Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Анчихрова Людмила Викторовна

Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt20.96 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.

     Тема урока: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором ...»

  Задачи  урока: учить детей выразительному чтению стихотворных произведений,правильному,осознанному чтению;умению находить средства выразительности;развивать воображение и мышление учащихся; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством музыки, воспитывать любовь к природе.

 Оборудование: снежинки, портрет Н.А.Некрасова, музыка А.Вивальди «Зима», рисунки ребят, репродукции художников о зиме.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Ребята входят в класс под музыку А.Вивальди «Зима», со снежинками в руках)

  • Давайте улюбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день прнесёт нам всем радость общения друг с другом, успехов вам и удач.
  • Закройте глазки и произнесите шёпотом слово «зима».
  • Какое чувство у вас возникло?
  • А как называют зиму в сказках, стихах, песнях? Почему?
  1. Работа над новым материалом

На доске у нас Снежная королева, она приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства, литературу.

  • Что это за уголок, я и сама пока  не знаю.
  • Как по-вашему, куда же  позвала нас Снежная королева?
  • А не оставила ли она на ещё какой -нибудь знак, кроме тех снежинок которые были у вас в руках?( на доске снежинка, большего размера).
  • Мне кажется, что эта снежинка необычная. Так и есть здесь какое-то письмо.

  Письмо « Дорогие ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это Зимнее царство. Снежно, морозно, свежо и бело здесь. Для того, чтобы попасть туда вам нужно, прежде всего сделать маленький снегопад, ведь это царство не бывает без снега.

Второе, что вам поможет — это стихи о зиме. В путь, друзья мои! Снежная королева.»

  • И так, ребята, первое условие снегопад. Давайте возьмём в руки снежинки и будем под музыку размахивать ими, будто пошёл снег.
  • Вот какой сильный у нас снегопад. Настоящая метель! Молодцы, первое условие выполнили.
  • С чем бы вы могли сравнить снежинки?
  • А можно ли сказать, что они шепчутся? О чём?
  • Второе условие, какое? Стихи о зиме.
  1. Поэтическая пятиминутка.
  • Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельно великому, пышному царству и возьмём в попутчики пристальный взгляд натуралиста, зоркий — художника; пусть будут вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта.( Учащиеся читают отрывки, стихи о зиме).
  1. Работа над музыкальным произведением А.Вивальди.

Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, передавая её приметы, рисуя зимние картины с помощью музыкальных звуков.

 Вот едут сани с колокольчиками день ясный, морозный. А вот холодный тёмный вечер и кто — то спешит по дороге домой. А здесь слышно как воет вьюга. Вот какая разная зима и её можно нарисовать звуками. А музыка которая поможет нам отправится в царство Снежной королевы, музыка итальянского композитора А.Вивальди, как  вы думаете, как  она называется?(Зима)

 Работа с репродукциями картин художников.

  • А здесь трудились художники. Что они изобразили на своих  картинах?
  1. Дети сами формулируют тему и задачи урока.

- Сегодня на уроке мы читаем  отрывок из поэмы « Мороз — красный нос» Н.А.Некрасова « Не ветер бушует над бором...»

- Что вы знаете о жизни Некрасова?

 (Жил в 19 веке, писал о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь его была тяжёлой.)

Н.А.Некрасов-великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

Отправляемся в зимний лес.

  1. Чтение произведения учителем.
  • Закрываем глазки, слушаем. ( листы настроения).
  • Возьмите в руки листы настроения, покажите какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
  • Что удивило вас в картине зимнего леса?
  • Как Мороз — воевода изменил жизнь леса? Кто такой воевода?
  • Почему автор сравнивает Мороза с воеводой?
  • Каким вы его себе представляете?
  1. Чтение стихотворения про себя. Разбор « архаизмов».

( дозор, владенья,бор, воевода)

  1. Работа над партитурой чтения.( паузы, логические ударения, ритм, темп,тон,сила голоса)

работа с первой строфой

а) целевая установка

- Заколдован невидимкой  дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

б) чтение

в) проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).

Как он его называет? (Мороз-воевода).

– Как понимаете значение этого слова? (ответы уч-ся). 

– Так называли начальника войск в давние времена на Руси.

Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в  каком значении он используется в этом тексте:  как начальник войска или начальник большого владения?

А есть ли ещё непонятные слова?

 (над бором); бор – сосновый лес;

 (дозором) дозор – обход для осмотра;

(владенья),   владенья – своя собственность.

Мороз-воевода, каким вы его себе представили

Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).

Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

- с ветром, бушующим над бором,

- с шумом горных ручьёв).

Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.

Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.

Ну что, представили появление мороза? (ответы).

работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения.  Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

сначала – девочки,

 потом – мальчики

(чтение)

Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

 Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

Найдите и зачитайте повторы.

(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

Каким настроением проникнуты эти строки?

 (возвышенным, бодрым).

 Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).

работа с четвёртой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

Ребята, а можно услышать мороз? (да)

А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

(чтение с пометами).

 Услышали мороз? Что он делает?

Зачитайте слова, которые подчеркнули

 (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт). 

- О чём говорят эти слова?  

(Мороз показан как живой).

Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

  (олицетворение)

Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

(палицей)

Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

 Найдите в 1 строчке синонимы

(идёт – шагает). 

А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).

Какие слова  говорят о его внешнем виде?

 (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.

Какую картину представили? (шествие мороза).

Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

 А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

Динамическая пауза:

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду? (трудно, закрываем рот и нос).

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Подышем? Встали. Я говорю слова, а вы показываете действия.

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши. Присели.

- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

 Не забываем о выразительном  чтении (читают).

 

работа с 6 - 9 строфами

- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.  

Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством). 

Значение каких слов непонятно?

(гнёт)

 Как вы думаете? (ответы уч-ся)

 гнёт – тяжесть, груз;

 (обозы)  - несколько повозок с грузом;

(казна) – деньги, имущество;  

(не скудеет) – не беднеет.

Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомится с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)

 Мороз-воевода. Какой он? (ответы уч-ся)

Прочитаем вместе .

А менялось ли настроение в стихотворении? (да) 

Почему? (разные картины – разное настроение)

А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).

  1. А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к нашим картинам? (в основном синий, белый, голубой – это цвета зимы).
  2. Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».
  • На какие две части делится стихотворение?
  • Найдите слова, обозначающие действия, которые совершает Мороз — воевода.
  1. Рефлексия. Подведение итога урока. Оценки.
  • Ребята на доске два смайлика. Один весёлый, а другой грустный. Прикрепите свои снежинки возле того или другого смайлика, если урок вам понравился и оставил след в вашей душе. Спасибо за урок!

Используемая литература.

  1. Учебник  «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2013 г., с.169-170, 220.
  2. С.В.Кутявина  «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006 г., с. 105-106.
  3. М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985 г., с. 35-41.
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005 г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
  5. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976 г., с.55, 57, 59, 61.
  6. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы театральной педагогики в обучении английской фонетике

При обучении английской фонетики в начальных классах очень важно заинтересовать учащихся. Дети младшего школьного возраста обожают играть различные роли и это, конечно же, необходимо использовать. Поэ...

Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое пр...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Элементы театральной педагогики в духовно - нравственном воспитании младших школьников

     Использование элементов театральной педагогики, позволяет решать многие воспитательные задачи, формировать духовно-нравственных ориентиры и развивать коммуникативные качеств...

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"...

Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.

В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...