Ю.Коваль "Бабочка". Загадка, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по чтению  Ю.Коваль. "Бабочка". Загадка", 1 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 1 «Б» классе

Федоренко Татьяной Романовной

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа 21 века».

Тема: «Ю.Коваль. «Бабочка. Загадка.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

Задачи урока: познакомить с произведением Ю.Коваля «Бабочка». 

Образовательная: организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.

Развивающая: развивать способности, интересы, склонности каждого ученика, ценностное отношение к окружающей действительности.

Воспитательная:  воспитывать бережное  отношение к природе, экологическую культуру.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация.

Ход урока

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент
  1. 1. Эмоциональный настрой.
  2. 2. Приветствие.
  3. 3.Проверка готовности к уроку

– Доброе утро! Меня зовут Татьяна Романовна, сегодня урок литературы проведу у вас я.

-Выглянуло солнышко. Оно посылает вам свои теплые лучи. Потянулись к солнышку! Вы растете, становитесь умнее, добрее.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя.

Работа над мимикой

-Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен  уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться.

-Покажите мне радостное, счастливое настроение.

-А теперь грустное , печальное настроение.  

-А теперь прочитаем скороговорку медленно и быстро; весело, грустно;

«Все бобры добры для своих бобрят».

-А теперь, усложним задание: к нашему настроению добавим и силу голоса.

Мы будем читать скороговорку  тихо; громко; нормальным голосом. 

-Молодцы! Когда мы читаем выразительно, то используем силу нашего голоса и мимикой помогаем передать настроение героев.

-Поиграем в игру «фотослово».

Бабочка, жизнь, красота, счастье, цвет.

  1. Актуализация знаний

 

-Какое произведение мы читали на прошлом уроке?

-К чему призывает людей поэт?

-И.Мазнин «Давайте дружить

-Надо любить окружающую природу, надо вести себя так, чтобы животные нам доверяли и не боялись нас

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

  1. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы будем продолжать изучать раздел «О наших друзьях – животных». А именно познакомимся с  писателем Юрием Ковалем и будем читать произведение о ком, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.

-Вот загадка непростая, разгадай секрет!

Тело нитью обмотает, и появится на свет

Чудо разноцветное, волшебство заветное.

– Как вам удалось отгадать такую непростую загадку?

– Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Но давайте себе признаемся, что поймать бабочку – это значит убить ее!..

Что вы знаете о бабочках?

-Что же делать? Как сохранить красоту?

-Итак, тема нашего урока: «Ю. Коваль «Бабочка».

- бабочка

- лучше фотографировать, рисовать бабочек

V. Работа о теме урока

1.Биография Ю.И.Коваля

2. Словарная работа

3. Первичное чтение

4.Вторичное чтение

5. Анализ

4. ФИЗМИНУТКА

-Послушайте внимательно биографию Юрия Иосифовича Коваля. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.

Ю́рий  Ио́сифович  Кова́ль (9 февраля 1938— 2 августа 1995)

Юрий Коваль — один из самых известных и любимых детских писателей. Сочинять  стихи он начал ещё в школе, когда был таким маленьким как вы. Потом стал писать рассказы. Увлекался рисованием,  пением. Главными героями его произведений были люди и животные. Он очень любил путешествовать по стране и наблюдать за всем вокруг.  Юрий Коваль сам иллюстрировал свои произведения. В 2008 редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей.

-Итак, что вы узнале Ю.И. Ковале?

- Для того чтобы понять смысл сказки давайте попытаемся объяснить значение некоторых слов (читай по слогам, а затем целыми словами):

-Как вы понимаете слово «трухлявое»?

Трухлявое -

Взмахнула -

Распластала -

- Откройте учебники на стр. 46-ой, найдите произведение «Бабочка». Сейчас прочитаю я, а вы очень внимательно следите. Я могу в любой момент остановиться и вы продолжите.   (читает учитель)

-Понравилось ли вам произведение? Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ, что вы почувствовали?

-О ком этот рассказ?

-Что нового для себя открыли?

-Что мы прочитали: сказку, рассказ? Докажите.

-Перечитаем текст ещё раз.(по цепочки)

-В какое время года происходит событие?

-Как разговаривал автор с бабочкой?

-Да, автор разговаривал с бабочкой, как с человеком. Бабочка махала крыльями, перелетала с места на место, а Ю. Ковалю казалось, что она понимает его с полуслова, словно читает его мысли.

-Почему не улетала бабочка, объясните.

-Бабочка совсем не боялась человека, ведь тот не пытался её обидеть: напугать или поймать. Двигался он мягко, даже остановился  в стороне, чтобы не спугнуть свою гостью.

- Найдите слова, которые говорят об отношении бабочки к человеку и человека к бабочке?

О бабочке: бабочка словно приглашала посидеть рядом с собой («присаживайся, на нас двоих места хватит»), она совсем не боялась человека («распластала крылья»), не просто махала крыльями, она «помахала», будто бы подзывая к себе, значит совсем не боялась.

О человеке: автор очень бережно относился к бабочке («я осторожно остановился в стороне», ему было приятно общество бабочки («вдвоем веселей», «мы сидели рядом»)

-Посмотрите, какие бывают бабочки. Какая именно? Кому захотелось поймать бабочку для своей коллекции?

-Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- о животных

П: осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

5.Дополнительная информация о бабочках

-Бабочки  - это признанные красавицы в мире насекомых. Они не только являются опылителями растений, но и украшают природу. Бабочки замечательные путешественницы. Они пролетают огромные расстояния  с севера на юг со скоростью 60 км/ч. Бабочки  могут взлетать не только с листика или цветка, но и с водной поверхности. В Ростовской области встречаются разнообразные виды бабочек.  Которые являются охраняемыми видами и занесены в Красную книгу. 

-Ребята, некоторым из вас я давала задание приготовить  информацию о редких бабочках. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

1 ученик. Махаон обыкновенный

Яркая крупная бабочка, светло-желтая, с черным рисунком.  Живёт в балках, оврагах, степях. Питаются нектаром цветов. В Ростовской области  наблюдается повсеместно. (Слайд 11)

2 ученик. Аполлон - большая, белая, полупрозрачная бабочка, вся пронизанная светом солнца. На её крыльях - чёрные и красные кружки и точки. Аполлон летает только в солнечную погоду; летает очень медленно, не спеша, как будто специально хочет показать всем свою красоту.

3 ученик. Павлиноглазка

Красивая бабочка с интересным узором на крыльях в виде глаз. В  Ростовской области  исчезающий вид. Встречается на опушках лесов, в зарослях кустарников в оврагах, балках, на  берегах рек.

-Какие вы молодцы!

-Ребята, какая бабочка вам больше всего понравилась? Что вы о ней запомнили?

-Как нужно относиться к бабочкам?

-Откройте учебники на стр. 48. Прочитаем еще одну загадку.

«Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

-О чем она?

– С чем сравнивается бабочка в загадке? Вы с этим согласны? С чем вы могли бы ее сравнить?

-Найдите и прочитайте в загадке созвучные слова.

-Правильно.

-с цветком

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII.Итог урока

1.Итог

2.Рефлексия.

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какой рассказ мы читали?

-Чем он вам запомнился?

-Чему нас учит рассказ?

-Кто автор рассказа?

-Что вы запомнили о нём?

-Что на уроке у вас получилось?

 -Что не получилось?

-Поэтесса Мирра Лохвицкая в одном из своих стихотворений писала.

Не убивай голубей!

Не обрывай васильков!

-Почему эти слова так необходимы сегодня? Как нужно относиться  к тому, что тебя  окружает?

-А у кого из вас есть домашние животные? Как вы общаетесь с ними?

-Хорошо.

-«Бабочка»

-Ю.Коваль

-бережно

Р: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 1-Б класс

Слайд 2

«Все бобры добры для своих бобрят».

Слайд 3

«Ю. Коваль «Бабочка».

Слайд 4

Ю́рий Ио́сифович Кова́ль 9 февраля 1938— 2 августа 1995

Слайд 5

Книги Юрия Коваля

Слайд 6

Книги Юрия Коваля

Слайд 7

Трухлявое – Взмахнула – Распластала – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху. быстро, стремительно махнуть чем-либо. широко развести в стороны крылья.

Слайд 9

Махаон обыкновенный

Слайд 10

Аполлон

Слайд 11

Павлиноглазка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.

В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)

ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...