Дифференцированный подход на разных этапах урока
консультация по чтению (1 класс) на тему

Материал будет востребован для учителей начальных классов на разных этапах урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Дифференцированный   подход  на  разных  этапах  урока.

    Для  выявления  уровня  знаний  учащихся  при  подготовке  их  к  усвоению  

нового  материала  и  для  ведения  дальнейшей  дифференцированной  работы

с  учащимися  специально  составляются  фронтальные  контрольные  работы,

проводимые  на  одном  из  первых  уроков.  В  результате  анализ  выполнен-

ных  работ  позволяет  установить  уровень  знаний  каждого  учащегося.

    Актуализация  знаний  материала  предыдущих  уроков,  проводимая  в  нача-

ле  урока  и  имеющая  существенное  значение  для  подготовки  учащихся  к  

усвоению  новых  знаний,  также  должна  носить  дифференцированный  харак-

тер.  Учащимся  с  невысоким  уровнем  знаний  можно  предложить  вопросы,

предусматривающие  констатацию  фактов.  Более  подготовленным  задаются

вопросы,  связанные  с  обобщением  ряда  явлений.  Учащимся  с  высоким  

уровнем  знаний  можно  предложить  вопросы,  отвечая  на  которые  они  суме-

ют  значительно  расширить  и  углубить  представление  всех  учеников  об  изу-

чаемом  явлении.

     На  этапе  изучения  нового  материала  особенно  важно  преодолеть  проти-

воречие  между  фронтальным  характером  объяснения  и  индивидуальным

характером  усвоения.  Весь  класс  должен  ознакомиться  с  одним  и  тем  же

учебным  материалом,  но  одни  учащиеся  быстро  усваивают  его  за  счет  хо-

рошей  предыдущей  подготовки  и  способностей,  другим  необходимо  значи-

тельно  большее  время,  чтобы  осмыслить  объяснимое.  Нужно  учитывать  и

то,  что  разные  учащиеся  работают  в  различном  темпе.  Для  того,  чтобы  

все  учащиеся  класса  глубоко  и  прочно  усвоили  новый  материал,  необходи-

мо  подходить  к  ним  дифференцированно,  учитывая  индивидуальные  особен-

ности  каждого.

     Таким  образом,  сочетание  фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  ра-

боты  с  учащимися  на  таких  этапах  урока,  как  подготовка  к  восприятию

новых  знаний  и  изложение  учебного  материала,  приведёт  к  повышению  ка-

чества  знаний  учащихся.

     На этапе  обучения  применению  знаний  определяющим  оказывается  уме-

ние  использовать  усвоенное.  Учащиеся  включаются  в  активную  познаватель-

ную  деятельность,  которая  сначала  осуществляется  под  руководством  учите-

ля,  а  затем  самостоятельно.  Разные  учащиеся  неодинаково  владеют  этим  

умением.  Подготовленные  ученики  отличаются  гибкостью,  активностью,  са-

мостоятельностью  мышления,  умением  связывать  конкретное  с  абстрактным.

Эти  учащиеся  применяют  наиболее  рациональные  способы  решения  задачи,

выбирают  нужные  приёмы,  легко  переходят  от  одного  способа  выполнения

задания  к  другому,  переключаются  с  одной  деятельности  на  другую.  Отста-

ющие  учащиеся  не  обладают  этими  возможностями,  поэтому  способны        

лишь  выполнять  задания  репродуктивного  характера.  Как  правило,  такие  

учащиеся  пытаются  использовать  наиболее  привычный  способ  решения  по-

ставленой  задачи.  

    На  практике  дифференциация  обучения  осуществляется  различными  спо-

собами.  Обучение  можно  дифференцировать  по  характеру  индивидуальных

психолого-педагогических  особенностей  обучаемых: способностей,  склоннос-

тей,  интересов,  мотивов  учения,  подготовленности  к  обучению.

     Обучение  можно  дифференцировать  по  способу  организации  познаватель-

ной  деятельности  учащихся.  В  этом  случае  различают  фронтальное,  группо-

вое,  индивидуальное  обучение  и  их  всевозможные  сочетания.

     Также  можно  дифференцировать  по элементам  системы  управления  учеб-

ным  процессом.  Тогда  обучение  можно  проводить  по  различным  учебным

планам  и  программам,  используя  различные  формы  организации  обучения.

    Начиная  обучать  детей,  меня  всегда  занимал  вопрос,  как организовать

урок,  чтобы  каждый  ребёнок  мог  проявить  себя.

     Поэтому  я  стала  применять  на  уроках  дифференцированный  подход  по

характеру  индивидуальных  особенностей  учащихся.

      На  уроках  математики  можно  использовать  три  уровня  умения  решать

задачи:

      Низкий  уровень.  Восприятие  задачи  осуществляется  учеником  поверх-

ностно,  неполно.  При  этом  он  вычленяет  разрозненные  данные,  внешние,

несущественные  элементы.  Ученик  не  может  и  не  пытается  предвидеть  ход

её  решения.

      Средний  уровень.  Восприятие  задачи  сопровождается  её  анализом.  Уче-

ник  стремится  понять  задачу,  выделяет  данные  и  искомое,  но  не  способен

при  этом  установить  между  ними  отдельные  связи.  Из-за  отсутствия  еди-

ной  системы  между  величинами  затруднено  предвидение  последующего  хо-

да  решения  задачи.  Чем  более  разветвлена  эта  сеть,  тем  больше  вероят-

ность  ошибочного  решения.

      Высокий  уровень.  На  основе  полного  всестороннего  анализа  задачи  уче-

ник  выделяет  целостную  систему  взаимосвязей  между  данными  и  искомым.

Это  позволяет  ему  осуществлять  целостное  планирование  решения  задачи.

Ученик  способен  самостоятельно  увидеть  разные  способы  решения  и  выде-

лить  наиболее  рациональный  из  возможных.

      Для  того  чтобы  организовать  разноуровневую  работу  над  задачей  в  одно

и  то  же  время,  отведённое  для  этого  на  уроке,  чаще  всего  использую  кар-

точки-задания,  которые  готовятся  заранее  в  трёх  вариантах ( для  трёх  уров-

ней).  Карточки  содержат  системы  заданий,  но  на  разных  уровнях.

       В  ходе  обсуждения  результатов  работы  каждый  ученик  имеет  возмож-

ность  увидеть  деятельность  более  высокого  уровня,  чем  тот  на  котором  он

работал.  Таким  образом,  учащиеся  не  ограничиваются  рамками  предлагаемо-

го  им  уровня.

        В формировании  умения  решать  задачи  следует  идти  от  простого  к                                                                                                                                                                            

сложному.  Разумнее  всего  в  этом  случае  использовать  дидактический  мате-                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                   

риал  в  виде  карточек,  в  котором  все  задачи  располагаются  по  степени  воз-

растания  трудностей.

       Такого  рода  материал  удобно  предлагать  детям  в  виде  карточек  разного

цвета ( синие,  жёлтые,  красные ).

       Слабым  учащимся  даётся  карточка  синего  цвета.  Правильное  выполне-

ние  заданий  в  синей  карточке  позволяет  ему  переступить  на  следующую

ступеньку  трудности  ( жёлтую  и  красную  карточки ).

       Если  ребёнок  допустил  ошибку  хотя  бы  в  одном  задании  карточки,  то

в  следующий  раз  он получает  карточку  аналогичной  трудности  (того  же      

цвета ). Так  продолжается  до  тех  пор,  пока  ребёнок  не  выполнит  все  зада-

ния  карточки  данного  цвета  безошибочно, - тогда  может  переходить  на  сле-

дующую  ступеньку.

       Такую  работу  проделываем  при  решении  уравнений  и  выражений.

Ниже  приведены  образцы  такого  рода  карточек,  которые  можно  использо-

вать  при  дифференцированной  работе  с  детьми  как  в  классе,  так  и  дома.

       Важен  ещё  один  фактор – оценка  знаний.  Многие  ведущие  педагоги

считают  справедливым  в  соответствии  с  принятой  концепцией  обучения

оценивать  не  столько  достигнутые  результаты,  сколько  усилия  ученика.

Группа «А» (высокий  уровень) – это  базовый  уровень,  определённый  обра-

зовательным  стандартом  по  всем  предметам  школьного  цикла.  На  мой

взгляд  нельзя  оценивать  знания  слабого  ученика  на  базовом  уровне,  да  ещё

в  сравнении  с  сильным  учеником.  У  учащихся  не  будет  стимула  прилагать

усилия  для  достижения  лучшего  результата.

       Систематический  индивидуальный  учёт  знаний  учащихся  помогает      

учителю  правильно  организовать  учебную  деятельность,  выбрать  нужную  

форму  проведения  его  отдельных  групп  учащихся.

       В  процессе  выполнения  домашней  работы  каждый  учащийся  осущест-

вляет  самоконтроль,  анализ  изучаемого  материала,  поиск  недочётов,  исправ-

ление  их.  Успешность  выполнения  домашних  заданий  зависит  от  учёта  ин-

дивидуальных  особенностей  обучаемых.  Осуществление  дифференцирован-

ного  подхода  к  учащимся  при  организации  их  домашней  работы  позволяет

ликвидировать  пробелы  в  знаниях  учащихся,  способствует  развитию  интере-

сов,  вовлечение  всех  учащихся  в  активную  умственную  деятельность.

      В  зависимости  от  целей  и  видов  домашнего  задания  его  индивидуали-

зация  может  быть  осуществлена  посредством:

     - частичной  индивидуализации  общего  задания;

     - применения  вместо  или  помимо  фронтальных  заданий  индивидуальных

       и  групповых  домашних  заданий;

     - применения  наряду  с  обязательными  домашними  заданиями  также  не-

       обязательных  ( желательных )  заданий;

     - применения  текущих  индивидуальных  заданий  и  рекомендаций  в  ходе

       выполнения  учащимися  заданий,  рассчитанных  на  длительную  подготов-

   

       

ку.

     Таким  образом,  решение  организовать  дифференцированное  обучение  в

школе  явилось  намерение  предоставить  шанс  каждому  ученику,  построить

обучение  так,  чтобы  максимально  использовать  возможности,  в  частности,

обучаться  в  группах  примерно  равной  подготовки.  Учащиеся  слабой  и  сред-

ней  групп  не  будут  испытывать  перегрузки,  а  учащиеся  сильной  группы  

могут  более  полно  себя  реализовать.

        

желания получить новое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока

Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...

Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока

Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...

Примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока математики.

Как можно использовать наглядно-дидактический и игровой материал при проверке домашнего задания, проведении устного счёта, повторении и закреплении пройденного, для организации контроля и самоконтроля...

Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.

Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недост...

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

Автор работы:  Суркина Л.Н.                       Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...

Приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира.

Предлагаемый материал разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является результатом методической деятельности педагога.В материале представлены приёмы дифференцированной рабо...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...