Проект "Я умею читать выразительно!"
проект по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Идрисбаева Светлана Николаевна

Казалось бы, каждый учитель должен и может научить учащихся читать выразительно, но на практике не получается реализовать обозначенную задачу на 100%. Я задалась вопросом «Почему?». В результате долгих размышлений появилась идея реализовать проект «Я умею читать выразительно!», жизнеутверждающее название которого звучит как призыв, лозунг и вселяет уверенность в ребёнка, что у него будет движение вперёд к, поставленной им самим, цели.

Методику обучения выразительному чтению знают все учителя начальных классов. Я опишу только «фишки», «изюминки», «находки», которые в синтезе позволили достичь положительных промежуточных и уже/в этом 2018г. итоговых результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Я умею читать выразительно!»

Проект «Я умею читать выразительно!» художественно-эстетической направленности разработан с учетом возрастных, психологических особенностей детей младшего школьного возраста.  

Идея проекта

Развитие творческих способностей детей при декламации поэтических произведений, выразительном чтении прозаических текстов, проявлению актерских способностей в передаче образов, выявление творческой одаренности, на обеспечение успешности каждого ребенка.

Тайминг проекта

На сегодняшний день проект реализуется уже четвёртый год: с мая 2015 по настоящее время. Подведение итогов: май 2019 г.

Целевая группа

Проект реализуется с детьми 7 – 10 лет, с первого по четвёртый класс, 70% из которых имеют нарушения звукопроизношения.

Используемые современные образовательные технологии/обоснование

Сингапурская методика обучения основана на командных формах работы, развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда. У каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который находится напротив. В команде все равны, все чувствуют себя уверенно и не боятся делать ошибки. (На основе этой методики проведены два открытых урока литературного чтения (19.04.17г. открытый урок литер.чт. 2 кл. «Б. Сергуненков «Куда прячется лето», «Одуванчик» в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2017», мастер-класс «Коммуникация на современном уроке» 27.02.17 в рамках конкурса «Учитель года - 2017»).

SEL (социально-эмоциональный интеллект – это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром). Эмоции – не враги, а друзья, помогающие в достижении целей. Направлена на развитие эмоционального интеллекта (EQ) и пяти видов мышления. Использование 5 видов контента изучаемой информации (слушают, говорят, делают, анализируют, смотрят) – мультимодальность образовательной среды. Предполагает 5 шагов образовательного процесса с учётом EQ: 1. Я чувствую (Осознанность. Работаем с пятью органами чувств). Составление чек-листа учителя, включающего в работу все модальности. 2. Я хочу (Мотивация. Учимся ставить цели, не бояться нового). 3. Я знаю (Интеллект. Информационный блок, развиваем кругозор). 4. Я могу (Самооценка. Формируем самооценку и развиваем навыки). 5. Я делаю! (Реализуем навыки в жизни. Фиксируем результаты в Дневнике достижений). (Авторское применение: в нашем классе фиксация результатов происходит на стенде «Галерея Звёзд», где каждый обучающийся – это «Звезда» (фотопортрет обучающегося с прикреплёнными стикерами, на которых зафиксированы достижения).

Метод «Фидбек»: взаимооценивание: визуализация + вербализация обратной связи с применением набора индивидуальных карточек. Проводится как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это мотивирует обучающихся читать правильно, выразительно, повышать технику чтения, работать над дикцией. Для этого используем символические рисунки: «Браво!», «Скорость чтения», «Выразительность чтения», «Дикция», «Громкость чтения», «Правильность чтения».

Коучинговый подход в образовании. Творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический коучинговый подход. Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение молодых специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой. Задача учителей так развивать учащихся с 1 класса, чтобы они смогли стать конкурентноспособными в стремительно меняющемся мире. Коучинговые инструменты: «Колесо баланса», «Шкалирование».

Здоровьесберегающие технологии

«Су-джок-терапия» - ежедневное использование всеми обучающимися с первого по четвёртый класс тренажера «Су-джок» для массажа пальцев рук с целью улучшения кровообращения и развития мелкой моторики.

ИКТ-технологии: использование мультимедийных презентаций, интерактивной доски, готовых цифровых образовательных ресурсов, создание аудио и видеозаписей.

Содержание проекта

Казалось бы, каждый учитель должен и может научить учащихся читать выразительно, но на практике не получается реализовать обозначенную задачу на 100%. Я задалась вопросом «Почему?». В результате долгих размышлений появилась идея реализовать проект «Я умею читать выразительно!», жизнеутверждающее название которого звучит как призыв, лозунг и вселяет уверенность в ребёнка, что у него будет движение вперёд к, поставленной им самим, цели.

Методику обучения выразительному чтению знают все учителя начальных классов. Я опишу только «фишки», «изюминки», «находки», которые в синтезе позволили достичь положительных промежуточных и уже/в этом 2018г. итоговых результатов.

  1. С чего начать? – подумала я. Начинать, конечно, с себя. Ведь учитель – это эталон поведения, который тоже умеет радоваться и огорчаться, веселиться и сопереживать. В начале урока/оргмомент/, на физминутках я вместе с детьми пела детские песни («Чему учат в школе», «Есть друзья, а для них», «С чего начинается Родина» и др.). Такой формат позволял ребятам раскрепоститься, не бояться выражать свое настроение. Параллельно шла работа над развитием эмоционального интеллекта.

  1. На первоначальном этапе дети знакомились с различными эмоциями, отгадывая их у смайликов, изображая в различном цвете красками/гуашью, подбирая ткань различной фактуры к той или иной эмоции. Затем учащиеся уже самостоятельно демонстрировали ту или иную эмоцию (элементы психогимнастики).

  1. 70% ребят класса имели нарушения произношения сонорных, шипящих звуков. Ежедневное использование артикуляционной гимнастики, постановка звуков и их автоматизация тоже было частью моей работы, так как имею квалификацию по диплому логопед.

  1. Авторское чтение. Истории звукозаписи не более 130 лет, но опыт показал, что звук может стать мощным средством воздействия. При изучении детской литературы XX века уже можно применять авторское чтение. Широк ли диапазон аудиозаписей авторского чтения? Есть записи Л. Толстого, С. Есенина, В. Маяковского, И. Бунина, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, Ю. Мориц, Б. Шергина, М. Пришвина. Главное, на что работает авторское чтение – это создание образа поэта, писателя как живого человека, ощущение его присутствия, и тогда каждый мастер художественного слова будет для ученика не только портретом на доске, а яркой, настоящей личностью. В этот момент начинают свою работу эмоции! А затем интерес, мотив!!! Например, при изучении стихов Есенина, можно спросить у детей, как они представляют себе звучание стихов Есенина в авторском исполнении? Большинство скажет о чувстве мягкости, нежности, лиричности, но при включении записи чтения поэта отношение меняется: Есенин читает с надрывом, выкрикивая. Создаётся «точка удивления»: почему так? В голосе писателя – боль души, крик сердца. Возникает интерес к биографии поэта, а, следовательно, к его творчеству. Авторское чтение помогает глубже проникнуть в образы, созданные поэтами, писателями.

  1. Обязательное условие: в целях формирования навыков выразительного чтения и вдумчивого отношения к слову, практикую создание аудиозаписи обучающихся. Первоначально использовала кабинетный диктофон, затем микрофон видеоконференцсвязи, микрофон караоке. Запись велась с помощью программы Audacity через компьютер и через ноутбук. В последнее время использую смартфон, планшет. Аудиозаписи осуществляю систематически, как тренировочные, так и итоговые.

  1. Обязательное условие: Самый мощный стимул - мини-конкурсы на уроках литературного чтения позволяют мобилизовать артистические способности. Проводятся при изучении поэтических разделов. Учащиеся по очереди декламируют творческие продукты, затем на стикерах записывают фамилию только одного конкурсанта, работа которого им понравилась.

  1. Обязательное условие: все достижения фиксируются на стикерах, прикрепляются к фотографии учащегося в «Галерее звёзд».

  1. Участие в конкурсах чтецов различного уровня.

  1. Видеозапись детей и их родителей.

  1. Создание портфолио учащихся и руководителя.

Необходимые ресурсы/условия для реализации идеи.

Проект реализуется в урочной, внеурочной деятельности, а также в сетевом взаимодействии учреждений нашего населенного пункта.

Материальные ресурсы: классное помещение, актовый зал, библиотека, дидактический набор для логопедической части занятий.

Технические ресурсы: диктофон, компьютер, Интернет, программа «Audacity», микрофон для видеоконференцсвязи либо простой микрофон для караоке (сейчас уже беспроводной), смартфон, планшет.

 Главный ресурс - это высококвалифицированные педагогические кадры, которые готовы выделить время для реализации новых идей.

Возможные риски и пути их преодоления

1.Синдром эмоционального выгорания учителя./ Черпать вдохновение от общения с детьми, их искренней радости при восприятии собственных творческих продуктов.

2.Большая временная составляющая процесса создания и обработки аудио- и видеозаписей./ Использование SCRUМдоски, как визуального помощника при планировании и реализации текущих планов деятельности учителя.

3. В сельской местности сеть Интернет не всегда доступна. Отсутствие высококвалифицированных кадров по обслуживанию и ремонту компьютеров и других технических средств.

Возможности масштабирования идеи

Проект может быть реализован педагогами как начального, среднего, так и старшего звена, а также, в учреждениях дополнительного образования, в летних лагерях. Главный ресурс - это педагогические кадры, которые готовы выделить время для реализации новых идей.

Для внедрения этого проекта необходимо:

  •  ознакомиться с данным проектом;
  •  руководствоваться представленными рекомендациями;
  •  наличие звукозаписывающих устройств по выбору: диктофон, компьютер, программа «Audacity», микрофон для видеоконференцсвязи либо простой микрофон для караоке (сейчас уже беспроводной), смартфон, планшет.

Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)

Целенаправленная работа по развитию выразительного чтения дает возможность для:

  • развития (у некоторых участников - раскрытия) творческого потенциала, актерского мастерства;
  • решения задач полного, либо частичного нивелирования дефектов произносительной стороны речи;
  • ощущения собственной личностной ценности;

По итогам проекта учащиеся овладеют:

  •  навыками выразительного чтения текста с соблюдением интонации при знаках препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, тире, запятая;
  •  навыками определения слов для логического ударения;

По итогам проекта учащиеся получат возможность овладеть:

  •   навыками разметки текста для декламации;
  •   навыками публичного выступления;
  •   навыками оценивания деятельности других участников проекта;
  •   навыками рефлексии.

Ожидаемые изменения в своей профессиональной деятельности

У руководителя проекта формируются навыки:

  •   структурирования деятельности по реализации проекта;
  •   рефлексии;
  •  формирования оценочного инструментария (внешней и внутренней оценки);
  •   использования современных средств коммуникации;
  •   диссеминации опыта.

Я использовала свой опыт на конкурсе «Учитель года – 2017 г.»

За время проекта создала самостоятельно, без помощи veb-мастера, личный сайт, научилась создавать аудиозаписи, видеозаписи. Благодаря участию в конкурсе «iУчитель» учусь делать видеозаписи в соответствии с указанными требованиями.

Методы/способы измерения результатов и успешности проекта

I. Внешняя оценка результатов деятельности детей:

  1. Работа с оценочными картами в первый и второй год реализации проекта: «Браво!» (рисунок – хлопающие  ладошки), «Дикция» (рис. барабан), «Выразительность» (рис. скрипка), «Скорость» (рис. бегущий легкоатлет),«Громкость» (рис. Труба),«Правильность» (рис. флейта),

http://www.toysti.me/10343-thickbox/muzykalnaja-igrushka-imc-toys-flejta-winnie-the-pooh.jpg

ПРАВИЛЬНОСТЬ

ЧТЕНИЯ

F:\2 КЛАСС УРОКИ\02 ЧТЕНИЕ\Я И МОИ ДРУЗЬЯ\ЕРМОЛАЕВ ДВА ПИРОЖНЫХ\легка-атлетика.png

СКОРОСТЬ

ЧТЕНИЯ

F:\2 КЛАСС УРОКИ\02 ЧТЕНИЕ\Я И МОИ ДРУЗЬЯ\СКРИПКА.jpg

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ЧТЕНИЯ

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0baf/0002cace-a1049126/hello_html_m16d95269.png

ГРОМКОСТЬ

ЧТЕНИЯ

F:\2 КЛАСС УРОКИ\02 ЧТЕНИЕ\Я И МОИ ДРУЗЬЯ\барабан.jpg

ДИКЦИЯ

http://images.easyfreeclipart.com/192/to-constitutionalistconservative-maria-rebuttal-192395.gif

БРАВО!

  1. Работа с оценочными листами по параметрам:

Параметры оценивания (могут варьироваться в зависимости от возраста детей и педагогических целей)

+/-, (либо шкала оценивания

выбранного совместно с детьми диапазона 1 – 5, 1 – 10 в зависимости от текста, учебных целей  

  1. Указание автора произведения

  1. Указание названия произведения

  1. Соответствие оригиналу текста

  1. Соблюдение знаков препинания

  1. Интонационное выделение логических ударений

  1. Оценивание жюри при участии в школьных, городских конкурсах, проектах различного уровня:

Конкурсы

2015/16

2016/17

2017/18

2018/19

Школьный (Пушкинский)

1м. Федичева К.

1м. Чеботарев А.

2м. Папурин П.

3м.Крылов А.

1м. Вязьминова Д.

2м. Владыкин Д.

1м. Владыкин Д.

2м. Папурин П.

Чеботарев А

3м. Вязьминова Д.

Городской (Пушкинский)

2м. Федичева К.

1м.

2м.Чеботарев А.

3м.

3м. Вязьминова Д.

1м. Вязьминова Д.

2м. Папурин П.

3м. Чеботарев А.

Тематика

к 9 мая: школ.

.Папурин П.

.Федичева К.

Городской

1м. Яшина В.

Сетевой социокультурный

Проект «Вдохновляющая лира Росатома»

Вязьминова Д.

Чеботарев А.

Бурлаков Я.

Конкурс агитбригад

1 место

1 место

Не проводился

Не проводился

Городская олимпиада

младших школьников по лит. чтению

2м.Чеботарев А.

3м. Отава А.

2м.Чеботарев А.

3м. Отава А.

II. Самооценивание участниками проекта собственных результатов

Оценочный инструментарий внутренний - участники сами оценивают свой прогресс, используя в том числе и коучинговые инструменты:

  1. Шкалирование (вертикальное или горизонтальное). Продвижение по шкале роста (градация от 1-10 по выбору).
  2. Продвижение по секторам коучингового инструмента «Колесо баланса» (по шести секторам).
  3. Стартовое, рубежное и итоговое заполнение «Листа ожидания» каждым участником проекта (по 2,3,4 году проектной деятельности)
  4. Оформление достижений на стикерах и фиксирование в «Галерее звёзд».
  5. Устное сочинение – миниатюра (текст-рассуждение) «Чего я достиг, обучаясь выразительному чтению».
  6. Оформление портфолио.

Желаю всем творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приёмы обучения выразительному чтению МБОУ ООШ №1 н.п . Африканда Мурманская область Учитель начальных классов Идрисбаева Светлана Николаевна

Слайд 2

Аудиотека класса Программа C редства Участники Представление продук тов активности А udacity Кабинетный диктофон, микрофон видеоконференцсвязи, смартфон, планшет Все обучающиеся класса Одноклассники Родители Учителя Аудиотека класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аудиотека класса

Слайд 2

Авторское чтение

Слайд 3

аудиозаписи писателей

Слайд 4

Применение на уроке

Слайд 5

Фидбэк : визуализация и вербализация

Слайд 6

Внеурочная деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

индивидуальные образовательные достижения школьников Победитель городского конкурса чтецов «Давно окончилась война» 2 кл .

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

Проект "Я учусь читать выразительно" Дидактический материал "Дикция"

Дидактический материал «Дикция» предназначен для отработки четкого произношения слов русского языка обучающимися начальных классов.Материал позволит: тренировать языковые мышечные пер...

Проект "Как хорошо уметь читать

Формирование читательской компетенции младшего школьника- залог успешности обучения, воспитания самостоятельности, самообразования через осознание учащимися себя как грамотного читателя. Представлены ...

Проект "Как хорошо уметь читать"

Проект направлен на развитие читательской активности у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых усл...

Проект "Я умею читать выразительно!" Карточки для оценивания

Карточки для оценивания чтения и декламирования можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. На начальном этапе работать с двумя-тремя карточками, постепенно увеличивая до шести....