Главные вкладки

    Урок чтения и развития речи. Урок - обобщение по теме раздела "Родная земля" 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Фомина Ольга Валентиновна

    Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения обучающихся, являются уроки тематического обобщения. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы. Одним из вариантов заданий, проверяющих  проверку знаний детей по изученной теме, являются тест – опросники по теме раздела содержания учебника по чтению. Тест – опросники  можно использовать для индивидуальной и групповой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-obobshchenie_po_teme_rodnaya_zemlya.docx71.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

    Конспект урока

    по чтению и развитию речи

    урок - обобщение по теме раздела «Родная земля»

    4 «А» класс I вариант учебного плана

    Составила

    учитель нач. классов Фомина О.В.

    г. Балахна

    2017 – 2018 учебный год

    Тема: Урок - обобщение по теме раздела «Родная земля».

    Цель: Обобщить знания обучающихся по теме: «Родная земля».

    Образовательные задачи: Закрепить навык самостоятельной работы с учебником с использованием заданий к теме. (выборочное чтение, соответствие картинки названию произведения, вопросы по содержанию).

    Пополнять словарный запас обучающихся через объяснение значения слов «родная земля», «Родина», «Отечество», «мир» и пр.

    Совершенствовать технику чтения на ранее изученных текстах, чтения стихотворений наизусть.

    Закрепить знания детей о достопримечательностях, исторических местах Родины.

    Учить делать выводы по содержанию прочитанного.

    Проверить навык сознательного чтения обучающихся на основе работы с заданиями тест – опросников.

    Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховое и зрительное внимание и память, читательскую наблюдательность при работе с текстами раздела. (на основе аудиозаписи, чтения отрывков произведений, сюжетных картинок и др.)

    Развивать устную речь обучающихся при составлении правильных и полных ответов на вопросы.

    Развивать мышление на основе объяснения смысловой значимости произведений.

    Развивать у обучающихся эмоциональность и выразительность при исполнении песни «Вечный огонь».

    Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

    Формировать нравственно-этические представления  (уважение к труду людей, к произведениям мастеров – умельцев, к долгу военнослужащих, к героическим подвигам павших воинов и ветеранам).

    Воспитывать чувство долга перед Родиной.

    Воспитывать уважение к товарищам, одноклассникам в ходе беседы, совместной деятельности.

    Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе;

    слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

    Личностные БУД: самостоятельность в выполнении учебных заданий;

    понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

    Познавательные БУД: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

    Регулятивные БУД: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

    принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

    Оборудование: для детей – учебники, закладки, ручки, тест – опросники, тексты для чтения на дом;

    для учителя - м\м оборудование, презентация, аудиозаписи стихотворения «Защита», песни «Вечный огонь», сюжетные картинки, карточки, магниты, мел.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    - Ребята, в нашем классе открытый урок. Мы рады гостям, которые пришли посмотреть, как умеем работать на уроке чтения. Поприветствуем их, улыбнёмся и настроимся на работу.

    2. Психологический настрой на урок

    Дети вместе с учителем встают в круг, держась за руки, произносят слова:

    Прекрасно всё на небе, (поднимают руки вверх)

    Прекрасно на Земле,     (приседают)

    Прекрасно в нашем классе, (круг сужается)

    Прекрасно всё во мне. (круг расширяется)

    3. Вступительная беседа

    - Вспомните, какой раздел по чтению прошли?

    («Родная земля») – карточка на доске.

    - Как по-другому можно назвать «Родную землю»?

    (Родина, Отечество, отчизна, Мать, Русь, ….) – запись на доске под карточкой.

    - Что значит для человека слово «Родина»?

    (Родина – это место, где человек родился и живёт.)

    - Как вы понимаете слово «Отчизна»?

    (От слова «отец», место, где жили наши отцы и деды.)

    - В каком бы уголке Родины человек не родился, он имеет право с гордостью сказать: «Это моя Родина». Для каждого человека Родина начинается у порога родительского дома, любимой улицы, деревни или города.

    - У человека есть большая и малая Родина. - карточки на доске слева и справа от названия раздела.

    - Помогите собрать карточки по смыслу.

    страна

    Балахна

    столица

    Россия

    город

    Волга

    площадь

    Москва

    улица

    Красная

    река

    Дзержинского

    - Расположите карточки так, чтобы они находились под словами о большой и малой Родины.

    - Что отнесёте к «большой Родине» и «малой родине»?

    большая Родина

    малая родина

    страна Россия

    город Балахна

    столица Москва

    улица Дзержинского

    площадь Красная

    река Волга

    - Скажите, что нас объединяет с большой и малой Родиной?

    (родились в городе и стране, народ, культура, природа, любовь людей к Родине, их труд, красота и просторы нашей Родины).

    - Как проявляют свою любовь к Родине  художники?

    (Рисуют картины.)

    Показ м\м презентации с изображением картин художников Нижнего Новгорода, реки, леса, русской деревни, поля.

    - Что нарисовали художники?

    - Как воспевают родную землю композиторы, певцы?

    (Сочиняют и поют песни о ней.)

    - Что делают скульпторы, архитекторы, мастера во имя Родины?

    (Делают памятники, скульптуры, сооружают красивые здания, парки.)

    Показ м\м презентации с изображением достопримечательностей раннее пройденных на уроках.

    - Посмотрите и вспомните достопримечательности, которыми мы можем любоваться благодаря труду наших мастеров – умельцев.

    - Что изображено, в каком городе находится?

     «Памятник К.Минину в Балахне»,

    «Царь – колокол в Москве»,

    «Петропавловский собор в Санкт – Петербурге»,

    «Красная площадь и Кремль в Москве»,

    «Площадь Комсомольская в Балахне»,

    «Могила Неизвестного солдата, вечный огонь в Москве у Кремлёвской стены».

    - Как прославляют Россию, Отечество поэты, писатели?

    (Пишут стихи, рассказы.)

    - Мы должны брать пример с таких людей.

    - Каждый человек, гражданин своей страны должен жить во благо своей Родины, любить её и своих соотечественников.

    - Что должны делать такие ребята, как вы, школьники, чтобы любить свою Родину?

    (помогать старшим, беречь природу, читать книги и стихи о Родине, трудиться дома и в школе, хорошо учиться, прилежно себя вести). 

    На доске появляются карточки.

    Любить Родину, значит:

    учиться, трудиться,

    помогать старшим

    4.Обощение материала по теме раздела

    - Мы прочитали интересные рассказы и стихи по теме «Родная земля». Вспомните их. Откройте учебники.

    - Послушайте строки, из какого они произведения?

    Звучит аудиозапись с отрывком из стихотворения «Защита».

    «Каждый мальчик может стать солдатом,

    По небу лететь, по морю плыть,

    Охранять границу с автоматом,

    Чтоб свою отчизну защищать».

    («Защита»)

    - С каких пор нужно воспитывать в себе любовь к Родине?

    - Откройте стихотворение и найдите строчки, где говорится, какие поступки в детстве помогут стать настоящим защитником Родины?

    - Кем может стать мальчик в будущем?

    - Отсюда следует, любить Родину, значит защищать слабых. – карточка на доске.

    - Вспомните название рассказа, в котором состоялся разговор отца и сына.

    («Сочинение на тему»)

    - На какую тему нужно было написать сочинение мальчику?

    - Найдите и прочитайте слова папы, в которых говорится о том, за что мы любим свою семью.

    - С кем сравнивается в рассказе Родина?

    - Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о том, что значит любить свою Родину?

    - Любить Родину, значит, радоваться, помогать ей. – карточка на доске.

    - Вспомните, к какому рассказу подходит эта картинка? (изображение танка и танкиста).

    («Главное дело».)

    - Легко ли было молодому солдату на учениях? Подтверди ответ строчками из текста.

    - Что произошло ночью, когда солдаты остались в деревне?

    - Найдите строчки, в которых говорится о том, как себя впервые почувствовал в ту ночь молодой солдат?

    - Что значит любить свою Родину?

    - Любить Родину, значит, служить, защищать её. – карточка на доске.

    - От кого и от чего защищают солдаты нашу Родину?

    (От врага и войны.)

    - Чего хотят все люди на земле?

    (Мира)

    - В каком рассказе упоминается слово «мир»?

    («Какое это слово».)

    - Найдите этот рассказ.

    - Что было необычного в разговоре лётчиков?

    - Какие буквы увидели люди на празднике?

    - Какое слово получилось?

    - Из чего эти буквы состояли?

    - Что для вас значит «мир»?

    - Любить Родину, значит, жить в мире. – карточка на доске.

    - Из какого произведения строки, которые я прочитаю?

    «Каждый день идут к той могиле люди, чтобы поклониться солдату, который погиб, защищая мирное небо над нашей головой».

    («Никто не знает, но помнят все».)

    - О каком памятнике говорится в этом рассказе?

    - Где находится эта Могила Неизвестного солдата?

    - Зачитайте, почему памятник так назвали?

    - Найдите, какие слова высечены на гранитной плите памятника?

    - Как называется огонь, который горит у Могилы Неизвестного солдата?

    - Почему его так назвали?

    - Что делают люди и мы с вами в память о погибших и сражавшихся в годы войны за нашу Родину?

    5.Музыкальная пауза

    - В память о героях войны мы споём песню «Вечный огонь».

    Исполнение песни всем классом у доски под музыкальное сопровождение.

    «Вечный огонь»

    1. Над могилой в тихом парке

     расцвели тюльпаны ярко.

     Вечно тут огонь горит,

     тут солдат советский спит.

    2. Мы склонились низко, низко

     у подножья обелиска.

     Наш венок расцвёл на нём

     жарким пламенным огнём.

    3. Мир солдаты защищали,

     жизнь они за нас отдали.

     Сохраним в сердцах своих

     память светлую о них.

    - Найдите стихотворение «День Победы».

    - Прочитайте строчки, которые говорят о значимости и массовости праздника, который мы отмечаем 73 года.

    - Прочитайте это стихотворение наизусть.

    - Любить Родину, значит, помнить её героев. – карточка на доске.

    - Назовите стихотворение на с.81.

    («Где всего прекрасней на земле».)

    - О чём спросил автор солнышко?

    - Прочитай, что ответило солнышко?

    - Какие ещё произведения мы прочитали в этом разделе?

    («Царь-колокол», «Город на Неве»)

    - Что вас удивило в первом рассказе?

    - Почему так назвали Царь – колокол?

    - Что запомнилось из второго рассказа?

    - О каком городе прочитали?

    - В честь кого назвали Петропавловский собор?

    - Благодаря кому в нашей стране есть такие красивые города, достопримечательности?

    (Благодаря труду мастеров – умельцев.)

    - Как мы должны относиться к труду мастеров и людей, к красоте нашей родной земли?

    Любить Родину, значит, беречь её красоту. – карточка на доске.

    - Прочитаем ещё раз, «Что значит любить Родину»? – чтение карточек на доске.

    Любить Родину, значит:

    учиться, трудиться,

    помогать старшим,

    защищать слабых,

    радоваться, помогать ей,

    служить, защищать её,

    жить в мире,

    помнить её героев,

    беречь её красоту.

    - Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы вместе дружно работали на уроке. Мне хочется добавить … любить Родину, это значит дружно выполнять общее дело. – последняя карточка на доске. 

    - За общее дело – общая награда. (Учитель вешает на доску объёмную красную звезду)

    6. Самостоятельная работа с тест – опросниками

    -  Для проверки ваших знаний по произведениям раздела «Родная земля», я предлагаю вам ответить на вопросы тест – опросника.

    - Прочитайте вопросы.

    - Вспомните, ответы на вопросы уже звучали на уроке.

    - Отвечать можно с любого вопроса.

    - Ответы должны быть краткими, за помощью обращаемся к учебнику.

    Вопросы по разделу «Родная земля».

    1.Напиши название страны, в которой ты живёшь, её столицу.

    Запиши город, в котором ты живёшь. Какая река протекает рядом?

    страна

    столица

    город

    река

    2.Почему царь-колокол так назвали? Воспользуйся строчками из текста.

    3.Как называется город, который стоит на реке Неве?

    4. «Где всего прекрасней на земле»? Вспомни строчки из стихотворения.

    5.С кем сравнивается Родина в рассказе «Сочинение на тему»?

    6.Какое слово увидели люди в небе, составленное лётчиками на самолётах из рассказа «Какое это слово»?

    7.Что для тебя значит слово «мир»?

    8.Какое главное дело должен выполнять каждый солдат?

    9.Как по-другому называют «Родину»?

    Вспомни стихотворение «Защита».

    10.Что можно увидеть у могилы неизвестного солдата? Вспомни рассказ «Никто не знает, но помнят все».

    11.Когда отмечают праздник День Победы?

    12. Какое произведение из раздела «Родная земля» тебе понравилось?

    Индивидуальная работа со слабослышащими детьми (Анастасия Д., Даниил Б.)

    Вопросы по разделу «Родная земля.

    1.Соедини стрелочками картинки с названиями.

    Царь-колокол

    изображение

    Красная площадь

    изображение

    Петропавловский собор

    изображение

    Памятник К.Минину

    изображение

    2.Найди стихотворение «Где всего прекрасней на земле» и спиши слова до конца.

    А где ты родился и растёшь,

    ………………………………

    3. Посмотри на картинку к рассказу «Какое это слово?»  Какое слово изобразили самолёты?

    4. Чем управлял молодой солдат в рассказе «Главное дело»?

    5.Что ты видишь рядом с Могилой Неизвестного солдата? Посмотри на картинку на с.89

    6. Какое произведение из раздела «Родная земля» тебе понравилось?

    7. Итог урока

    - На какую тему мы сегодня говорили?

    - За что ты любишь свою Родину?

    - Что особенно запомнилось на уроке?

    - Кто из ребят активно работал  на уроке?

    Учитель объявляет оценки, тесты сдаются на проверку (оцениваются отдельно).

    В заключении один учащийся читает стихотворение:

    Славься, славься ты, Русь моя!

    Славься ты, русская наша земля!

    Да будет вовеки веков сильна

    Любимая наша родная страна!

    8.Домашнее задание

    - В тексте для домашнего чтения вы прочитаете, в чём заключается ваша любовь к Родине, как школьников.

             

             Не перечислить всего, что стоит за словом Родина. Скажем о главном. О любви к ней.

    Это чувство естественно, как солнце, вода, воздух. Это чувство рождается вместе с нами и крепнет по мере того, как мы растём. Любовь рождает долг – так человек устроен. Твой долг перед Родиной – учиться.

             Вдумайся в смысл этих слов. И тебе станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное  – учишься для Родины. Как сможешь ты трудиться для её блага, не овладев знаниями? Как защитишь её в трудный час? Как выдержишь экзамен, имя которому – жизнь гражданина?

             Не  только за книгой или тетрадью готовишься к исполнению гражданских обязанностей. Каждый день помогай отцам и страшим братьям. В деле, в действии крепнет готовность выполнить долг! Расти трудолюбивым и сильным. Мужественным и добрым. Ты должен расти таким, ибо именно от тебя – в большом и в малом – зависит завтрашний день страны, будущее любимой Родины.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения и развития речи в 3 классе, Обобщение материала по теме:"Вот пришли морозы - и зима настала..."

    Тип урока: обобщающий.На протяжении всего урока повторили материал из пройденного раздела. Отрабатывали навык выразительного чтения, выборочного чтения, чтения по ролям, наизусть.Ребята отгадывали заг...

    Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

    Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

    Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

    Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

    Урок Чтения и развития речи в 4 классе. Тема: Знакомство с рассказом К. Ушинского «Ласточка».

    Тема: Знакомство с рассказом  К. Ушинского «Ласточка». Деление текста на части. Подготовка к пересказу.Цель: Учить делить текст на смысловые части, составлять план текста для последующего переска...

    Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Народные сказки. Обобщение"

    Цели урока: -расширять представление о народных сказках;-продолжать работу над навыками сознательного выразительного чтения; формировать умение пересказывать знакомые тексты;-упражнять в узнавании зна...

    Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

    Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

    конспект урока чтения и развития речи "А. Л. Барто «В театре»" 4 класс

    Урок чтения направлен на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Учащиеся работали над пословицами, с деформированным предложением, читали стихотворения А.Л.Барто, показывали сценку...