Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Буква Ёё"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Назаренко Елена Валерьевна

познакомить детей с буквами Ё,ё; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов, развивать при этом внимание и наблюдательность; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx62.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.

Тема: «Буква Ё ё и звуки [й о],[o]».

Цель урока: познакомить детей с буквами Ё,ё; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов, развивать при этом внимание и наблюдательность; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к животным.

Оборудование: схемы слови картинки: ёлка, ёжик; картинка с печатной и прописной  буквой  Ёё; рисунок облака со слогами и словами, карточки со словами, елочные игрушки, ёлки.

I. Орг. момент.

- У нас необычный урок, к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке, чему вы научились за эти 3 месяца. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их.

- А сейчас повернёмся к соседу, улыбнёмся, мысленно пожелаем здоровья, удачи друг другу.

- Повернулись ко мне, я желаю вам быть внимательными, активно работать на уроке и ещё быть терпеливыми, ведь это так сложно.

II. Беседа.

-У нас сейчас урок обучения грамоте. Давайте вспомним, для чего человеку нужна речь? (Чтобы общаться, разговаривать, передавать и получать информацию).

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А из чего состоят предложения? (из слов)

- На что можно поделить слова? (на слоги)

- Из чего состоят слоги? (из звуков)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Какими могут быть гласные? (ударные и безударные)

- На какие группы делятся согласные? (звонкие и глухие; твёрдые и мягкие).

III. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, в котором нас ожидает знакомство с новой хитрой буквой.

А т.к. мы познакомимся с новой буквой, значит, нам предстоит:

-научиться слышать новый звук в словах;

-учиться читать слова и предложения с новой буквой;

-выясним, почему же эта буква хитрая;

-а также мы узнаем много новой и интересной информации.

IV. Работа над новым материалом.

-Итак, мы отправляемся в путь и первая наша остановка  «Остров Звуковой».

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие деревья растут на этом острове.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год? (Ель)

Как по- другому называют это дерево? (Ёлка) – картинка

Проведём слого-звуковой анализ слова ёлка.

Сколько слогов в слове? (ёл-ка)

Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)

Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)

-Составим схему к этому слову.

Позовите слово, на какой слог падает ударение?

- Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток – ни одной. (Ёжик) – картинка

-Правильно! Молодцы!

Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

Второй слог? (жык)

- Составим схему.

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите. (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой ё

А чтобы нам познакомиться с новой буквой отправляемся в путь к следующему острову.

Вторая остановка «Остров новой буквы»

(Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё).

- Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется) Значит, эта буква, какая? (гласная)

- Ребята на этом острове живёт наша новая буква ё.

- На что похожа буква «Ё»?

- На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение.

Е и Ё родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

- Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки.

- Послушайте сказку о букве ё. Как она появилась.

Сказка.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Буква «Е» испугалась и спряталась под ель. На неё упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. Так «Е» превратилась в «Ё». От этого «Ё» - всегда ударная гласная.

- Сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили букву Ё. (работа по карточкам)

Ёлка, ежевика, юркий, ёршик, енот, еловый, ёж, песенка, яркий, юла, яблоко, ёлочка.

- Подчеркните все буквы ё.

- Проверка. В каких словах подчеркнули букву Ё?

Физминутка.

- А сейчас давайте отдохнём.

Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)

И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины)

Ёжик топал не спеша (ходьба на месте)

Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев)

А навстречу скачет зайка (скачут на месте)

Длинноухий попрыгай-ка (ладошками изображают уши зайки)

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку (показывают, как тащат морковку)

- А сейчас мы отправляемся на следующий остров.

Третья остановка «Остров слияний».

- Итак, мы переходим к чтению сочетаний и слов с буквой Ё.

- Посмотрите на облако, из которого идет дождь. Давайте прочитаем сначала слоги-слияния с буквой ё.

Обратите внимание, что когда буква ё стоит после согласной, т.е. в слиянии, сколько звуков она обозначает? (1 – о), а согласный звук слышится как? (мягко)

- Теперь прочитаем слова с этой буквой. Читать слова с буквой ё легко, если эта буква стоит вначале слова или после гласной буквы, то её надо просто назвать.

http://doc4web.ru/uploads/files/54/54470/hello_html_m7d58df46.jpg

ЁЖ ЁЖИК СВОЁ

ЁРШ  ЁЛКА МОЁ

ТВОЁ СПОЁМ

- Давайте позовём слова и определим, на какую гласную падает ударение.

Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной.

- Послушайте стихотворение.

-Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква ё даёт отчёт:

-Ничего житьё течёт, я ударная всегда!

-Ой-ё-ёй, вот это да!

- Ребята, обратите внимание на слова житьё-бытьё. Произнесите.

Вывод: После «ь» буква ё обозначает два звука.

звуков она обозначает? (1 – о), а согласный звук слышится как? (мягко)

Вывод: Буква Ё имеет два звука, когда стоит вначале слова, после гласной буквы или после мягкого знака.

- Какие ещё гласные буквы могут иметь два звука? (е, я)

- Ребята, пришло время отправляться на остров Чтения, где мы будем как вы думаете, что делать?

- Правильно, мы будем читать предложения и рассказы с буквой ё.

Четвёртая остановка «Остров Чтения».

- Сейчас мы прочитаем рассказ о лесном зверьке. (стр.31)

- Из чего состоит текст? Что еще есть  текста?

- Как назовем текст?

- Где были ребята?

- Что они слышали?

- Кто это был?

- Кто напал на ёжика?

- Что случилось с Жучкой?

Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес)

Ёж спасается от врагов своими иголками. Свернётся в клубок и фыркает сердито. Попробуй-ка, возьми его! Зимой ежи спят, а летом охотятся на насекомых, мышей и даже на змей.

Пятая остановка «Малыши заблудились».

- Следующая остановка «Малыши заблудились». Нужно помочь каждому детёнышу найти родителя.

слон                     львёнок                           лось                             утёнок

лев                       слонёнок                         утка                             лосёнок

гусь                     гусёнок                            тигр                             тигрёнок

- Подумай, какая часть слова «делает» из взрослого животного детёныша.

V. Подведение итогов.

Шестая остановка «Остров подведения итогов».

- Ну а сейчас мы отправляемся на последний остров «Остров Подведения итогов»

- Ребята, с какой новой буквой познакомились?

- Почему она хитрая?

Игра «Наряди ёлку».

- А сейчас поиграем в игру «Наряди ёлку»

- Нам нужно ёлку украсить игрушками. Но сегодня у нас будут необычные игрушки, а игрушки-слова с новой буквой. Среди всех слов из конверта

1 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 1 звук;

2 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит в начале слова;

3 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит после гласной.

(украшаем ёлку словами).

- Вам понравился урок?

- Молодцы! Хорошо работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе (ПНШ)

Урок по Обучению грамоте в 1 классе Тема : Звук и буква З....

Открытый урок по обучению грамоте

Тема:Звук и буква ы.Задачи: 1). Создать условия для знакомства с буквой ы и формирования фонематического навыка учащихся.2). Содействовать в развитии устной речи учащихся; умение давать полные и...

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Открытый урок-путешествие (обучение грамоте)

Тема: «Звук  [у] и его обозначение буквами  у,  ю»....

Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»

Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....

конспект открытого урока по обучению грамоте

Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...