Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Толстой Л.Н. «Два брата», «Белка и волк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Толстой Л.Н. «Два брата», «Белка и волк».

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Два брата» и «Белка и волк».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с произведениями Л.Н. Толстого «Два брата» и «Белка и волк».

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: научатся овладевать навыками смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: научатся пользоваться формами самооценивания и оценивания на уроке; осознавать личностный смысл учения.

Материально-техническое обеспечение: учебник литературного чтения 3 кл. ч.1  по программе «Начальная школа XXI века»; рабочая тетрадь;  портрет Л.Н. Толстого.

Ход занятия:

  1. Самоопределение к деятельности

─  Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

  1. Актуализация знаний

Вопросы с.130

Каких русских поэтов вы знаете?

─ Какие стихотворения они написали?

  1. Определение темы и целей урока

─ Ребята, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми произведениями.

Попробуйте отгадать писателя, посмотрев на его портрет. (Л.Н.Толстой)

─ Для того, чтобы узнать название первого произведения отгадайте загадки:

1. Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка. (Два)

2. Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…
(брат)

─ Как же будет называться первое произведение? (Два брата)

Для того, чтобы узнать название второго произведения, отгадайте еще загадки:

1. Быстрый маленький зверёк

По деревьям скок да скок. (Белка)

2. На овчарку он похож. 

Что ни зуб – то острый нож! 
Он бежит, оскалив пасть, 
На овцу готов напасть…(Волк)

─ Как будет называться второе произведение? (Белка и волк)

─ Верно, сегодня мы познакомимся с произведениями Льва Николаевича Толстого «Два брата» и «Белка и волк». Какие цели мы поставим?

  1. Подготовка к восприятию текста

а) рассказ о писателе

─ Родился он в Тульской губернии в имении Ясная поляна. Лев был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Детство у него было трудное.

Начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели.
Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Бах, Шопен, Моцарт. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения. Повзрослев, поступает в университет, но с учебой у него не ладилось, поэтому он решает вернуться в свое имение.

Совсем молодой он решает начать военную карьеру, участвует в Крымской войне. За этот период он создал ряд произведений – Отрочество, Севастопольские рассказы.

По возвращении домой, в родных краях он открывает школы для крестьянских детей, которые строит по подобию школ, увиденных им во время путешествия по Европе.

Толстой придавал большое значение образованию детей. За годы творчества он написал сотни поучительных сказок для малышей и несколько учебников. Его школьное пособие «Азбука» для обучения детей письму, чтению и арифметике после некоторой доработки стало использоваться в школах по всей стране.

  1. Первичное восприятие текста

─ Я начну читать сказку, а вы внимательно следите по учебнику.

  1. Эмоционально - оценочная беседа

─ Ребята, вам понравилось данное произведение?

─ Какие чувства вы испытывали во время прочтения?

─  С произведением какого жанра вы познакомились? (сказка)

─ Докажите это.

─ Кто герой этой сказки?

  1. Повторное чтение и анализ содержания

а) беседа

─ Прочитайте сказку еще раз самостоятельно про себя и найдите, что сказано о старшем брате и о младшем.

─ Объясните, почему любовь между братьями стала еще крепче.

Как вы думаете чему учит эта сказка?

Есть ли в сказке Л.Н. Толстого волшебные чудеса, превращения?  Какие?

─ Какая это сказка?

─ Каким синонимом вы можете заменить слово «не убыло»?

б) Деление произведения на части, коллективное составление плана

─ Как вы думаете, на сколько частей можно  поделить текст? Давайте

попробуем озаглавить каждую часть и составим план сказки.

План:

1.  Жизнь братьев.

2.  Забота братьев.

3.  Разоблачение.

4.  Братская любовь.

─ Посмотрите, какой план составила я. Попробуйте, пересказать сказку с помощью плана.

в) чтение присказки

─ Посмотрите на задание номер 3 стр.132. Подготовьтесь к выразительному чтению присказки.

IX. Первичное восприятие текста

Прочтите название произведения.

Ребята, послушайте аудиозапись. Постарайтесь представить себе картину происходящего.

X. Эмоционально-оценочная беседа

─ Как вы думайте, что это за жанр?

─ Как вы это поняли?

XI. Повторное чтение и языковой анализ.

1.Чтение хорошо читающим учеником

– Прочитаем басню еще раз.

а) анализ конкретного содержания басни

Что произошло в начале?

─ Что произошло потом? Найдите и прочитайте ответ волка белке.

─ Попробуйте составить словесный портрет белки и волка.

– Почему волк отпустил белку?

─ Каким близким про значению словом можно заменить слово «прежде»? (сначала)

б) анализ части, в которой заключается мораль.

− Есть ли в этой басне мораль?

─ Прочитайте мораль басни? Как вы ее понимайте?

− Кого осуждает автор и за что?

− Вы уже знаете, что в басне высмеиваются пороки людей. Можно ли сказать, что эта басня о нас с вами?

2. Выразительное чтение одним из учеников

– Ребята, как нужно читать эту басню? Что мы должны передать?

3. Чтение по ролям

– Ребята, а сколько действующих лиц в басне?

– Как мы еще можем прочитать эту басню?

  1. Обобщающая беседа

 Похожи ли чем-то данные произведения?

Какое из двух произведений вам понравилось больше? Почему?

─ Ребята, чему учит эта басня?

  1. Контроль знаний

а) работа в рабочей тетради:

─ Выполним задания 1-3 в рабочей тетради на с.77

  1. Итог урока

─ Ребята, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

─ Назовите автора этих произведений.

─ Что вам больше всего понравилось на уроке?

─ С каким настроением вы уходите с урока?

  1. Информация о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...