Технологическая карта урока литературного чтения "Устное народное творчество"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Санчес Виктория Сергеевна

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества  со сверстниками ;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью , развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, выборочное  чтение, выразительное чтение;

 

2) формирование  умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, потешки, песни, скороговорки);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

"Устное народное творчество"

Цели урока:

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям устного народного творчества;

- Развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в группах;

- Воспитывать любовь к чтению, к русским народным сказкам, устному народному творчеству, умению любить свою Родину.

-Совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

- Продолжать работу по сплочению коллектива.

I. Организация. Начало урока.

Учитель:    (в русском сарафане и платке с кистями):
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас...
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край -
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.!

II.Мотивация учебной деятельности.

-Сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем работать в группах и погрузимся в замечательную атмосферу. А о чем пойдет речь, вы определите сами.  И в этом нам поможет первый этап- "Угадай-ка"

II. Постановка темы урока.

Будут даны определения, вы посовещаетесь в группах, только тихонько, слушая друг друга внимательно. И кто-то один будет от группы отвечать. А я посмотрю, какая группа самая активная.

  • Краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки  - это…
  • Это поучение Часто нам встречается. В этом изречении
    Смысл заключается
  • это жанр литературного творчества с вымыслом. … они  бывают авторские и народные:
  • Если ее мы вдруг говорим, Явление метко определим. В ней поучения нет никакого — То выражение яркое, слово
  • Если текст соединить с мелодией И потом исполнить вместе, то, что вы услышите, конечно же это…
  • Небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для того, чтобы позабавить, повеселить ребенка- это..
  • Обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами - это…
  • Использовались для веселого времяпрепровождения  

Очень хорошо! Какие отличные группы у нас получились!

Как можно всё это назвать одной фразой?

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.  Кто догадался, какова  тема нашего урока?

Ребята,  а в какой стране мы с вами живем? Раньше как она называлась? Древняя Русь! Как раз в то время только-только зарождалась письменность и не все её владели,  поэтому было так популярно устное народное творчество. Ребятки, представьте, что мы находимся в древнерусской избе. Посмотрите, какие интересные вещи. Мы с вами погружаемся в эту атмосферу и вспомним сегодня о жанрах устного народного творчества, которые так здорово могли разнообразить быт того времени.

Ш. Этап актуализации знаний.

Как вы понимаете слово устное?

народное?

 творчество?

-А как вы думаете для кого были придуманы сказки, считалки, потешки, поговорки, скороговорки? (Для маленьких детей)

-Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумывали все эти жанры. В  такой же избе мама одной рукой баюкала ребеночка и пела ему колыбельную или рассказывала потешки, а другой пряла. Всё успевали.

Вот откуда эти жанры все появились.

Какие жанры используются чаще всего в современное время?

Мы с вами ездили на экскурсию в г. Зарайск, которая называлась " Во что играли на Руси" а каком жанре УНТ там нам рассказывали? Вы так вдохновились, что  сделали игрушки. Кто мне расскажет, как назывались эти игрушки?

А сейчас мы поговорим о народных сказках. Какая же русская изба обходилась без них.

Дом. задание у вас было "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Сейчас я проверю ваше домашнее задание. И для этого нам нужно перейти к след. этапу:

"Отвечай-ка"

С чего начинается сказка?

 Что произошло по дороге?

Кто встретился им?

. Как им жилось с купцом?

Кто помешал их счастью?

Как козленок распознал ведьму?

О чем просила ведьма купца?

Как спасся козленок?

Чем закончилась сказка?

Чему она учит нас?

Очень хорошо, смысл сказки понят.

Пришла пора переходить к след. этапу " Прочитай-ка"

Выборочное чтение:

А сейчас у вас так же есть возможность в группе подготовить выборочное чтение я буду задавать вопросы, вы должны найти ответ в тексте и зачитать его. А я посмотрю, какая группа лучше всех работает.

  • Откуда сперва захотел напиться Иванушка? прочитайте.
  • Кто такой купец? Найдите в тексте абзац, где купец встретил Аленушку  и прочитайте его
  • Какая часть сказки показалась особенно печальной, найдите и прочитайте эту часть.
  • Посмотрите на картину Васнецова. Как вам кажется, Аленушка плачет или просто задумалась? Есть ли в сказке момент похожий на тот, что изобразил художник? найдите его и прочитайте.

Все группы работали отлично!

Хочу послушать чтение по ролям.

 (Ксюша, Степа, Паша)

Как мы с вам превосходно справились со сказкой! Дом. зад выполнено отлично.

физминутка

Сказка- ложь, да в ней намек, добры молодцам урок. Как вы понимаете?  

Идем дальше.

" Составляй-ка"

Мы уже с вами сказали- не было раньше школ и учителей. Русские женщины думали, как же научить своих детишек мудрости и придумывали пословицы, которые так часто помогают нам до сих пор в повседневной жизни.

У вас в группах рассыпалась пословицы, а ведь в каждой таится важный смысл! Давайте их соберем и обсудим.

 Итог урока.

О чем мы с вами сегодня говорили?

Каким жанрам УНТ уделили особенно внимание?

Какие еще жанры вы знаете?
Вы назвали песню. С этим жанром мы тоже знакомы и даже ходили на знакомство к нашему народному коллективу. Кто сочинял русские народные песни? Какие вы песни знаете? "Во поле береза стояла" И никакая русская изба не обойдется без народных песен.  
Последний этап " Исполняй-ка". В Луховицком районе когда-то тоже сочинили народную песню.А вы петь-то умеете? Вот сейчас и проверим!

  Мы с вами так здорово провели время в русской народной избе, прочувствовали на себе весь задор жизни русской. С этих пор мы еще чтим многие пословицы, сказки, игры и песни. Как многому они нас научили. И мне очень хочется, чтобы этот огонь в глазах, который я вижу у вас сегодня не погас никогда. Чтобы вы всегда гордились народным достоянием.  (ОЦЕНИТЬ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

VI. Рефлексия.

И вы так хорошо сегодня работали, что к вам на парты попали волшебные конфеты. Которые помогут вам теперь самим оценить свою работу.

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали –покажите зеленую конфету.

– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтую.– Если вам было сложно разобраться, есть трудности –красную.

В избе мы побывали, обо всем потолковали и работали вы прекрасно, я очень довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские. 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...