Проект "Как хорошо уметь читать"
проект на тему

МО начальных классов

Проект направлен на развитие читательской активности у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.

Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.

Новизна проекта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего развитие сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения и творческого потенциала во внеурочной деятельности.

Приложение №1 "Диагностика уровня чтения" к проекту "Как хорошо уметь читать"

Приложение №2 Банк игровых заданий для развития качества чтения   (Мажева Е.А.)

Приложение №3 Литературная викторина "Сказки К.И.Чуковского" (Лысенко Л.А.)                          

Приложение №4 Отчетная читательская конференция 3 класс по сказке Ганса Христиана Андерсена «Оле Лукойе» (Гайворонская Н.П.)

Приложение №5 Классный час "Кто много читает, то много знает" + презентация (Щербина Л.А)

Приложение №6 Родительское собрание "Привитие интереса к чтению" (Юнусова Е.В.)

Приложение №7 Сценарий праздника "Как хорошо уметь читать"   (Чернецкая Л.Н.) + презентация (Мажева Е.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Как хорошо уметь читать"32.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Лемешкинская  школа-интернат»

Педагогический проект

«Как хорошо уметь читать»

Авторы проекта: педагоги МО учителей начальных классов.

2016

Аннотация проекта

Проект направлен на развитие читательской активности у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.

Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.

Новизна проекта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего развитие сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения и творческого потенциала во внеурочной деятельности.

Актуальность темы.

     В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения.

     Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Жизнь подсказывает, что если ребёнок научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет в школе реализовать свои способности, то положительное, что в нём заложено. Недостатки в сформированности навыка чтения обязательно скажутся на его общей успеваемости.

     С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладением навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).

     У детей, с нарушением интеллекта, формирование навыков чтения характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, искажение звукового состава слов, трудности соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком, действием.  Они испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. В связи с затруднениями в осмыслении текста, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в 2 раза медленнее, чем у нормально развивающихся детей

     Учителями начальных классов и специалистами нашей школы выявлен недостаточный уровень    развития навыка чтения.  Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.

 Наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися, воспитателями , родителями показали, что большинство детей не любят читать и считают чтение наказанием.  Сегодня школьники больше времени проводят перед телевизором и компьютером, чем с книгами. А для  развития  полноценного навыка чтения одних уроков  недостаточно. Поэтому возникла необходимость в организации целенаправленной систематической внеурочной деятельности, направленной на решение этой проблемы.

Педагогам приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлен проект «Как хорошо уметь читать».


Цель: повышение качества чтения у младших школьников с ОВЗ

Задачи:

1. Провести диагностики качества чтения.

2. Найти эффективные приёмы по развитию читательской активности у учащихся младших классов.

3. Организовать внеклассные занятия по чтению.

Ожидаемый результат:

Положительная динамика качества чтения

Повышение уровня читательской активности

Повышение успеваемости по чтению

Раскрытие творческих способностей детей

Тип проекта по доминирующей деятельности : практико –ориентированный (с элементами творческого)

Материально-технические ресурсы: учебный кабинет, мультимедийный проектор, ноутбук, библиотека, литературные произведения.

 Сроки  проведения: 01.02.2016 – 20.05.2016

Авторы проекта: учителя начальных классов, логопед, дефектолог3

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители детей

Музыкальное сопровождение - Абельтаров Т.Н. 

                


План проекта.

Первый этап (01.02.16-07.02.16) – подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Совещание педагогов-участников проекта

01.02.16

Лысенко Л.А., учитель

начальных классов

Подбор методической литературы для реализации проекта

поиск в интернете, библиотеке

02.0216

Создание «Банка» игровых заданий

Мажева Е.А., дефектолог

Составление плана проекта

Совещание педагогов-участников проекта

03.02.16

Выбор мероприятий, определение сроков, распределение обязанностей

Гайворонская Н.П., учитель начальных классов

Первоначальное выявление уровня качеств чтения

Диагностика

04.02.16-07.02.16

1 кл.- таблица№1

2кл.- таблица№2

3кл.- таблица№3

4кл-таблица№4

Учителя начальных классов

Второй  этап (08.02.16.-14.05.16) – основной

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Формировать необходимость посещения библиотеки

Экскурсия в библиотеку

08.02.16.

Повышение интереса к чтению

Гайворонская Н.П., учитель начальных классов

Привлекать к активному чтению

Мастерская творческого чтения

Каждая пятница

Повышение интереса к чтению

Учителя начальных классов, логопед

Развивать технику чтения слабых учащихся

Работа со слабыми учащимися

1кл.-вторник

2кл.-среда

3кл.-воскресенье

4кл.-четверг

Скорость чтения слабых учащихся довести до нормы

Чернецкая Л.Н.

Лысенко Л.А.

Гайворонская Н.П.

Щербина Л.А.

Развивать скорость чтения

Караоке на перемене

Ежедневно 4–я перемена

Увеличение скорости чтения

Мажева Е.А.

Фиксировать промежуточ-ные результаты успехов учащихся

Выпуск  стенгазет

Февраль

Март

Апрель

Повышение интереса к чтению

Гайворонская Н.П.

Лысенко Л.А.

Щербина Л.А.

Повысить читательскую активность и значимость

Классный час «Кто много читает- тот много знает»

1.03.16

Повышение интереса к чтению

Щербина Л.А.

Взаимодействие педагогов и родителей по развитию  чтения

Родительское собрание на тему «Привитие интереса к чтению»

20.03.16

Осознание родителями их доли ответственности в вопросе развития навыка чтения у детей

Юнусова Е.В.

Развивать интерес к чтению

Участие во Всероссийских конкурсах по чтению

Март- апрель

Дипломы  победителей, сертификаты участников

Учителя начальных классов, логопед, дефектолог

Подведение итогов

Общешкольное мероприятие «Как хорошо уметь читать»

13.05.16.

Активность детей , раскрытие их творческого потенциала

Чернецкая Л.Н.

Третий этап (15.05.16-20.05.16) – заключительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

Выявление итогового уровня качеств чтения

диагностика

15.05.16-16.05.16

Положительная динамика по развитию качеств чтения

Таблицы 1-4 (а)

Учителя начальных классов, логопед

Создание портфолио проекта

Оформление документации

презентация

16.05.16.-20.05.16.

Оформлен в соответствии с основными требованиями к педагогическому проекту

Лысенко Л.А.

Мажева Е.А.


Содержание проекта.

I этап – подготовительный

На реализацию мероприятий данного этапа была отведена 1 неделя. За данный период учителя начальных классов провели диагностики качеств чтения, выявили типичные ошибки, допускаемые учащимися (приложение 1). В соответствии с полученными результатами была определена проблема, поставлены цели и задачи, составлен план работы. Все педагоги изучали дефектологическую литературу, посвящённую вопросам формирования чтения у детей с нарушением интеллекта, где раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, А.И. Граборов, Р.С. Левина, В,Г, Петрова, Н.К. Сорокина, Р.И. Лалаева и другие), а также искали новые приёмы работы по данной теме.  Дефектологом был разработан «Банк» игровых занятий, способствующий не только выработке основных качеств чтения, но и развитию интереса (приложение 2)

II этап – основной

     Для достижения поставленных целей учителями начальных классов  были выбраны два ведущих направления работы, это занятия  в «Мастерской  творческого чтения» и индивидуальная работа со слабыми учащимися по чтению.

     Занятия в мастерской творческого чтения проводились 1 раз в неделю в каждом классе.

     Ребята первого класса слушали русские народные сказки ( «Репка», «Теремок», «курочка Ряба» и др.), принимали участие в чтении фрагментов сказок, рисовали  и лепили персонажей. По прочитанным сказкам выполнили поделку: книжку-раскладушку, иллюстрированную самими учащимися.

     Второй класс с большим удовольствием познакомился с произведениями К. И. Чуковского и С.Я. Маршака. За этот период  было прочитано много  сказок: «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др. На занятиях ребята читали по ролям, инсценировали, участвовали в конкурсах и викторинах  (приложение 3),  а так же изготовили макет с фигурками героев на магнитах для  демонстрации сказки «Муха- цокотуха».

   Для внеклассного чтения в третьем классе были выбраны сказки Г. Х. Андерсена («Оле -Лукойе», «Дюймовочка»,  «Принцесса на горошине» и др.) По прочитанным произведениям проводились читательские конференции (приложение 4), монтирование картин, драматизации понравившихся отрывков, выполнялись поделки а в заключении был созданы мультфильм и «Театр в коробке».

    Ребята четвертого класса окунулись в мир книг шведской писательницы Астрид Линдгрен. Задорная девчонка Пеппи Длинный чулок не только познакомила ребят со своими приключениями, но и «приготовила для них немало неожиданных сюрпризов»: конкурс рисунков и поделок, просмотр фильма,  заочное путешествие в Швецию, классный час о пользе чтения  и др. (приложение 5)

По окончании чтения сказки ребята изготовили макет куклы Пеппи.

     Индивидульные занятия проводились 1-2 раза в неделю со следующими учащимися.

1класс - Андрей C.,  Настя И.

2 класс - Дима П.,  Катя К.

3класс – Дима К., Саша К.

4 класс- Дима К, Саша К.

    Для выработки правильного чтения педагоги использовали следующие приёмы:

1. Звуко- буквенный анализ слов. Работа с разрезной азбукой.

Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово можно записать на доске по слогам и прочитать его.

2.Чтение таблиц со стечением согласных, с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.

стр

А

О

ы

е

скл

скр

3. Чтение небольших текстов, написанных на доске. др.)

4.Самостоятельное выделение учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.

5.Своевременное объяснение значения слова, составление толковых словариков.

    Со слабыми  учащимися 1-4 классов проводились дополнительные занятия специалистами школы: логопедом и дефектологом. Для развития качеств чтения и поддержания к нему интереса были организованы экскурсии в библиотеку, выпуск стенгазет, разучивание стихов, песен, инсценирование сказок.

     Интересным и полезным оказался новый приём- караоке детских песен. Применялся  на переменах и внеурочное время дефектологом школы.

Когда ребенок поет караоке - он:

  • концентрирует внимание;
  • раскрепощается;
  • учится быстро читать (не умеющий читать – учит буквы, сопоставляет их графическое обозначение со звучанием);
  • тренирует артикуляционный аппарат (дикцию);
  • делает дыхательную гимнастику (занятия вокалом задействует всю дыхательную систему);
  • развивает чувство ритма;
  • развивает слух (вслушиваясь и подстраиваясь к музыкальной теме вокальной партии);
  • развивает воображение и актерские навыки;
  • тренирует память;
  • дает выход эмоциям;
  • повышает самооценку (особенно если после исполнения получает одобрение и похвалу зрителей и слушателей);
  • весело и с пользой проводит время.

     Очень важна роль родителей, воспитателей в вопросе привития интереса к чтению. В конце 3 четверти было проведено собрание для родителей и воспитателей учащихся 1-4 классов, на котором концентрировалось внимание на значение книги в нравственном воспитании ребёнка, были даны рекомендации по руководству детским чтением, а также предложены список литературы (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей), приёмы и методы в помощь родителям по привитию детям любви к чтению (приложение 6)

      Завершением основного этапа по проекту стало итоговое мероприятие «Как хорошо уметь читать», на котором ребята продемонстрировали свои успехи по чтению, творческие способности (приложение 7)

III этап- заключительный

     На реализацию задач третьего заключительного этапа отводились сроки с 15.05.2016 по 20.05.2016г. В этот период были проведены итоговые диагностики по сформированности основных качеств чтения в 1-4 классах (приложение 1), проведено совещание педагогов-участников проекта, с целью подведения итогов и осмысления дальнейших перспектив по проекту «Как хорошо уметь читать».

      Данный проект оформлен в бумажном, электронном виде с презентацией в соответствии с основными требованиями к педагогическим проектам/


Заключение

     Обзор литературы о методах предупреждения и преодоления нарушений правильности чтения у детей помог отобрать и провести классификацию наиболее эффективных приёмов для формирования навыков правильного чтения у умственно отсталых учащихся с учётом психофизиологической основы навыка чтения, определить их направленность.

     Результаты обследования уровня развития навыка чтения у учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют о том, что были подобраны эффективные приемы и методы работы. В 1 классе все дети научились читать по слогам (кроме Баландина И. – индивидуальный план обучения), различать сходные по начертанию графемы, быстро соотносить звуки с буквами, научились соотносить прочитанное слово с конкретным предметом, признаком, действием. Во 2,3,4 классах у большинства учащихся увеличилась скорость чтения, понимание прочитанного текста, особенно в процессе его чтения молча, чтение вслух стало более технически совершенным, правильным, выразительным. Повысился интерес к чтению, читательская активность (дети стали чаще посещать библиотеку, принимать участие в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах) (приложение 8) Положительная динамика видна как по чтению, так и по другим предметам.

 Цели, задачи проекта выполнены, ожидаемые результаты получены в полном объёме.

      Целенаправленная и систематическая внеурочная деятельность, направленная на развитие навыка чтения и интереса к чтению, помогает эффективно решать коррекционно- развивающие задачи, а также полноценно реализовывать системный и деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В проекте подобраны различные формы внеурочной деятельности по чтению, выявлены приемы и методы работы, которые помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья избежать ситуации неуспеха, преодолеть негативизм к чтению, способствуют совершенствованию и развитию навыка осмысленного качественного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...