урок чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Технологическая карта  к уроку чтения 2 класс умк Гармония "Медведь и солнце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

Урок литературного чтения. 2 класс.

Учитель: Конева О.А.

Тема урока. Н. СЛАДКОВ  «МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ».

Цель Формировать умение читать по ролям, составлять картинный план.

Задачи 

Образовательные: научить определять характер и настроение героя произведения, выявлять их мотивацию; работать с иллюстрацией, передавать содержание сказки в рисунке; дать возможность научиться делать элементарный анализ текста, при помощи средств художественной выразительности; работать с иллюстрацией в книге и осознание ее роли в понимании произведения.

Развивающие: познавательные – находить нужную информацию в тексте; анализировать художественное произведение с опорой на художественное слово автора; регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; развивать умение выразительного чтения и чтения  по ролям,  развивать речь учащихся, учить выражать чувства, развивать слуховое восприятие, внутреннее зрение, творческое  воображение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умение формировать собственное мнение и позицию.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающему миру, доброе отношение к природе, любовь к чтению, умение работать в коллективе и в группе.

Формируемые УУД

Личностные:

 – Развивать эстетический вкус;(Л)

-– Развивать способность к рефлексии. (Л)

Метапредметные:

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Предметные:

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Читать по ролям.(П)

Методы и формы обучения:

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа индивидуальная и  фронтальная, метод дискуссии или конструктивного диалога.

Наглядные методы: наблюдение, образно-иллюстративный.

Практические методы: устные упражнения, работа с учебником, работа в тетрадях,работа в парахв группах.

Технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» О. В. Кубасова, 2 кл. 3 часть, «Тетрадь по литературному чтению» О. В. Кубасова, 2 кл., изд. «Ассоциация XXI век» 2012 г. УМК «Гармония»;

 презентация по теме урока;

портрет Н. Сладкова;

телевизор;

компьютер;

магнитная доска;

иллюстрации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный  момент

Приветствие обучающихся

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей  поделиться

И ответную искру зажечь.

Настрой на урок

Приветствуют.

Желают друг другу добра

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Загадки:

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

- Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

- Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните.

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных  сил, настроение радости и   веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана.  «Март», « Большая вода».

- Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

   Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы?      (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать  за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Оглашает тему урока

Читают стихотворение В. Рахманова «Одуванчики»

Отвечают

-Весна

один ученик у доски

Отвечают

Высказывают свои предположения

– Развивать эстетический вкус;(Л)

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Открытие новых знаний.

- Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

- Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги. За свою жизнь Николай Иванович написал

более 60 книг.

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Медведь и солнце». Предположите, о чём оно?

- Как вы думаете какое это произведение по жанру?

  1. Первичное восприятие текста. .
  2. Проверка первичного восприятия.

- Правильны ли были ваши предположения об этом  произведении?

- Назовите героев этой сказки.

- Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

- Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

- Что произошло в берлоге?

Отвечают

Высказывают свои предположения

Отвечают

Отвечают на вопросы

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Подготовка к чтению учащихся вслух. (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ — ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА — ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ — ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть  сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ – СОХЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ – РУГАЛСЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ – РЕВЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ — ИСПУГАЛА – ИСПУГАЛАСЬ

СКРИП – СКРИПЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел –  начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово «Покосолапил»? (косые лапы).

Читай правильно. НЕЧЕГО

Читают

Чтение по цепочке

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Х

Характеристика образов произведения

(на доске слова на полосках: добрый,  грубый, ворчливый, задиристый, ласковый, спокойный, сердитый)

 Ребята, на доске развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова.

Какими словами автор характеризует героя?

)

Каким одним словом их можно заменить?  

А как лучше?

 Почему автор употребил именно эти слова?

Что они вам помогают понять?  

Как надо    читать слова медведя?

А на кого сердит медведь?  

Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь.

- Каким вы представили себе медведя?

- Почему медведь повел себя именно таким образом?

- Что можете сказать о характере медведя?

- Поработайте в парах и обсудите какой Медведь в этой сказке.

- Почему вода и снег испугались медведя?

  - Каким голосом надо читать слова медведя? Найдите, прочитайте. Кто лучше?

-учащиеся читают, выбирают

-заругался, взревел,

рявкнул,  проворчал

-Сказал

Отвечают

-настроение

-Медведь не рад весне, недоволен, сердит.

-сердито, громко

-вода, снег, солнце

Выполняют задание. Один ребёнок у доски.

-Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.

-Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.

Отвечают

-Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно.

Читают

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.)

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Читать по ролям.(П)

Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Каким голосом надо прочитать слова Воды?  

-Какие слова помогают это понять?

Попробуем прочитать слова Воды тихим, испуганно - «журчащим» голосом.

Отметьте слова Воды в тетради.(написать букву  В)

 На кого медведь взревел?  

Как нужно читать слова Снега?

Почему вы так думаете?

Постарайтесь прочитать виновато, испуганно. Отметьте слова Снега в тетради.(написать букву С)

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого?  

Почему вода и снег испугались медведя?

На что указывают выделенные слова в тексте?

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь на картинки и опорные слова,  текст можно пересказывать?

Пересказ- изложение содержания текста.

-тихим

-испугалась, зажурчала тихим голосом

-на снег

-виновато, негромко

-испугался, побелел, заскрипел с перепугу

-испугались Медведя

-Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно.

-Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.

-Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.

Пересказывают текст

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1.)

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать высказывания. (К.)

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Читать по ролям.(П)

Рефлексия учебной деятельности на  уроке.

- С каким автором мы познакомились на уроке?

- Я подготовила выставку книг с произведениями Н. И. Сладкова. На перемене вы можете с ней познакомиться и если какая-то книга вас заинтересует, вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.

- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

- У вас на партах лежат картинки: солнышко, тучка и капелька. Поднимите вверх одну из них:

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

Отвечают

-– Развивать способность к рефлексии. (Л)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Домашнее задание

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

1. Прочитать сказку по ролям.(Базовый уровень)

2. Пересказать сказку.(Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки.(Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...