     слайд 9

7. Киселёва Е.         слайд 10

3. Сообщение темы и целей урока.      ( слайд 11)

Откройте содержание учебника. Как называется раздел, который мы сегодня начинаем  изучать?

Кто отправился в гости к барсуку?

Где барсук встречает гостей? ( В чайном доме)

А что делают в чайном доме? (рассматривают  свитки, читают стихи, беседуют).

Так о чём мы будем сегодня разговаривать, чему должны будем научиться? (слайды 12-20)

4. Знакомство с жанром хокку (анализ свитка Хиросиге)

Давайте внимательно рассмотрим свиток художника Хиросиге Что мы на нём видим?

В верхнем левом углу свитка висят 3 ниточки каких-то закорючек. Это иероглифы. Здесь написано целое стихотворение из трёх строчек. Его написал сам художник Хиросиге.    Слайд 22

Послушайте его.

Прочтите его сами себе.

( Чтение хорошо читающими учениками).

(слайд 23)

Что слышит поэт?

Что ощущает?

Что видит?

Автору удалось создать образ, позволяющий услышать нам крик утки, ощутить дуновение ветра, увидеть картину природы?

 Можно ли сказать, что благодаря этим ощущениям,  у нас появляется впечатление наступающих холодов?

Эти короткие стихи называются хокку или хайку    (слайд 24,25)

5. работа по учебнику  (хокку Исса)

а чем же ещё любуются японцы в разное время года? (слайд 26)

Откройте учебник на с.

Прочтите кто автор этого хокку.

Прослушайте как в нём поэт выражает  своё восхищение миром. ( чтение учителем).

А что для вас праздник? Какие чувства и эмоции возникают у вас во время праздника?

Прочтите хокку сами себе. И сравните ваши чувства праздника с чувствами, которые нам передаёт поэт в своём произведении.

6. работа по хрестоматии (хокку Кинаду)

Найдите в хрестоматии  с. 66.

Кто автор  этого хокку?

Прочтите его сами себе при чтении обращайте внимание на знаки препинания.

(Чтение  хорошо читающими учениками)

Чем восхищается автор этого хокку? ( первым снегом)

Закройте глаза и попробуйте вспомнить свои  чувства , когда вы впервые в жизни увидели снег.

Какие строчки говорят о том, что поэт восхищён первым снегом.

Почему он хочет положить снег на поднос и любоваться им?( невозможно оторвать взгляд от этой красоты).

Итак, в чём же секрет Хокку?

Давайте прочтём об этом на плакате Летучей мыши.

                                           ФИЗМИНУТКА

7. работа в группах

Подойдите к своей группе. У вас есть листки с хокку. Найдите в этих произведениях строчки, о той красоте, которую человек не хочет нарушать.

1. За ночь вьюнок обвился,

Возле бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму.                                 2.Некуда воду из ванны

                                                                          Выплеснуть мне теперь.

                                                                         Всюду поют цикады!

3. О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете,

Пролетающим птицам.

8. р.к .как люди в разных странах видят прекрасное.                           (слайд 29)

Это поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время. Чем же они похожи?(о природе)

Они учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить все его творения. В них открывается красота неяркая, неброская.

Вернёмся из путешествия на свою родину. Как она называется?

В нашем крае тоже есть талантливые писатели, поэты, художники, которые тоже видят красоту во всём, что нас окружает.

Откройте учебники Литература Ставропольского края на с.    .

9. Итог урока

Поднимите руки, кто научился сегодня раскрывать секреты хокку.( в трёх строчках поэты передают своё восхищение природой ,бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят.)

10. Рефлексия.

А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите цветок нужного цвета и прикрепите его к доке.

1. За ночь вьюнок обвился,

Возле бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму.                                

 2. Некуда воду из ванны

 Выплеснуть мне теперь.

Всюду поют цикады!

3. О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете,

Пролетающим птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...