Литературное чтение 2 класс "Затейники" Н.Н. Носов
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Рангаева Ирина Гениевна

Ознакомление учеников с биографией известного советского писателя Н.Н. Носова и его рассказом "Затейники".  Создание в  процессе урока условий для развития навыков правильного беглого и выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_zateyniki.n.nosov_.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение, УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,

Класс: 2 класс

Дата проведения: 08.02.2018г.

Учитель: Рангаева Ирина Гениевна

Тема: Н.Н.Носов «Затейники».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: познакомить детей с биографией Н.Носова и его рассказом «Затейники»; создать условия для развития навыков правильного беглого и выразительного чтения; способствовать развитию умения с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план; воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в группах.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Предметные УУД: 

  • научатся воспринимать на слух художественный текст, понимать смысл произведения;
  • научатся составлять картинный план по рассказу, читать, выражая настроение героев рассказа;
  • научатся сравнивать и характеризовать героев рассказа.    

Метапредметные УУД:                                                                                                              

Коммуникативные: создать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.

Личностные УУД: развивают собственное чувство ответственности за свои поступки на примере героев рассказа.

Методы и формы обучения: Словесный, наглядный, практический, метод творческого чтения. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс, книги Н.Носова, слайдовая презентация, конверты с заданиями для групп.

Тематическая карта урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы/ приемы контроля.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

Здравствуйте – ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее ( слайд 1)

Приветствуют учителя и друг друга, организуют свое рабочее место.

Фронтальный, словесный.

2. Речевая разминка.

Прочитайте самостоятельно, второй раз читает хорошо читающий ученик, третий раз по строчкам.

Паровоз без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?!

Прямо по морю пошёл!

Групповая работа

-Прочитайте 1-ю строчку с удивлением; (весь класс)

-Прочитайте 2-ю строчку с восхищением; (1 группа)

-Прочитайте 3-ю строчку вопросительно – насмешливо; (2 группа)

-Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением; (3 группа) (слайд 2)

Читают с заданной интонацией.

Чтение стихотворения самостоятельно, с интонацией.

Словесный

3. Постановка учебной задачи.

-Поднимите руку, кто любит играть?

-А в какие игры вы чаще всего играете?

-Отгадайте загадку:

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки:

Как зовут его?  (Незнайка)

Инсценировка:

-Ребята, а вы догадались, кто это?

-А знаете ли вы автора, кто придумал этого литературного героя?

-Подумайте и скажите, с жизнью и творчеством,  какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

(слайд 3) Портрет Н.Н.Носов (1908-1976). И еще вы будете учиться работать в группах.

 Поднимают руки, кто любит играть.

- Ответы детей.

-отгадывают загадку.

Выбегает ученик в костюме Незнайки с детским рулем – сигналит, создаёт шум

-Вы кто?

-Не знаю!

-А вы знаете, что здесь ездить нельзя?

-Не знаю!

-А вы знаете, что загрязняете здесь воздух своим автомобилем?

-Не знаю!

-А вы знаете, что здесь идёт урок, и шуметь нельзя?

-Не знаю!

-А что вы вообще знаете?

-Не знаю?

-Это же Незнайка

-Дети отвечают: Н.Носов

Формулируют тему урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.Носова

Словесный. Игровой прием. Инсценировка. практический. Мотивация учебной деятельности

4.Усвоение новых знаний и способов деятельности.

-Посмотрите на его портрет, как вы думаете, каким он был человеком?

Отвечая на вопрос – как он стал детским писателем, он сказал так: «Детским писателем я стал потому что, у меня была интересная жизнь, и мне было о чем рассказать людям».

-Подробнее о Н.Носове вам расскажет…

-Кто из вас читал произведения Н.Носова? Какие?

-Вспомните, кто главные герои его произведений?

-Вы узнаете, какое произведение Н.Н.Носова мы будем читать сегодня на уроке, если из слогов составите слово (слайд 4)

-Какое слово получили?

-Ребята, а кого называют затейниками?

-Подберите синонимы к слову затейники. Возможные ответы (чудак, шутник, увеселитель, остряк)

-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

-И так, затейник – это организатор веселья  (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки) (слайд 5)

-Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы попробуем поиграть в рифмы (слайд 6)

РА- РА- РА- вышла славная                 .

КИ- КИ- КИ – мы с тобой                 .

АХ – АХ – АХ – победили мы свой     .

РОК – РОК – РОК – продолжается      .

Пора переходить к следующему заданию

-Первичное восприятие текста.

-Откройте учебник на стр. 51. Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

-Почему вы так считаете?

-Просмотр фильма (слайд 7)

-Ответы детей

-Рассказывает заранее подготовленный ученик

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908года. Его отец был актером эстрады, мать – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

Прежде чем стать писателем Н.Н.Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Это было ещё до Великой Отечественной войны, в 1938 году и напечатан он был в журнале «Мурзилка».Н.Н.Носов написал много рассказов и повестей.

-Дети показывают книги

-Ребята, школьники, маленькие дети

-Составление слова из разрезных карточек в группах

-Затейники

-Ответы детей

-Подбирают синонимы

-Ответы детей

-Играют в рифмы

-Ответы детей

-Смотрят фильм

Наглядный, словесный.

Работа над развитием речи

Игра - Рифмы

Знакомство с текстом.

Проблемный

Просмотр фильма

5.Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

-Какое настроение у вас после просмотра?

-Кто герои рассказа? Назовите их имена

-В какую игру дети играли?

-Ответы детей (Петя, автор и Валя)

- «Три поросёнка)

Работа с текстом. Словесный.

Устная работа.

Анализ предложенных планов.

Практический метод.

6. Подвижная физкультминутка

Быстро все ребята встали (руки на пояс)

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали (3-4 сек.)

И ногами постучали (3-4сек.)

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)

Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели.

Игровая

Здоровьесберегающая

7. Применение полученных знаний.

Анализ произведения (понимание фактического содержания)

Работа с текстом в группах. Каждая группа получает задание

-1 группа – Как дети организовали игру. Какой дом у них получился?

- 2 группа – Почему игра прервалась?

-3 группа – Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

-Что вы можете сказать о ребятах?

-Составление плана рассказа ( по группам)

-Ребята, вам нужно восстановить последовательность текста.

Каждой группе выдаются конверты с заданием:

Может быть, это серый волк. 3 часть.

Дети читали сказку «Три поросёнка». 1 часть.

Так и не стали играть в «Три поросёнка». 4 часть.

Постройка дома. 2 часть.

-Проверка задания.

-Анализ произведения (понимание главной мысли, чувств героев, оценка поступков)

-За что их можно поругать?

-Что бы сказала мама?

-Что скажете вы?

-Как вы думаете, можно ли считать это произведение поучительным? Почему?

-К какому жанру относится данное произведение?  (рассказ)

-О ком этот рассказ? (о детях)

-Что, ещё вы можете сказать об этом рассказе?

-Находят отрывок в тексте и читают по цепочке

-Находят отрывок в тексте и читают по ролям

-Находят отрывок в тексте и читают по ролям

-Ответы детей (они фантазёры, выдумщики)

-Составляют план

-Каждая группа называет по части, если позволяет время пересказывают

-Ответы детей

Словесный метод.

Работа с текстом

Чтение по частям

8.Рефлексия.

-Сегодня я узнал (а)…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Теперь я могу…

-За что вы похвалили бы себя?       (слайд 8)

-Ответы детей

Индивидуальная работа Словесный.

9.Итог

-Что нового узнали?

-Понравился ли вам урок? Если да, если нет, ваш условный знак (нарисовать смайлику рот)

Наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активность, любознательность

Д/З пересказ по плану.

Оценить ответы детей.

-Ответы детей

-Рисуют

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н.Н Носов "Федина задача"

Урок литературного чтенияТема: Н. Н. Носов. «Федина задача»Учебник: Родная речь – В. Г. Горецкий, 3 классТип урока: урок открытия нового знанияЦели:...

Литературное чтение. Н.Н.Носов. "Ступеньки" 1класс

Литературное чтение. Н.Н.Носов. "Ступеньки" 1класс....

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"...

Конструкт урока литературного чтения Н.Н.носов Рассказ "Фантазёры"

Конструкт составлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО, представлен на защиту на курсах для учителей начальных классов по введению ФГОС НОО....

Урок литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Цель урока: формирование младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения в соответствии с возрастом...

Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" 2 класс

Данный конспект поможет учителям начальных классов....