Дифференцированный подход к обучению на уроках окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Плаксина Людмила Викторовна

Составление урока.

Проверка домашнего задания.

Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к учащимся  на уроках окружающего мира.

        Учитывать индивидуальные способности учащихся в процессе обучения – давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода. Реализация его осуществляется в разной мере и различными приемами.

        Предлагаю некоторую систему работ, которая позволит учителю успешно решать следующие задачи:

1. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.

2. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно получать информацию, работать с дополнительной литературой, писать мини сочинения, «рефераты» и др.

3. Поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению данного предмета.

        Все это даст возможность более успешно формировать у учащихся представление об окружающем мире. Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. При проведении опроса по домашнему заданию, используются приемы. Которые не позволяют превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности. Надо организовать работу так, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками, учителями. При устном опросе, который дает возможность проверить умение ученика связано, логично рассказывать, надо спрашивать по желанию. Если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как внимательно слушать.

        Тем учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, вначале опроса можно предложить карточку типа «составь рассказ по плану». Например, карточка по теме «Во времена Древней Руси» (4 класс, по учебнику А.А. Плешакова) имеет следующие вопросы:

1) Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

2) С какими морями древних славян связывали водные пути?

3) На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

4) Кто был главой Руси?

5) Кто помогал ему?

6) Чем занимались князья?

7) Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?

Получив такую карточку, ученик имеет 5-7 минут времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа.

        При проведении индивидуально письменного опроса разрабатывается система карточек. Карточки строго индивидуальны и отличаются и по сложности, и по оформлению.

        Фронтальный письменный опрос с целью проверки готовности к уроку всего класса, рекомендуется проводить после изучения большой темы. Например, после изучения темы «Полезные ископаемые» (3 класс, по учебнику А. А. Плешакова) проверяется знание свойств полезных ископаемых, которые дети изучали на предыдущих уроках. На экран выводятся под номерами название разных свойств:

1. Твердое;  2. Жидкое;  3. Горючее;  4. Газообразное;  5. Пластичное;

6. Хрупкое; 7. Сыпучее; 8. Плохо пропускает воду; 9. Хорошо пропускает воду; 10.  Тяжелее воды; 11. Легче воды; 12. Имеет запах; 13. Черного цвета; 14. Белого цвета; 15. Желтого цвета; 16. Способно плавиться;

17. Коричневого или белого цвета.

        Предлагается по вариантам выбрать свойства характерного для каждого полезного ископаемого.

 I вариант: Каменный уголь – 3, 6, 10, 13.

                  Нефть – 2, 3, 11, 12.

II вариант: Песок – 1, 7, 10, 15.

                   Глина – 5, 8, 10, 17.  

        Для учащихся, которые быстрее справились с заданием, можно предложить выбрать свойства характерные для каменной соли или известняка, при этом дописать свойства, которых нет в этом перечне.

        Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала. Учителю необходимо продумывать предварительную подготовку учащихся до изучения новой темы. Такая подготовка позволит учащимся с информационным материалом самостоятельно. С этой целью к каждой новой теме  рекомендуются детям источники информации. Затем можно предложить следующее задание по теме: «Патриоты России» (4класс, по учебнику А.А. Плешакова), соедините прозвище с именем:

                       Иван IV                            Мудрый

                       Ярослав                           Вещий

                     Олег                                  Грозный

                       Владимир                        Красное Солнышко

                       Дмитрий                         Калита

                       Александр                       Невский

                       Иван                                Донской

 Вначале ребята учатся работать с литературой, разрабатывают план. Более подготовленным детям предлагается  дома подготовить рассказ или презентацию на заданную тему. На начальных этапах готовятся короткие доклады, которые составляются совместно с учителем. Затем, когда этот прием группой «сильных» учащихся освоен, предлагается написать доклад или подготовить презентацию самостоятельно.

В итоге этот вид деятельности проходят все учащиеся. Это дает очень хорошие результаты, позволяет не только углублять, расширять знания, но одновременно на конкретном содержании учит самостоятельно работать с информацией.

        Приемов, которые позволили бы осуществлять закрепление изученного материала, очень много. Например, в конце урока можно рекомендовать написание мини-сочинений по пройденной теме. Причем, если учащиеся не успели закончить их на уроке, они делают это дома. Данный прием позволяет отрабатывать у учащихся умение письменно излагать свои мысли, при этом идет одновременно работа над выработкой грамотного письма.  Сочинения проверяются, ошибки исправляются, и учащиеся переписывают их уже без ошибок, оформляя как творческую работу (отрабатывается умение грамотно списывать).

        Домашние задания на всех уроках дифференцированные. Первая группа заданий – традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполнятся всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и пр. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые проявляют наибольшие способности. И если в классе таких учеников два-три, то это большая удача для учителя. Данная группа может увеличиться, если учитель систематически работает над развитием познавательного интереса.  

        Все перечисленное выше требует от учителя четкого планирования урока. Также необходима система внеурочной деятельности. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, что дает успешное обучение всех и каждого, полноценное усвоение знаний, приобретение умений и навыков каждым учеником. Развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся,  воспитывать всесторонне развитую личность.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1122  -  Плаксина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Дифференцированный подход в обучении на уроках окружающего мира

Цель работы:Обобщить педагогический опыт по использованию дифференцированного подхода к младшим школьникам на уроках окружающего мира.Объект исследования:Процесс учебной деятельности младших школьнико...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках окружающего мира

Предназначена для учителей школ I, II вида. Реализация принципа дифференцированного подхода в процессе ознакомления младших школьников с окружающей природой оказывает положительное влияние на развитие...

Дифференцированное обучение на уроках окружающего мира

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным програ...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....