Урок по литературному чтению "Страшный рассказ" Е.Чарушин
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

литературного чтения во 2 классе

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: к концу урока ученик знает главную мысль рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» - береги животных, будь к ним добрым и смелым.

Предметные результаты:

Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;

Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

Умение анализировать свой поступок.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами

урока и условиями их реализации;

Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;

3) Коммуникативные:

Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и

подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать

собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М. Просвещение 2011

г., мультимедийная презентация, компьютер, проектор, перфорированное бумажное

сердце на магните, розовые карточки с домашним заданием, голубые карточки с пунктами плана рассказа о Чарушине, разрезные карточки с пунктами плана рассказа, смайлики.

Ход урока:

I. Организационный этап

1. Эмоциональный настрой на урок.

- Дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам

быть внимательными, активными и находчивыми.

II. Этап актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка

- Ребята, отгадайте загадку:

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

- Посмотрите, наше солнышко закрыто тучками, давайте разгоним их – выполним речевую

разминку на зеленых карточках.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём:

– С добрым утром!

– С ясным днём!

Вот как славно мы живём.

(Сначала читает один ученик – все следят, затем медленно хором, быстрее хором, еще

быстрее хором, выразительно – один ученик, выразительно хором)

- Тучки улетели. (Щелчок) Молодцы!

2 .Повторение изученного.

- Ребята, какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших)

- Кому посвящены произведения этого раздела? (Животным)

- Вспомните, какие произведения мы уже изучили?(М. Пришвин «Ребята и утята», В.

Берестов «Кошкин щенок», стихи о кошке и собаке).Сегодня мы продолжим эту работу.

3. Постановка темы и целей урока.

- Посмотрите на задание  и попробуйте сами определить название произведения,

которое мы будем сегодня читать и его автора. Дайте обоснованный ответ и определите тему

урока.

Лев Николаевич Толстой

Евгений Иванович Чарушин

Михаил Михайлович Пришвин

“Филипок”, “Страшный рассказ”, “Ребята и утята”, “Старый дед и внучек”

(Лев Николаевич Толстой написал произведение “Филиппок”, “Старый дед и внучек», а

рассказ “Ребята и утята” принадлежит перу Михаила Пришвина. Значит, тема

сегодняшнего урока: Евгений Иванович Чарушин “Страшный рассказ”).

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.(слайд 4)

Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

Проанализировать... (новое произведение)

Составить.. (план произведения).

- Скажите, ребята, а где вам могут пригодиться эти знания и умения? Желаю вам достигнуть

этих целей сегодня на уроке.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Знакомство с биографией Е.И.Чарушина

- Итак, начинаем. Кто такой писатель? Кто такой художник? А может ли один и тот же

человек быть и писателем и художником? Ребята, я вам сейчас расскажу про жизнь и

творчество Евгения Чарушина. Посмотрите на его портрет. Вы будете работать в

паре. Положите перед собой голубую карточку. Я буду рассказывать сведения из биографии

писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы

должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке.

Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок. Работайте сообща.

Е.И.Чарушин - писатель

Е.И.Чарушин – художник.

Детские годы Е.И.Чарушина.

Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он

очень любил животных.

В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик

любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня

мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки,

характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву “р” он научился выговаривать,

подражая карканью вороны.(Пауза.)

На день рождения отец подарил ему книги о природе “Атлас птиц в картинках”,

“Приключения юного натуралиста в Южной Америке”. Эти книги Женя читал запоем. Он

воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным

предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту,

индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в

книгах и каких видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу

Чарушину в его творчестве. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и

словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств,

которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с

С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке

детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат

отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака. (Пауза.)

В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые

произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий

рассказчик-анималист, т.е. писатель, пишущий про животных. Большая часть произведений,

созданных писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д.

Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений

Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью. (Пауза.)

- Ребята, __5€ム・давайте проверим, как вы составили план. (1.Детские годы Е.И.Чарушина. 2.

Е.И.Чарушин – художник.

3. Е.И.Чарушина-писатель )

-Оцените свою работу.

- Вернемся к целям урока.Достигнута ли первая цель? Кто такой Е.И.Чарушин?

(Е.И.Чарушин – писатель и художник)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Прогнозирование содержания рассказа

- Произведение Е.И.Чарушина называется «Страшный рассказ». Попробуйте предположить

о чём будет рассказ?

Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочитаете рассказ.

3. Словарная работа

- Но сначала, чтобы вам было все понятно при чтении рассказа поработаем с непонятными и

неясными словами.(слайд 7)

- Что значит «стемнело», «негромко», «шлепает», «пыхтит»? (Наступил вечер, тихо,

топает, тяжело дышит)

- Вам встретятся слова «сени» и «чулан». Где можно найти их значения. (В толковом

словаре)

- Определите значение этих слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой).

4. Первичное восприятие произведения

(Рассказ читают хорошо читающие ученики)

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? ( Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

– Чьё же предположение оказалось более точным? О чем этот рассказ? Ответьте на него в

форме одного предложения, используя следующую запись: (слайд 8)

“Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”

VI.Этап применения полученных знаний.

1. Защита проекта «Кто такие ежи?»

- Что вы знаете о ежах?

- Группа ребят работали над проектом о ежах и сейчас представят нам результаты своей

работы.

1. Мы провели исследование на тему «Кто такие ежи?» Изучив литературу на эту тему и

информацию в Интернете, мы пришли к следующим выводам.(слайд 10)

Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Обитают ежи в  основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. Ёж приносит пользу, уничтожая вредителей леса. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

2. В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая

лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает,

стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя

нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие

хищники оставляют ежа в покое

3.У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но

это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек),

слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только

через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками. Спасибо за внимание!

- Ребята, оцените работу своих товарищей.

2. Работа по содержанию рассказа.

- Вернемся к прочитанному произведению.

- Как получилось, что дети остались дома одни?

- Где всё происходило?

- Что напугало ребят?

- Как мальчики уговаривали себя не бояться? Зачитайте.

- Как вы думаете, испугались ли ребята, когда услышали какой-то топот?

- Какие слова подтверждают это? Зачитайте.

- Можно ли назвать мальчиков смелыми?

- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом?

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит нас этот рассказ?( Уважайте и берегите животных. Нежелательно брать диких

животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

- Возвращаемся к целям урока. Достигнута ли следующая цель?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА

3.Работа в группах, составление плана

– Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?

– Конечно, нам нужно будет составить план. Это вы сделаете, поработав в группах.

Каждая группа получает конверт с названиями частей рассказа. Расставьте по порядку

предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. Помните, что работать нужно  сообща, не ругаться, распределить обязанности. Приступайте.

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

- Давайте проверим ваши планы. Сравните свою работу с образцом (слайд 13). Исправьте

ошибки и оцените работу своей группы.

VII. Этап подведения итогов занятия.

- Пришло время подводить итоги нашего занятия.

Какое произведение мы изучали и кто его автор? Кто такой Е.И.Чарушин? О чем его

рассказ? Почему рассказ так называется? Для чего мы составляли план?

VIII. Этап рефлексии

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов

цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.

1.Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколот множеством точек

контур фигуры.

2.Аккуратно разрывайте по этому контуру.

3.Разверните.

- Что получилось у вас? (сердце)

- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок, кто доволен своей работой -

подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем,

любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!

IX. Домашнее задание

1) С. 136-138 читать, пересказывать по плану

2) По желанию: подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;

найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.

-На розовых карточках вы найдете домашнее задание, не забудьте записать его в дневник.

СПАСИБО за работу на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_urok.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

литературного чтения во 2 классе

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: к концу урока ученик знает главную мысль рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» - береги животных, будь к ним добрым и смелым.

Предметные результаты:

Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;

Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

Умение анализировать свой поступок.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами

урока и условиями их реализации;

Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;

3) Коммуникативные:

Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и

подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать

собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М. Просвещение 2011

г., мультимедийная презентация, компьютер, проектор, перфорированное бумажное

сердце на магните, розовые карточки с домашним заданием, голубые карточки с пунктами плана рассказа о Чарушине, разрезные карточки с пунктами плана рассказа, смайлики.

Ход урока:

I. Организационный этап

1. Эмоциональный настрой на урок.

- Дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам

быть внимательными, активными и находчивыми.

II. Этап актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка

- Ребята, отгадайте загадку:

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

- Посмотрите, наше солнышко закрыто тучками, давайте разгоним их – выполним речевую

разминку на зеленых карточках.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём:

– С добрым утром!

– С ясным днём!

Вот как славно мы живём.

(Сначала читает один ученик – все следят, затем медленно хором, быстрее хором, еще

быстрее хором, выразительно – один ученик, выразительно хором)

- Тучки улетели. (Щелчок) Молодцы!

2 .Повторение изученного.

- Ребята, какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших)

- Кому посвящены произведения этого раздела? (Животным)

- Вспомните, какие произведения мы уже изучили?(М. Пришвин «Ребята и утята», В.

Берестов «Кошкин щенок», стихи о кошке и собаке).Сегодня мы продолжим эту работу.

3. Постановка темы и целей урока.

- Посмотрите на задание  и попробуйте сами определить название произведения,

которое мы будем сегодня читать и его автора. Дайте обоснованный ответ и определите тему

урока.

Лев Николаевич Толстой

Евгений Иванович Чарушин

Михаил Михайлович Пришвин

“Филипок”, “Страшный рассказ”, “Ребята и утята”, “Старый дед и внучек”

(Лев Николаевич Толстой написал произведение “Филиппок”, “Старый дед и внучек», а

рассказ “Ребята и утята” принадлежит перу Михаила Пришвина. Значит, тема

сегодняшнего урока: Евгений Иванович Чарушин “Страшный рассказ”).

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.(слайд 4)

Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

Проанализировать... (новое произведение)

Составить.. (план произведения).

- Скажите, ребята, а где вам могут пригодиться эти знания и умения? Желаю вам достигнуть

этих целей сегодня на уроке.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Знакомство с биографией Е.И.Чарушина

- Итак, начинаем. Кто такой писатель? Кто такой художник? А может ли один и тот же

человек быть и писателем и художником? Ребята, я вам сейчас расскажу про жизнь и

творчество Евгения Чарушина. Посмотрите на его портрет. Вы будете работать в

паре. Положите перед собой голубую карточку. Я буду рассказывать сведения из биографии

писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы

должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке.

Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок. Работайте сообща.

Е.И.Чарушин - писатель

Е.И.Чарушин – художник.

Детские годы Е.И.Чарушина.

Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он

очень любил животных.

В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик

любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня

мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки,

характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву “р” он научился выговаривать,

подражая карканью вороны.(Пауза.)

На день рождения отец подарил ему книги о природе “Атлас птиц в картинках”,

“Приключения юного натуралиста в Южной Америке”. Эти книги Женя читал запоем. Он

воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным

предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту,

индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в

книгах и каких видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу

Чарушину в его творчестве. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и

словесные. В 1922 году Чарушин поступил в в Ленинградскую Академию художеств,

которую он закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с

С.Маршаком, В. Бианки, Б.Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке

детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат

отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С.Маршака. (Пауза.)

В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые

произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий

рассказчик-анималист, т.е. писатель, пишущий про животных. Большая часть произведений,

созданных писателем, объединяются в циклы- “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д.

Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений

Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью. (Пауза.)

- Ребята, __5€ム・давайте проверим, как вы составили план. (1.Детские годы Е.И.Чарушина. 2.

Е.И.Чарушин – художник.

3. Е.И.Чарушина-писатель )

-Оцените свою работу.

- Вернемся к целям урока.Достигнута ли первая цель? Кто такой Е.И.Чарушин?

(Е.И.Чарушин – писатель и художник)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Прогнозирование содержания рассказа

- Произведение Е.И.Чарушина называется «Страшный рассказ». Попробуйте предположить

о чём будет рассказ?

Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочитаете рассказ.

3. Словарная работа

- Но сначала, чтобы вам было все понятно при чтении рассказа поработаем с непонятными и

неясными словами.(слайд 7)

- Что значит «стемнело», «негромко», «шлепает», «пыхтит»? (Наступил вечер, тихо,

топает, тяжело дышит)

- Вам встретятся слова «сени» и «чулан». Где можно найти их значения. (В толковом

словаре)

- Определите значение этих слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой).

4. Первичное восприятие произведения

(Рассказ читают хорошо читающие ученики)

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? ( Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

– Чьё же предположение оказалось более точным? О чем этот рассказ? Ответьте на него в

форме одного предложения, используя следующую запись: (слайд 8)

“Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”

VI.Этап применения полученных знаний.

1. Защита проекта «Кто такие ежи?»

- Что вы знаете о ежах?

- Группа ребят работали над проектом о ежах и сейчас представят нам результаты своей

работы.

1. Мы провели исследование на тему «Кто такие ежи?» Изучив литературу на эту тему и

информацию в Интернете, мы пришли к следующим выводам.(слайд 10)

Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Обитают ежи в  основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. Ёж приносит пользу, уничтожая вредителей леса. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

2. В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая

лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает,

стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя

нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие

хищники оставляют ежа в покое

3.У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но

это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек),

слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только

через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками. Спасибо за внимание!

- Ребята, оцените работу своих товарищей.

2. Работа по содержанию рассказа.

- Вернемся к прочитанному произведению.

- Как получилось, что дети остались дома одни?

- Где всё происходило?

- Что напугало ребят?

- Как мальчики уговаривали себя не бояться? Зачитайте.

- Как вы думаете, испугались ли ребята, когда услышали какой-то топот?

- Какие слова подтверждают это? Зачитайте.

- Можно ли назвать мальчиков смелыми?

- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом?

- Как вёл себя ёжик, когда его искали?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит нас этот рассказ?( Уважайте и берегите животных. Нежелательно брать диких

животных к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

- Возвращаемся к целям урока. Достигнута ли следующая цель?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА

3.Работа в группах, составление плана

– Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?

– Конечно, нам нужно будет составить план. Это вы сделаете, поработав в группах.

Каждая группа получает конверт с названиями частей рассказа. Расставьте по порядку

предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. Помните, что работать нужно  сообща, не ругаться, распределить обязанности. Приступайте.

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

- Давайте проверим ваши планы. Сравните свою работу с образцом (слайд 13). Исправьте

ошибки и оцените работу своей группы.

VII. Этап подведения итогов занятия.

- Пришло время подводить итоги нашего занятия.

Какое произведение мы изучали и кто его автор? Кто такой Е.И.Чарушин? О чем его

рассказ? Почему рассказ так называется? Для чего мы составляли план?

VIII. Этап рефлексии

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов

цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.

1.Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколот множеством точек

контур фигуры.

2.Аккуратно разрывайте по этому контуру.

3.Разверните.

- Что получилось у вас? (сердце)

- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок, кто доволен своей работой -

подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем,

любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!

IX. Домашнее задание

1) С. 136-138 читать, пересказывать по плану

2) По желанию: подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;

найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.

-На розовых карточках вы найдете домашнее задание, не забудьте записать его в дневник.

СПАСИБО за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок ИЗО "Иллюстрирование рассказов Чарушина Е.И."

Урок изобразительного искусства в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала (способа рисования «примакивание губкой")....

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...