Житейская история в небольшом рассказе Ю.И.Коваля «Бабочка
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Карпова Марина Александровна

            Актуальность урока заключается в развитии умений учащихся принимать взвешенные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как критическое мышление, а также рефлексивность, коммуникативность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 

 Данный урок  литературного чтения разработан для системы развивающего обучения Эльконина –Давыдова», предназначен для учащихся 2 класса.

           Использованы различные средства обучения: беседа,  рассказ, объяснение, работа с учебником. Структура урока выдержана, тип урока соответствующий, т.к. основными задачами урока являются научить школьников плановому анализу  художественного произведения, а также через  анализ и синтез произведения работать над развитием устной речи. Применялись различные формы организации учебной деятельности школьников, включая парную и групповую форму деятельности. Методы и приемы, используемые на уроке,  способствовали активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Шебекино Белгородской области»

Технологическая карта урока

по учебному уроку «Литературное чтение»

во 2 классе

по теме «Житейская история в небольшом рассказе Ю.И.Коваля  «Бабочка»

Наименование УМК, автор УМК «Система развивающего обучения  Эльконина - Давыдова»

Мамедова Марина Александровна,

учитель начальных классов,

11 лет,

первая

2018

Класс: 2 класс

Предмет и УМК: Литературное чтение, УМК «Система развивающего обучения  Эльконина - Давыдова»

Тема урока: Житейская история в небольшом рассказе Ю.И.Коваля  «Бабочка».

Цель урока: Создать условия для ознакомления с произведением Ю. И. Коваля «Бабочка».

Задачи: Развивать умения работать с текстом, навык выразительного чтения.              

              Выделять главную мысль в произведении

 Тип урока : Открытие новых знаний          

Планируемые образовательные результаты:

Регулятивные УУД:

- использовать речь для планирования своей деятельности;

- применять установленные правила;

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей;  

Познавательные УУД:

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

Личностные УУД:

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах;

- ценностное отношение к природному миру;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- задавать вопросы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, автор Е. И. Матвеева, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Огрмомент

-На урок зовет звонок:

«Ну, скорей, скорей дружок!»

Думать, делать, рассуждать

И пятерки получать.

Сообщают о готовности к уроку

Актуализация знаний

-А чем мы будем занимаемся на сегодняшнем уроке?

 - Какие правила выразительного чтения нам знакомы? Слайд 1

Учимся выразительно читать

1 Читая вслух предложение, выделяем речевое звено (синтагмы)

2. В речевом звене выделяем голосом ключевые слова.

3. Между речевыми звеньями делаем паузы.

4. Длинную паузу делаем в конце предложения.

5. Правильно ставим ударение в словах

6. Обращаем внимание на знаки препинания в конце и в середине предложения.

7. Передаем настроение героя голосом.

Речевая разминка

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса:

-Представьте, что у вас день рождения и вам нужно надуть шары, чтобы создать праздничное настроение (надуваем шар).

-Пришли гости и подарили цветы . Понюхайте цветок (вдохните – задержите дыхание- выдохните)

-Предлагаю задуть свечу на праздничном торте (задуваем свечу)

2. Работа со скороговоркой: (Всем классом) Слайд 2

Села мышка в уголок ,

Съела бублика кусок.

- Прочитайте скороговорку медленно, быстро, тихо.

- Прочитайте вместе с товарищем, потренируйтесь в выразительном чтении.

- Конкурс на лучшего читателя

3 Работа в паре со скороговоркой

- Белые голуби голубоглазых голубят.

- На четырех черепах черепашата по-черепашьи глядят.

- Был сер, стал бел, он за зиму поседел.

Какая пара лучше произнесет?

 

Взаимооценка

Выполняют речевую разминку и дыхательную гимнастику

Работают в паре

Оценивают другую пару

Целеполагание

- Ребята, кто герои скороговорок?

 Как выдумаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Какие задачи поставим на урок?

- Познакомимся с биографией автора

- Прослушаем произведение

- Определим к какому жанру относится произведение

- Проведем словарную работу

- Определим главную мысль произведения

Звери

Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о животных

- Познакомимся с биографией автора

- Прослушаем произведение

- Определим к какому жанру относится произведение

- Проведем словарную работу

- Определим главную мысль произведения

3. Открытие  новых знаний

-Чтобы понять, кто у нас в гостях Составьте слово из букв. Слайд 3

к а ч о б а б   (бабочка)

Сегодня мы познакомимся  с творчеством Юрия Коваля  «Бабочка»

   

Бабочка

4. Работа над темой урока

1.Биография Слайд 4

Юрий Иосифович Коваль – детский писатель. Он начал сочинять небольшие стихи и рассказы еще младшим школьником. Любил рисовать, петь. Главными героями его произведений были люди и животные. Юрий Коваль сам рисовал рисунки к своим произведениям.

2. Первичное чтение учителем.

-К какому жанру относится это произведение?

- О ком этот рассказ?

3. Словарная работа. Слайд 5,6

Трухлявое дерево  – превращающееся в труху от гнили

 

Распластать - расположить пластом, плашмя.

 

Читаем слова по слогам, целиком.

Слушают

Отвечают на вопросы

О бабочке, животных

5. Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

Выполняют движения

4. Вторичное чтение и анализ произведения.

- Назовите героев ?

- О чем они говорили?

- Открыл ли мальчик для себя что-то новое?

- В какое время года происходит  событие?

5. Работа в паре

-Какую важную мысль доверил тебе автор? Выбери нужную букву.

А - Герой увидел бабочку

Б - Теплый весенний день был хорош.

В - Человек и природа едины.

Г - Здорово болтать с бабочкой.

Взаимооценка

6.Групповая работа.

 Творческое задание «Пиктограмма»

Сейчас вы в группе будете готовиться к пересказу рассказа. Для этого  нужно разделить рассказ на части. Каждый нарисует к своей части картинку, по которой сможете вспомнить и пересказать отрывок.

Взаимооценка

7. Итог урока

- Как называется рассказ, с которым вы познакомились?

Кто автор?

Чему учит нас это произведение?

Мальчик и бабочка

Нужно беречь природу, которая окружает нас

Не губить животных

Работают в паре над текстом

Оценивают свою работу в паре, другую пару

Распределяют обязанности, рисуют рисунки к своим частям. Пересказывают рассказ

Оценивают свою работу в группе, другую группу

5. Рефлексия

Что на уроке не получилось?

Какое задание понравилось больше?

Отвечают на вопросы

6. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению рассказа по ролям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила выразительного чтения 1.Читая вслух предложение, выделяем речевое звено (синтагмы) 2. В речевом звене выделяем голосом ключевые слова. 3. Между речевыми звеньями делаем паузы. 4. Длинную паузу делаем в конце предложения. 5. Правильно ставим ударение в словах 6. Обращаем внимание на знаки препинания в конце и в середине предложения. 7. Передаем настроение героя голосом.

Слайд 2

СКОРОГОВОРКИ 1.Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. 2. Белые голуби голубоглазых голубят. 3. На четырех черепах черепашата по-черепашьи глядят. 4. Был сер, стал бел, он за зиму поседел .

Слайд 3

к а ч о б а б

Слайд 4

Юрий Иосифович Коваль «Бабочка»

Слайд 5

Трухлявое дерево – превращающееся в труху от гнили.

Слайд 6

Распластать - расположить пластом, плашмя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.  ...

Урок литературного чтения в 1 классе.Тема урока: ЧЕМУ УЧАТ ГЛУПЫЕ ИСТОРИИ? (Стихотворение Б. Заходера «Два и три» и рассказ М. Зощенко «Глупая история».)

 Цель урока:  формирование сознательного, правильного чтенияЗадачи:  познакомить с рассказом М. Зощенко  «Глупая история»                формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию   ...

Составление рассказа из небольших предложений. Слог.

Конспект занятия по развитию  речи в подготовительной группе МБДОУ. Тема. Составление рассказа из небольших предложений. Слог.Программное содержание:формировать у детей умение выделять предложени...

Поучительный вывод на основании житейской истории в сказке-притче К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце»

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя. Предлагаемый урок литературного чтения во 2 классе знакомит учеников с притчей К.Д. Ушинского «Ветер и Солнце».Притчи вс...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Короткие рассказы, в которых слова начинаются на одну букву: "Наши удивительные истории"

Проект учителя. В документе отражён конечный результат.Авторы рассказов: ученики 4 "В" класса....

Ю.Коваль "Бабочка". Загадка, 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению  Ю.Коваль. "Бабочка". Загадка", 1 класс...