Главные вкладки

    Изучение сказки С.Я.Маршака – «12 месяцев»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Велигура Марина Владимировна

    Осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака,  начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл s.ya_.marshak_-_12_mesyatsev.docx24.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Изучение сказки С.Я.Маршака – «12 месяцев»

    Цель урока: осветить некоторые моменты творческого пути С.Я Маршака,  начать изучать сказку-пьесу «12 месяцев»

    Задачи:

    Образовательные:

    -способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;

    -формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака, его произведениям знакомым и незнакомым;

    -формировать умение  выразительно читать  произведения по ролям;

    - формировать понятие о жанре «пьеса»

    Развивающие:

    - развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;

    - на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности;

    - развитие эмоциональной отзывчивости при чтении

    Воспитывающие:

    - воспитывать нравственные качества учащихся;

    - воспитывать интерес к предмету;

    - воспитывать умение слушать товарищей.

    Оборудование: мультимедийная презентация

    Ход урока:

    1.Организационный момент

    2.Повторение изученного

    У:  Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы, поговорки о месяцах? А их существует немало. Посмотрите на слайд. Сколько у нас месяцев всего?

    Февраль — кривые дороги.
    Март с водой, апрель с травой.
    В апреле земля преет.
    Май холодный — год хлебородный.
    В марте — подснежники ищи.
    Февраль богат снегом, апрель водою.
    Август-батюшка заботой-работой мужика тешит.
    Январь — дальний предвестник весны.

    Апрель — месяц большой воды.
    Май обманет, да в лес уйдёт.
    В июне заря с зарёй целуются.
    Июль — триумф ясного лета
    В августе серпы греют, вода холодит
    Август — яблочный месяц.
    Август — бархатный месяц.
    Сентябрю рыболовы рады.
    В октябре птицы с родиной прощаются.
    Октябрь-грязник — ни колеса, ни полоза не любит.
    В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт.
    Ноябрь — последний месяц живой воды.

    У:  Ребята, какое произведение  мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

    Д: Мы начали изучать сказку С.Я.Маршака – 12 месяцев.

    У: Совершенно верно, и автором этого произведения является С.Я.Маршак. Ребята, скажите какие произведения писал автор? Кому они были предназначены?

    Д: Он писал преимущественно для детей

    У: Совершенно верно! Он написал немало сборников для детей. Послушайте, вот что автор говорил о сказках.

          Добрую сказку помню я с детства,

           Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

           Пусть подкрадётся к самому сердцу

           И зародится зерно доброты

    У: Ребята, а что такое сказка? Какие сказки вы знаете?

    Д: Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.

    У: А к какому типу сказок мы отнесем сказку С.Я.Маршака 12 месяцев?

    Д: Это волшебная сказка.

    У: -Ребята, заметьте это не просто сказка, а сказка – пьеса. А в чем отличие простой сказки от сказки-пьесы?

    У: - Сказка-пьеса  имеет отличия: и это наличие ремарок, распределение ролей.

    У :А что такое пьеса?

    Пьеса - произведение для театрального представления

    3.Проверка домашнего задания

    У: Назовите мне какие действующие лица нам встретятся в этой картине?

    Д: Дочка, падчерица, Учитель королевы, Королева…

    У: Ребята, а вы заметили, что каждый герой имеет свой характер, свою интонацию?

    У: Как мы будем читать слова каждого персонажа?

    Д: Слова каждого персонажа мы будем читать с особой интонацией.

    У: Совершенно верно! Как мы прочитаем слова: Королевы, Мачехи, Глашатых, Профессора?  

    У: Ребята, посмотрите на слайд. Значения всех ли слов вам понятно?

    -Падчерица - неродная дочь

    -Мачеха – неродная мать

    -Придворная свита – окружение королевской семьи

    -Глашатый – человек при дворе, объявляющий все новые указы

    -Не гневайся – не сердись

    -Валежник – сухие сучья и ветви

    -Что есть мочи – из всех сил

    У: Ребята преступаем к чтению по ролям. Давайте с вами выберем действующих лиц

    (Чтение по ролям, постепенная смена чтецов)

    Физкультминутка

    4.Анализ произведения

    У: Легко ли вам было читать пьесу по ролям? В чем особенность такого чтения?
    У:  Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся? 

    Д:      В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта, верность и сердечность Падчерицы.
    Д: Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
     У:  Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

    -У: Как вы думаете, почему сказка называется так?            

    Д: Месяцы идут один за другим никогда не встречаются.   А в этой сказке     Падчерица      видела все 12месяцев сразу.

    У: Что вы можете рассказать о героях: Падчерице, Королеве, Мачехе и ее дочерях.

    У: Назовите качества Падчерицы.    Трудолюбивая,  добрая, терпеливая, приветливая.

    У: Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?                                                          

    У: Все ли люди, которые окружали девушку, любили её? В чем это выражалось?

    Д: Мачеха её не любила.  Она давала ей много работы.

    -У: Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

    Д:   Зимой нарвать подснежников.

    У: Зачем мачехе понадобились подснежники?                            

    Д: « По воле королевы».

    У: Зачитайте с выражением указ, который доносили простым людям Глашатые

             

    1.Под праздник новогодний                         3.Нарвите до рассвета

                Издали мы приказ                                         Подснежников простых

                Пускай цветут сегодня,                               И вам дадут за это

               Подснежники у нас!                                     Корзину золотых

                                            2.Ручьи бегут в долине.

                                              Зиме пришёл конец.

     Подснежников корзину

                                             Несите во дворец.                  

    У:  Почему профессор был недоволен желанием королевы?

    Д: Этим приказом нарушался закон- изменение времён года.                                                      У: Как бы вы отнеслись к такому приказу?  

    Д: Я бы не рада была этому.   Подснежники растут в природе.   Мы должны бережно относиться к природе.                                                      

    У: Как вы думаете, ребята, а как отнеслись к такому приказу жители того королевства?

     Д:  «Многие считали, что королева придумала всякую

      Всячину».  «Старухина дочка захотела попасть на новогодний праздник в королевство и стала отправлять старуху    мать в лес за подснежниками».

    У: Ребята, давайте посмотрим  на слайд и узнаем, что это за персонаж

    (озвучивание иллюстраций)

    5.Изучение нового материала

    У: Ребята скажите, какие герои у нас задействованы в третьей картине? Полистайте главу.

    Д: Старуха, Падчерица,12 месяцев, Королева

    У: С какой интонацией читать вы помните? Тогда выбираем действующих лиц.

    6.Чтение детьми второй картины.

    Ребята, скажите, что такое ремарки?

    У: Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Давайте подчеркнем карандашом, ремарки автора.

    7.Итог урока

    У: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Есть  ли у нас  пословицы о месяцах?

    Кто может назвать любую поговорку или пословицу  об одном из месяцев?

    Нравится ли вам сказка С.Я.Маршака?

    Что в  ней вы считаете необычным?

    Вы знаете еще произведения этого писателя?

    8.Домашнее задание.

    Вашим домашним заданием будет прочитать следующую картину. Но не просто прочитать,  а прочитать выразительно.

    9. Рефлексия

    У.: Оцените свою работу на слайде.

    -Мне понравилось…

    -У меня не получилось…

    -Я затруднялся в …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

    Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

    презентация и конспект урока по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

    На уроке дети узнают о новом жанре литературного произведения, учатся работать над ним......

    Внеклассное занятие по чтению по сказке С.Я.Маршака « Двенадцать месяцев» ( c презентацией)

    Цель занятия: расширить знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака,познакомить с новым литературным жанром – драматургией,повысить читательский интерес....

    Презентация к сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

    Презентация к сказке С.Я. Маршака "12 месяцев"...

    Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

    Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

    «Правописание безударных гласных в корне слова с использованием текста сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 3 класс

    Закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова....

    Сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

    Новогодний праздник проводился 27 декабря 2016года среди обучающихся 2 классов.Все дети, а также их родители приняли активное участие в проведении новогоднего зимнего представления "Двенадцать  м...