конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: А. С. Пушкин « Сказка о царе  Салтане»…

ЦЕЛЬ:    ●   формирование способа знакомства учащихся с творчеством А. С. Пушкина,

Со «Сказкой о царе Салтане»…

  • Развивать память,речь, мышление.
  • Создавать условия для  ученического сотрудничества, воспитывать интерес к предмету.

   Познавательные: Умение ориентироваться в системе знаний через анализ худ. произведения,

составление модели произведения, совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения через работу с дет. книжками, доп. источниками, работу с интерактивн. доск. добывать новые знания через работу с «Толковым словарем», используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

Начинаем урок пожелания хорошего настроения.

   Для того, чтобы четко ,правильно произносить слова, быстро и выразительно читать, нужно уметь и дышать правильно. Выполняем дыхательную гимнастику.

 Сделаем ВДОХ.

На ВЫДОХЕ  произнесем:

Радостно: Ж-Ж-Ж

С удивлением : З-З-З

Печально: Ш-Ш-Ш

Посмотрели и запомнили, что изображено на рисунку.

Теперь мы можем приступить к самопроверке  техники чтения

3 ряд                    

          → читаем дет. книги и в парах перескажем прочитанное

2 ряд

1 ряд – самостоятельно проверяем технику чтения с помощью текстов в папке.

Гистам →самостоят. Проверка техники чтения.

         Молодцы. Справились . Правильное, беглое, выразительное чтение поможет вам в работе в групп

          Мы будем развивать нашу речь с помощью скороговорок, пословиц, фразеологизмов.

1 группа →работа со скороговорками.

2 группа →с пословицами ( о корысти )

3 группа → с фразеологизмами.

 Выбрать ответственного.

Представить работу в группе.

  • Тема: Нашего урока. О чем? о корысти
  • Предлагаю  работу с ребусами.

Тема :

  • Кто запомнил изображенных на рисунках животных?
  •   Определите тему урока.

Сможем ли мы сейчас определить тему, идею произведения?

  • Я пока не знаю тему и идею  этого произведения.
  • Я пока не знаю, как составить модели этого произведения.

Какая перед нами ЦЕЛЬ?

Моя цель:

Будет ли полезным новое знание?

При каких условиях научимся определять тему и идею?

             Откройте учебник стр. 92.

1 ряд – по названию определить, о чем будет речь.

2 ряд – по рисунку определить, о чем будет речь.

3 ряд – определить о чем будет идти речь.

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя.
  3. Чудесное спасение.
  4. Встреча с лебедем.
  5. Корабельщики на острове.

ВРЕМЯ – 1 минута

               Сегодня мы познакомимся с творчеством А.С. Пушкина (портрет)

А что вы знаете о творчестве А.С. Пушкина?

Рассказывают дети. Я вывешиваю портреты

Выставка книг.

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил отгувернантов – французрв,бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Радионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок. В 12 лет родители определили сына, в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 году он был принят на государственную службу. По приказу царя Пушкин был сослан в село Михайловское, где он Вплотную столкнулся с жизнью  деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще  и все же не переставал изучать его всю жизнь. Пушкин написал сказок и перенес в них чудесные и живые образы народной фантазии, вместе с народом высмеивая и осуждая глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и  невежественных бояр.

  Внимательно слушаем 1 часть.

Следим. После чтения попрошу вас ответить на вопросы.

 1 ряд : Как бы вы озаглавили стихотворение?

 2 ряд: Разделите героев сказки на положительных и отрицательных.

 3 ряд: Какие непонятные слова вам встретились?

Где можно значение этих слов?

Кто знает значение устаревших слов?

Работа с папками.

  • Как бы вы озаглавили?
  • Кто из героев – положительный?
  • Кто из героев  - отрицательный?

Ребята, это – картинный план к  произведению.

  • Сказка о царе Салтане, вы выполните моделирование обложки к стихотворению.
  • Обьясните ?
  • А кто из вас прочитал эту сказку раньше?
  • Предлагаю  выбрать героев произведений.

а). ряд: по карточке.

б). ряд: по рисункам.

в). ряд: по карточкам

Мы будем не только читать,   но и  рассматривать иллюстрации к сказке.

  • Зачем художники делают иллюстрации?
  • Внимание ! В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.

Устаревшие  - АРХАИЗМЫ

  • О чем мечтали девицы?
  • Рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь представить себе этот эпизод.
  • Где находятся девицы?

    ( светлица)

  • Во что они одеты?
  • Кто услышал разговор сестриц?
  • Посмотрите на эту иллюстрацию.

Опишите, что вы видите.

Ведь не все мы можем прочитать в сказке.

  • Почему царь не выбрал первых двух сестер?

( важны не еда и одежда, а продолжение рода- царю нужен наследник)

  • Опишите одежду царя.
  • Продолжим чтение…
  • Куда после свадьбы  отправился царь-  Салтан?
  • Рассмотрите военное снаряжение царя.
  • Что защищает его?
  • Как случилось, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в  океан?
  • Зачитайте эпизод о спасении матери с сыном.

Физ. Мин.

  • Николай Андреевич Римский- Корсаков к 100-летию А.С. Пушкина написал оперу- сказку.
  • Сейчас послушаем отрывок из оперы «Полет шмеля».

Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула.

  • Какое первое чудо возникает в сказке?

Город … за одну ночь

  • Рассмотрим иллюстрацию  и сравним города

( наш и на рисунке)

  • Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики?

(  город новый, златоглавый)

  • Что рассказали о городе корабельщик
  • Давайте вспомним тему урока.
  • Какие трудности возникли у нас в начале урока?
  • Какую цель мы ставили на урок?
  • Как вы думаете, достигли мы этой цели?

Прошу оценить себя:

  • Научился определять тему, главную мысль произведения- линия вверху.линия

  • Было сложно -  линия посередине

  • Не смог справиться, не доволен собой- линия внизу.
  • Дом. задание :  в разных конвертах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...