И.А. Крылов, басня "Ворона и Лисица" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Шевцова Марина Николаевна

На уроке учащиеся знакомятся с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица", дают характеристику героям басни, находят мораль басни, повторяют биографию И.А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lit.chten_.v_3_kl.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иван Андреевич Крылов, басня «Ворона и Лисица».

Цель: ознакомить с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;

            учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни; учить находить мораль басни;

            развивать навыки правильного чтения, работать над выразительностью, правильностью  речь,  расширять и обогащать словарный запас, развивать кругозор;

воспитывать интерес к чтению басен И.А.Крылова, желанию быть не

   похожими  на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова, иллюстрация к басне «Ворона и Лисица», рисунки учащихся к басне «Зеркало и  Обезьяна», предметные картинки (лиса, ворона), тест, карточки, ноутбук.

 

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят?

На учителя глядят.

 Психологический настрой учащихся на урок            

                 Уши слушают и слышат,

                  Глаза смотрят и видят,

                  Сначала думаю, а потом говорю, 

                  Помню, что в классе я не один,

                  Умею слушать мнения других.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1). Речевая разминка

Чистоговорка

Са-са-са – вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.

- чтение «Дождик» медленно, быстрее, быстро…

-чтение «Волна» тихо, громче, громко…

Скороговорка

Ворона проворонила вороненка. (?!)

Проговаривание с разной интонацией (с грустью, радостью, злостью, удивлением)

2). Домашнее задание

Что было задано домой?

- Биография И.А.Крылова;

- Выразительное чтение басен «Мартышка и Очки» и «Зеркало и Обезьяна»;

- Иллюстрация к басне «Зеркало и Обезьяна».

       1. Прием верные и неверные утверждения (устно)

И.А.Крылов родился в городе Самаре.                                          Нет (в Москве)    

Его семья жила бедно.                                                                   Да.

И.А.Крылов более 30 лет работал почтальоном.                      Нет (библиотекарем)

И.А.Крылов сам выучил французский и итальянский языки.    Да.

И.А.Крылов стал писать басни в 17 лет.                                   Нет (в 37 лет)

        2.Тест

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни - это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

 4. Сатира:

А) любование кем – либо

Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде

В) нравоучение

5. Мораль- это

А) последнее предложение в тексте

Б) поучительный вывод

В) мнение героя

(взаимопроверка)

  1. Какова мораль басни «Мартышка и Очки»?

Мораль заключается в том, что часто невежественные, глупые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. Невежда критикует и ругает то, что не может понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

  1. Игра «Разведчики»

Учитель начинает читать предложение, а ученики находят в тексте это предложение и читают дальше.

  1. Чтение скороговоркой морали басни.
  2. Какова мораль басни «Зеркало и Обезьяна»?

Мораль заключается в том, что люди легко замечают недостатки других, а свои с трудом признают.

Вспомните, какая пословица подходит к этой басне?

В чужом глазу соринку вижу, в своем бревно не замечаю.

Демонстрация детских рисунков к басне «Зеркало и Обезьяна»

Чтение басни по ролям.

Инсценировка басни.

    3.  Мотивация учебной деятельности

Отгадав загадки, вы, узнаете какую басню, мы сегодня будем читать.

Носит серенький жилет

И у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: карр – карр.  (Ворона)

Кто из вас видел ворону? Как она выглядит?

(крупная птица, черного цвета, клюв длинный, толстый)

Где живет ворона? (В городах, селах)                       

                          Хвост пушистый, мех золотистый.

                          В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лисица)

А как выглядит лиса?  (рыжая, хвост пушистый)

Где живет лиса? (в лесу)

Вспомните из сказок характер лисы? (плутовка, хитрая, коварная)

А вам знакомо слово Патрикеевна? Кого так прозвали? (лиса Патрикеевна)

А знаете почему? (В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый обманщик – отсюда и лису прозвали Патрикеевна) 

 

4. Сообщение темы урока

Сейчас мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

     

  1. Восприятие нового материала

1.Лексическая работа

Лесть – угодливое восхваление.
Гнусный – 
отвратительный, омерзительный.
Не впрок – 
не на пользу.
Взгромоздиться – 
устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – 
очаровать, покорить.
Плутовка 
– хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – 
нежный, добрый.
Царь – птица 
– главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – 
от слова вещунья – предсказательница.

2.Слушание сказки (по ноутбуку)

3.Словарная работа

По-за-втра-кать          рас-ска-зы-вать

Взгро-мозь-дясь         ма-сте-ри-ца

По-за-ду-ма-лась        вскру-жи-лась

Бли-зё-хонь-ко            при-вет-ли-вы

Го-лу-буш-ка               со-бра-лась

4.Жужжащее чтение басни

5.Чтение по цепочке

6.Физкультминутка

7.Анализ содержания басни по вопросам

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!                                          

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! Какой носок!)

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Правду говорила Лисица? (Нет) А что она делала? (Она льстила)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Каким голосом говорила Лисица? (Ласковым, нежным, тихим)

- В какое время суток происходят события?

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Удалось ли Вороне позавтракать? Почему? (Потому что из-за своей глупости она запела и потеряла сыр)

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще (не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она была глупая). Она тщеславна.

- В каких словах басни заключена мораль

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Учитель подводит итог.

Правильно.  Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупым и доверчивым, нужно понимать где правда, а где ложь. Запомните ребята! Лесть опасна.  Против неё очень трудно устоять.

8.Работа в парах

С помощью карточек дать характеристику Вороне и Лисице

Ворона – неуклюжая, доверчивая, тщеславная, глупая, задумчивая.

Лисица – хитрая, коварная, неискренняя, ловкая, умная.

9.Формирование умения выразительного чтения

Чтение в наушниках

Чтение «Земля-небо»

Дикторское чтение

  1. Закрепление изученного материала

1.Работа в группах

Собери пословицу. И определи  какая из них кому принадлежит. А какая выражает самое главное.

На языке медок, а в сердце ледок. (Лисице)

Верь своим очам, а не чужим речам. (Вороне)

У лести нет чести. (Самая главная)

2.Сегодня на уроке мы заканчиваем  изучение басен И.А.Крылова. Сейчас я проверю, как вы помните содержание выученных басен с помощью игры «Черный мешок».

  1. Итог урока

Какую новую басню И.А.Крылова мы сегодня читали?

Чему нас учит басня?  (Нельзя поддаваться  на лесть)

Что вам больше всего понравилось на уроке.

  1. Домашнее задание

Стр.137-139 выразительно читать, отвечать на вопросы, выучить басню.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Узоры на крыльях. Рисуем бабочку. 1 класс.

Презентация поможет на уроке ИЗО в 1 классе увидеть красоту бабочек....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рисунок "Узоры на крыльях бабочки" для 1 класса.

Беседа о бабочках и поэтапное изображение ....

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...

Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:·        сформировать представление учащи...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока по изобразительному искусству "Узоры на крыльях" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания»  КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: Узоры на крыльях Цели деятельности учителя: познакомить с линией симметрии, с узора...