урок литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

УМК: «Гармония»

Бразильская народная сказка «Жизнь человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brazilskaya_skazka.docx31.95 КБ
Файл brazilskaya_skazka.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

      УМК: «Гармония»

Класс: 4 «Д»

Учитель: Е. В. Пирогова

Тема урока: Раздел «Что за прелесть эти сказки…» Бразильская народная сказка «Жизнь человека»

Тип урока: изучение нового  материала

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные ( демонстрация презентации); практические (задания)

Цель: познакомить детей с народным творчеством  бразильского народа; поработать над содержанием произведения «Жизнь человека»; учить выделять главную мысль произведения

Задачи:

  • Обучающие:

А) Обучить навыку выразительного чтения

Б) Учить чтению по ролям

  • Развивающие:

А) Развивать речь детей на основе выразительного чтения

Б) Развивать коммуникативные возможности учеников посредством работы в парах

  • Воспитывающие:

А) Воспитывать интерес к художественной литературе, к сказкам народов мира

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: Знать: жанры литературных произведений устного творчества;

Уметь: выделять в тексте главную мысль, сочувствовать и переживать героям произведения.

  • Личностные УУД: самостоятельно достигать планируемые результаты, уметь выражать свою мысль., посредством слова.
  • Метапредметные УУД:
  • - регулятивные - самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана ответа на вопрос и последовательности действий при чтении по ролям; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
  • -познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста; передача эмоций и чувств героев произведения
  • -коммуникативные - умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, находить способы работы в группах, парах, вести диалог, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

Оборудование: учебник, Литературное чтение 4 класс, УМК «Гармония»; презентация; доска

Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг. момент

II Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

- Начинаем урок литературного чтения.

- Давайте проверим готовность к уроку.

                                        Руки? – На месте!

                                        Ноги? – На месте!

                                         Локти? – У края!

                                        Спина? – Прямая!

- Чтобы чему–то  научиться – надо много трудиться!

- Чему учатся на уроках литературного чтения?

- То есть внимательный читатель – читатель думающий!

- Что необходимо, чтобы стать таким читателем – думающим?

- Не зря в народе говорится: с книгой поведёшься – ума наберёшься!

Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу

Дают ответы.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний

II. Актуализация знаний

5 мин.

- На протяжении нескольких уроков  мы с вами изучаем раздел..(Что за прелесть эти сказки..)

- Сказки  какого народа читали в этом разделе?

- Сейчас  проверим на сколько хорошо вы знаете русские народные сказки.

- У вас на парте лежат карточки с цифрами и листок самооценки. На экране появятся отрывки  из знакомых сказок. Нужно выразительно прочитать отрывок из произведения и цифру соотнести с названием произведения.  Ответы фиксируйте в листочке самооценки (+)

- Посчитайте количество баллов.  

Внимательно слушают учителя

и отвечают на вопросы.

Выразительно читают отрывки из произведений, показывают номер карточки  отмечают в листике самооценки.

Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

Предметные:

Извлечение необходимой информации из пословицы

III.Сообщение темы урока

2 мин.

– Вы читали много  русских народных сказок. Существуют ли сказки у других народов?

- Сказки есть у каждого народа. Сегодня  вы познакомитесь с  новой  сказкой. Её написал бразильский народ. В какой стране живёт бразильский народ? (БРАЗИЛИИ)

- Что вы о ней знаете?

- Сейчас мы с вами виртуально окажемся в театре, потому что  сказку покажут наши ребята. Теперь  вы  не просто ученики, а зрители.

- Как надо вести себя во время представления?

- Какую цель нужно поставить перед просмотром сказки?

- Итак, мы начинаем!

 

Инсценировка сказки (подготовленные ученики)

Белобров. Бразильская  народная  сказка «Жизнь человека»

Даутов. Камень

Кнорозов. Бамбук.

                  Физминутка (проводит дежурный)

                                 Вы наверное устали

                           Ну тогда все дружно встанем

                               Физминутку проведёт

Слушают учителя, смотрят на слайд с темой урока

Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

IV. Работа по теме урока

(по вопросам учебника)

20 мин.

 - Чтобы  ответить на вопросы к тексту,  прочитаем сказку в учебнике.

- Откройте учебник на стр.37

- Будем читать «по цепочке»

    Вопросы к тексту.

1 Почему камень спорил с бамбуком?

2 Почему бамбук не согласился с камнем?

3 Почему камень считал, что жизнь без боли для человека лучше?

4 Почему бамбук считал свою жизнь лучшей?

5 Почему камень помрачнел?

-Хорошо, ребята! Мы неплохо поработали над вопросами сказки, закрепили наши знания по её содержанию

Отвечают на вопросы учителя

(авторская)

Открывают учебники, читают вопросы и отвечают на них

Читают эпизоды из сказки

Работают над 4 вопросом в парах

Поднимают руки, отвечают

Предметные:

Развитие речи, мышления, логического мышления, памяти

V.Проверка знаний

15 мин.

- Посмотрите на экран и прочитайте пословицы.

- В какую общую тему можно их объединить?

(пословицы о жизни человека)

- Кто знает другие пословицы на эту тему?

- Пословицы есть и у бразильского народа. Например:

* Жизнь похожа на лодку. Вы плывёте тогда, когда вам весело и остаётесь на месте, когда в печали.

* Жизнь – словно езда на велосипеде: вы не упадёте, если не прекратите крутить педали.

- Какой главный смысл русских и бразильских пословиц?

         НАДО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И НЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ ПОПУСТУ.

   Синквейн)

- Что самое дорогое  у каждого человека?

                                     ЖИЗНЬ

                          Счастливая, долгая

                    Жить, трудиться, дружить

                      Жизнь – самое дорогое!

                                    СЧАСТЬЕ

- Кто  прочитает  свой синквейн

- Сегодня на уроке хочется  вспомнить  крылатое выражение:

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»

- Какие уроки дают нам сказки разных народов?

Вывод: сказки разных народов учат всех тому, что нужно быть добрым, трудолюбивым, храбрым и т. п. и нельзя быть злым, ленивым, трусливым...

Читают и объясняют пословицы.

Читают 7 вопрос, доказывают свою точку зрения

Рассуждают, отвечают на вопрос

Слушают

проверяют

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли; отработка выразительности чтения

VI. Рефлексия

2 мин.

- Наш урок подошёл к завершению.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Наша цель достигнута?

- Каким способом? Что мы делали на уроке?

- Что интересного запомнилось на уроке?

Подводят итог урока, отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

VII. Домашнее задание

1 мин.

1. читать по ролям сказку

2. найти информацию о  Бразилии

Открывают дневники, записывают д.з

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; самостоятельное усвоение учебного материала



Предварительный просмотр:

      УМК: «Гармония»

Класс: 4 «Д»

Учитель: Е. В. Пирогова

Тема урока: Раздел «Что за прелесть эти сказки…» Бразильская народная сказка «Жизнь человека»

Тип урока: изучение нового  материала

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные ( демонстрация презентации); практические (задания)

Цель: познакомить детей с народным творчеством  бразильского народа; поработать над содержанием произведения «Жизнь человека»; учить выделять главную мысль произведения

Задачи:

  • Обучающие:

А) Обучить навыку выразительного чтения

Б) Учить чтению по ролям

  • Развивающие:

А) Развивать речь детей на основе выразительного чтения

Б) Развивать коммуникативные возможности учеников посредством работы в парах

  • Воспитывающие:

А) Воспитывать интерес к художественной литературе, к сказкам народов мира

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: Знать: жанры литературных произведений устного творчества;

Уметь: выделять в тексте главную мысль, сочувствовать и переживать героям произведения.

  • Личностные УУД: самостоятельно достигать планируемые результаты, уметь выражать свою мысль., посредством слова.
  • Метапредметные УУД:
  • - регулятивные - самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана ответа на вопрос и последовательности действий при чтении по ролям; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
  • -познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста; передача эмоций и чувств героев произведения
  • -коммуникативные - умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, находить способы работы в группах, парах, вести диалог, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

Оборудование: учебник, Литературное чтение 4 класс, УМК «Гармония»; презентация; доска

Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг. момент

II Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

- Начинаем урок литературного чтения.

- Давайте проверим готовность к уроку.

                                        Руки? – На месте!

                                        Ноги? – На месте!

                                         Локти? – У края!

                                        Спина? – Прямая!

- Чтобы чему–то  научиться – надо много трудиться!

- Чему учатся на уроках литературного чтения?

- То есть внимательный читатель – читатель думающий!

- Что необходимо, чтобы стать таким читателем – думающим?

- Не зря в народе говорится: с книгой поведёшься – ума наберёшься!

Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу

Дают ответы.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний

II. Актуализация знаний

5 мин.

- На протяжении нескольких уроков  мы с вами изучаем раздел..(Что за прелесть эти сказки..)

- Сказки  какого народа читали в этом разделе?

- Сейчас  проверим на сколько хорошо вы знаете русские народные сказки.

- У вас на парте лежат карточки с цифрами и листок самооценки. На экране появятся отрывки  из знакомых сказок. Нужно выразительно прочитать отрывок из произведения и цифру соотнести с названием произведения.  Ответы фиксируйте в листочке самооценки (+)

- Посчитайте количество баллов.  

Внимательно слушают учителя

и отвечают на вопросы.

Выразительно читают отрывки из произведений, показывают номер карточки  отмечают в листике самооценки.

Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

Предметные:

Извлечение необходимой информации из пословицы

III.Сообщение темы урока

2 мин.

– Вы читали много  русских народных сказок. Существуют ли сказки у других народов?

- Сказки есть у каждого народа. Сегодня  вы познакомитесь с  новой  сказкой. Её написал бразильский народ. В какой стране живёт бразильский народ? (БРАЗИЛИИ)

- Что вы о ней знаете?

- Сейчас мы с вами виртуально окажемся в театре, потому что  сказку покажут наши ребята. Теперь  вы  не просто ученики, а зрители.

- Как надо вести себя во время представления?

- Какую цель нужно поставить перед просмотром сказки?

- Итак, мы начинаем!

 

Инсценировка сказки (подготовленные ученики)

Белобров. Бразильская  народная  сказка «Жизнь человека»

Даутов. Камень

Кнорозов. Бамбук.

                  Физминутка (проводит дежурный)

                                 Вы наверное устали

                           Ну тогда все дружно встанем

                               Физминутку проведёт

Слушают учителя, смотрят на слайд с темой урока

Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

IV. Работа по теме урока

(по вопросам учебника)

20 мин.

 - Чтобы  ответить на вопросы к тексту,  прочитаем сказку в учебнике.

- Откройте учебник на стр.37

- Будем читать «по цепочке»

    Вопросы к тексту.

1 Почему камень спорил с бамбуком?

2 Почему бамбук не согласился с камнем?

3 Почему камень считал, что жизнь без боли для человека лучше?

4 Почему бамбук считал свою жизнь лучшей?

5 Почему камень помрачнел?

-Хорошо, ребята! Мы неплохо поработали над вопросами сказки, закрепили наши знания по её содержанию

Отвечают на вопросы учителя

(авторская)

Открывают учебники, читают вопросы и отвечают на них

Читают эпизоды из сказки

Работают над 4 вопросом в парах

Поднимают руки, отвечают

Предметные:

Развитие речи, мышления, логического мышления, памяти

V.Проверка знаний

15 мин.

- Посмотрите на экран и прочитайте пословицы.

- В какую общую тему можно их объединить?

(пословицы о жизни человека)

- Кто знает другие пословицы на эту тему?

- Пословицы есть и у бразильского народа. Например:

* Жизнь похожа на лодку. Вы плывёте тогда, когда вам весело и остаётесь на месте, когда в печали.

* Жизнь – словно езда на велосипеде: вы не упадёте, если не прекратите крутить педали.

- Какой главный смысл русских и бразильских пословиц?

         НАДО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И НЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ ПОПУСТУ.

   Синквейн)

- Что самое дорогое  у каждого человека?

                                     ЖИЗНЬ

                          Счастливая, долгая

                    Жить, трудиться, дружить

                      Жизнь – самое дорогое!

                                    СЧАСТЬЕ

- Кто  прочитает  свой синквейн

- Сегодня на уроке хочется  вспомнить  крылатое выражение:

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»

- Какие уроки дают нам сказки разных народов?

Вывод: сказки разных народов учат всех тому, что нужно быть добрым, трудолюбивым, храбрым и т. п. и нельзя быть злым, ленивым, трусливым...

Читают и объясняют пословицы.

Читают 7 вопрос, доказывают свою точку зрения

Рассуждают, отвечают на вопрос

Слушают

проверяют

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли; отработка выразительности чтения

VI. Рефлексия

2 мин.

- Наш урок подошёл к завершению.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Наша цель достигнута?

- Каким способом? Что мы делали на уроке?

- Что интересного запомнилось на уроке?

Подводят итог урока, отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

VII. Домашнее задание

1 мин.

1. читать по ролям сказку

2. найти информацию о  Бразилии

Открывают дневники, записывают д.з

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; самостоятельное усвоение учебного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...