Конспект урока обучения грамоте 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Икомасова Светлана Владимировна

Урок обучения грамоте построен по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_i_razvitiyu_rechi_5.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте и развитию речи.

Название УМК « Гармония»

Предмет : литературное чтение

Класс : 1

Образовательное  учреждение : МБОУ СОШ №3

Тип урока : изучение нового материала

Учитель : Икомасова С.В.

Тема : Буквы Ш ш

Цель : Создать условия для формирования у учащихся представления о буквах Ш ш, о способе обозначения буквой ударного гласного в слоге Ши.

Задача : 1. Сформировать представление о буквах Ш ш, их употреблении в русском языке.

               2. Подвести учащихся к выявлению способа обозначения ударного гласного звука [ ы] в слоге Ши. Развивать речь, навыки чтения, анализа полученной информации, формировать умение воспринимать и понимать прочитанное.

               3. Воспитывать интерес к чтению, стремление помогать людям.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Примечания

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. У меня сегодня хорошее настроение, я хочу, чтобы это настроение передалось вам. Пожелаем друг другу удачи и начнём урок.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  1. Представьте картину « У реки ни души…

Только тихо шуршат камыши»

 -Что представляете,     - Что слышите?

- А как автору строк удалось передать тишину?

- Какой звук нам создает впечатление шуршания?

- Произнесем его.

Выделать отдельные звуки. Обозначать их буквами.

Метопредметные результаты.

Регулятивные УУД : - определять цель и план выполнения задания

Слайд 1 ( камыши).

    3.  Совместное

 « открытие» знаний и формирование темы и задач урока.

- А мы изучали этот звук?

- Употребляли ли вы этот звук в жизни?

-  Так о чем пойдет речь на уроке?

- Попробуем сформулировать тему урока? Кто желает?

- А чтобы вы хотели узнать об этом звуке?

? – Какой звук?

? – Какой буквой обозначается?

? – Как пишется?

? – Зачем нужна буква?

? – Читать слова с этой буквой?(на каждый вопрос вешаю шарик на доску)

Принимают учебные задачи.

Целеполагание

Коммуникативные УУД :

- умение выражать свои мысли.

   4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Предлагаю произнести еще раз звук [ ш] и послушать его.

- Какой он?, охарактеризуем.( согласный, твердый, глухой).

- В каких словах вы слышите этот звук?

- Кто знает какой буквой обозначаем этот звук на письме? Покажите .

- Предлагаю открыть кассу букв и найти ее.

-  Как она называется?

- Какой звуковой карточкой обозначим?

- А зачем вам нужно знать ее?

- На что она похожа?

Выделяют отдельные звуки и пытаются обозначить их буквами. Слушают и воспринимают названье буквы, запоминают ее облик.

Коммуникативные УУД :

- отвечать на вопросы

- слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД :

- извлекать информацию.

Слайд 2 ( буквы Ш ш).

  5.  Творческое использование сформированных умений.

Конструирование в группах.

- Попробуем сконструировать букву Ш : 1 группа- шнур

                   2 гр. – проволока

                   3 гр.- счетные палочки

                  4 гр.- веточки

                  5 гр. – бумага

                  6 гр. - пластилин

Воспроизводят облик изучаемой буквы.

Коммуникативные УУД :  ----управление дейтсвиями партнеров

    6. Продолжение восприятия нового материала.

1.Предлагаю прочитать слоги.

2. Давайте вернемся в начало урока. Кто помнит стихотворные строчки ( повторяем)

- Послушаем последнее слово ( камыши).

- Произнесем его. Разделим на слоги.

- Кто сможет напечатать у себя и на доске? ( интерактивная доска).

- Какой последний звук мы слышим [ы].

- Какой буквой обозначим? ( ы)- Но поставить Ы после Ш я не могу, потому что знаю один «секрет» нашего языка.

- Вам нравится разгадывать тайны?

- Я с удовольствием поделюсь с вами этой тайной. В давние времена звук Ш был мягким . Для обозначения его мягкости в ударных слогах «шы» писали букву И. Но потом в языке произошли изменения и звук Ш стал твердым. Звуки изменились, а буквы гласных остались теми же. Вот и приходится запоминать , что сочетание Ши читается и пишется по особому правилу.

 -Как прочитать этот слог? ведь буква И обычно командует : « читай мягко». ( пробуем  читать камыЩи).

- Как быть?

Этот слог под ударением читается твердо. Таков «секрет» нашего языка- под ударением ШИ с буквой И пиши.

Выводят правило написания ударного сочетания ШИ.

Познавательные УУД :

- участвовать в диалоге .

- выводить правило написания . Логические .

Познавательные УУД : Общеучебные

- решение проблемы.

- построение логической цепи рассуждений.

Слайд 3 ( аш, ош, уш,ша, шо, шу)

    7. Активная физминутка.

     8. Применение теоретических положений.

1. Работа по учебнику стр. 100

- Игра Дирижер.

- Попробуем хором прочитать слова в столбиках.

- Почему ШИ выделили голубым цветом?

- Когда это правило работает?

2. Лексическая работа.

ШИЛИ – СШИЛИ

СУШИЛИ – НАСУШИЛИ, ПРОСУШИЛИ

- Чем по значению отличаются слова?

- Предположите , про что можно так сказать?

- А где можно узнать про все слова ( толковый словарь. Зачитываю об одном из слов).

- Составьте предложения с этими словами.

3. Какое главное правило мы усвоили?

- Проверим наши предположения с мнением Ученого . ( читаем правило).

- Совпало ли наше правило с правилом Ученого?

Выполняют правило чтения, сравнивают значения слов.

Рассказывают правило чтения и письма . понимают прочитанные слова.

Познавательные УУД: Общеучебные

- смысловое чтение.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию

Коммуникативные УУД 6

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать речь других.

   9. обобщение усвоенного и включение в него в систему ранее усвоенных УУД.

1. Многозначные слова.

- Ребята , а вы помогаете другим людям? Предлагаю помочь девочке и ответить на вопрос : « Как так?» (работа в парах)

- Какая шишка у Маши?

- У Миши тоже еловая шишка?

-   Как так? Слово одно,а значений два?

- Кто помнит, как называются эти слова?

-Какие мы молодцы, что помогли  девочке .Помогая,  люди становятся внимательней друг к другу, а мир от этого – добрее.

2. Соотнесение картинок и предложений.

- Рассмотрим картинки ( на интерактивной доске)

- Прочитаем предложения и закончим их.

- Соответствует ли порядок предложений с картинками?

- Посмотрим на первую картинку и найдем соответствующее предложение и т. д.

- Почему Шура и Саша написаны с большой буквы?

Понимают читаемые предложения. Рассказывают правила письма.

Регулятивные УУД 6

- определять цель и план выполнения

  10. Динамическая пауза.

Зарядка для глаз.

Личностные :

- навык снятия напряжения

  11. Рефлексия деятельности.

1. Тест .

- Предлагаю пройти тест ( интерактивная доска)

- Если согласен +, не согласен -.

Буква Ш обозначает гласный звук.

Звук [ш] всегда мягкий.

Звук [ш] согласный.

Звук [ш] всегда твердый.

Проверка ( - - + + ).

2. На все запланированные вопросы ответили?

- Поставьте себя на ступеньку по « Лестнице успеха»

- Предлагаю закончить урок фразой:

- Сегодня на уроке для меня было главным…

- А для меня на уроке были главными вы , ребята. Я наслаждалась общением с вами, ловя себя на мысли, как здорово потрудились мы сегодня и многому научились друг у друга. Себя же я ставлю на третью ступеньку. Спасибо всем. Ура , каникулы!  

Самостоятельно решают поставленные задачи.

Дают эмоциональную оценку своей деятельности.

Регулятивные УУД :

- волевая саморегуляция.

- прогнозирование уровня усвоения.

Метопредметные :

- учатся совместно с другими уч- ся давать эмоциональную оценку деятельности класса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...