Открытый урок по обучению грамоте
план-конспект урока по чтению на тему

Тимофеева Ирина Владимировна

обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок обучения грамоте. Буквы Ш,ш.74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте, 1 класс

Тема: Согласный звук [ш]. Буквы Ш ш.

Цель - познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью.

Задачи:

  • формирование умения выделять и характеризовать звук [ш], видеть и отличать букву ш от других; наблюдение за местом её использования в словах; знакомство с правилом написания сочетания ши; расширение словарного запаса детей;
  • развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
  • воспитание познавательной активности.

Личностные результаты:

  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе.

Предметные результаты:

  • обозначать слово схемой;
  • сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать;
  • слышать и выделять звуки, обозначать их схемой.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Учитель:

Все на месте?

Всё ль в порядке?

Книжка? Ручка? А тетрадки?

Все ли правильно сидят

Все внимательно глядят?

В мире много интересного,

 Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так вперед друзья, за дело.

  • Прочитайте загадку.    

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

 Стала улица бела.

Сколько букв в слове метель?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

Какая буква особенная?

Работа с предложением.

                  Началась метель.

Прочитайте предложение по – разному.

                 Началась сильная метель.

              Началась сильная метель!

              Началась сильная метель?

Утром началась сильная метель.

Для людей метель грозит многими бедами. На дорогах возникают пробки, люди остаются без света и тепла.

А для животных метель, наоборот, спасение от холода, от врагов.

С кем ты, зайка, дружишь

Зимнею порой?

- Со скрипучим снегом,

С молодой корой,

А ещё с метелью,

 Что средь бела дня

Столько раз спасала

От лисы меня.

Выключить проектор

Слушают, отвечают на диалог учителя и настраиваются на работу.

Отгадывают загадку.

Делают вывод о том, что буква ь знак звука не обозначает.

Дети распространяют предложение и читают его с разной интонацией.

Чтение стихотворения по ролям.

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Что это у меня на столе?

А кто ее оставил?

Кто - нибудь из вас принес?

Давайте посмотрим, что у нас в шкатулке.

Учитель достает из шкатулки: шишку, шоколадку,

шарф, шарик.

Итак: шкатулка, шишка, шоколадка, шарф, шарик.

Может кто –то догадался, что будем изучать сегодня на уроке?

Откройте страницу в учебнике.

Нам надо выяснить:

Надо выяснить гласный или согласный звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Делают вывод о многозначности слов.

Формулируют тему и задачи урока.

Надо выяснить гласный или согласный звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Какой буквой обозначается данный звук?

Как правильно называется данная буква.

Регулятивные: 

- формулировать учебную задачу   с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя

Актуализация знаний

Итак, приступаем к изучению этого звука. Вспомним, как шипит змея. Как шипит гусь.

Можно ли уже сделать вывод гласный или согласный звук?

Включается мультимедийное приложение к учебнику.

Проверим на схеме.

Составляем схему к слову шарф.

Выясним теперь звонкий или глухой звук.

Закрыли уши руками. Слушаем.

Давайте выясним твердый ли мягкий звук. В слове шишки, звук ш встречается дважды.

Работа со схемой слова шишки.

Смотрим мультфильм и стараемся запомнить как можно больше слов с новым изученным звуком. Давайте еще раз повторим ш – согласный, глухой твердый.

Назовите слова, которые запомнили.

Вывод: всегда твердый

Знакомство с буквой.

Выясняется, на что похожа буква.

Выкладывание из карандашей, счетных палочек.

Запись слова шишки на доске.

Знакомство с орфограммой.

Может я ошиблась и неправильно написала.

Найдите слово шишки в учебнике. Можно посмотреть в словаре, конечно есть правило. Ши пиши с буквой и.

- О каком времени года идет речь?

- Куда пошли дети?

- Что они собирали?

Какие шишки вы знаете?

Какие шишки еще бывают?

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

Найдем место буквы на буквенной ленте.

  • С букой мы уже познакомились, давайте послушаем песенку буквы.

Дети произносят звук, делают вывод.

Работа со схемой.

Выясняют звонкий или глухой звук. Делают вывод.

Дети выясняют. Почему шишки написаны с букой и

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщения и

 выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность

Первичное усвоение новых знаний

У вас на парте лежит текст. Постарайтесь прочесть.

Какая буква пропущена?

Практическая работа. Вставьте букву ш. постарайтесь писать ее красиво и аккуратно.

  • Пришла снежная зима. Всё укрыто пушистым ковром. Малыши рады. Ребятишки надели тёплые шубы и шапки. Дети лепят большую снежную бабу. Хорошо зимой!

Дайте название тексту.

Выполняют практическую работу. Вставляют пропущенные буквы.

Самопроверка.

Чтение предложений цепочкой.

Смотрят мультфильм, запоминают слова с новым звуком.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

Первичная проверка понимания

  • Чтение слогов с новой буквой.

Ша, ша, ша – наша Маша хороша.

Ши – ши - ши – в садик ходят малыши.

Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.

Ши- ши – ши – и теперь сидим в тиши.

Практическая работа. Усвоение новых знаний.

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение

и выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность

Первичное закрепление

Работа с текстом.

Чтение текста (птичий базар)

Чтение текста «ручейком».

Работа над содержанием.

- О каком времени года идет речь?

- Куда пошли дети?

- Что они собирали?

Какие шишки вы знаете?

Какие шишки еще бывают?

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

Как называются слова у которых несколько значений?

Читают текст.

Отвечают на вопросы по тексту.

Делают вывод о многозначности слова шишки.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщения и

 выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

У нас на доске, тоже есть шишки. Кто хочет прочитать, что же там написано.

Дети по очереди читают предложения. Что можно с этими предложениями сделать?

Падает пушистый снег.

Наступила зима.

 Крыши домов побелели.

Малыши рады снегу.

Хорошо зимой.

Читают предложения.

Дети перестраивают предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

Информация о до

С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.

- В чем особенность этого звука?

- Какую орфограмму узнали?
– Какие слова называются родственными?

Самоанализ урока

Данное учебное занятие проведено по типу изучения новых знаний и первичного закрепления по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш» (1 урок в теме).

Считаю, что структура построения данного урока выдержана, просматривается логика процесса изучения новых знаний и первичного закрепления. Все этапы урока взаимосвязаны. Занятие проведено с использованием технологии ИКТ, игровых технологий.

На уроке я решала следующие задачи:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей. Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.

Урок начался организованно, созданы все условия для дальнейшей работы. Был проведен эмоциональный настрой.  Подготовила обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию опорных знаний, отгадывание загадки, выполнение фонетического упражнения «Насос», работу со слоговыми схемами, чтение стихотворений о новой букве.  

Совместно с учениками вывела тему урока, определила целеполагание.

С учётом возможностей и особенностей класса было подобрано содержание учебного материала, по - моему, материал для учащихся был познавателен, интересен, разнообразен с различными целевыми заданиями (загадки, занимательный материал, аудиозапись, беседа, задания практического характера, использование ИКТ), мне кажется, что это способствовало реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей. Старалась, чтобы ученики делали выводы, давали советы друг другу, помогали. Через индивидуальную, самостоятельную, коллективную деятельность осуществила первичное закрепление и проверку знаний обучающихся.

На протяжении всего урока активизировала учебно – познавательную деятельность учащихся, используя различные методы, принципы обучения такие, как (индивидуальная работа, коллективная, в паре), методы обучения (практические, наглядные), принципы МО паритетности (сотрудничество с  др. другом, с учителем), взаимодополнения, равноправия – всё это влияло на уровень решения дидактических задач, а также на уроке видна и практическая направленность обучения, это связь с жизнью. Думаю, что учащимся было интересно на уроке, т.к. они работали неплохо, организованно, целенаправленно; осуществляли взаимопомощь. Высокая работоспособность, мне кажется, обеспечивалась за счёт чередования интересных заданий, видов работ, игровых моментов, использование ИКТ.

На уроке применяла и методы мотивации для поддержания интереса к предмету, к изученной теме: создание ситуации успеха, формирование творческой активности, работа по развитию диалогической и монологической речи, заинтересованность в результатах своей деятельности и товарища. Все эти методы мотивации и рефлексии способствовали достижению положительного результата. Думаю, что учащиеся тему поняли. А главное мне легко было работать на уроке, т.к. считаю, были созданы все условия для сотрудничества и успешной работы, для реализации поставленных мною целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе (ПНШ)

Урок по Обучению грамоте в 1 классе Тема : Звук и буква З....

Открытый урок по обучению грамоте

Тема:Звук и буква ы.Задачи: 1). Создать условия для знакомства с буквой ы и формирования фонематического навыка учащихся.2). Содействовать в развитии устной речи учащихся; умение давать полные и...

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Открытый урок-путешествие (обучение грамоте)

Тема: «Звук  [у] и его обозначение буквами  у,  ю»....

Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»

Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....

конспект открытого урока по обучению грамоте

Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...