Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Народные сказки. Обобщение"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цели урока:

-расширять представление о народных сказках;

-продолжать работу над навыками сознательного выразительного чтения; формировать умение пересказывать знакомые тексты;

-упражнять в узнавании знакомых сказок по сюжету, персонажам;

-корригировать связную речь, память;

-прививать читательский интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе КОУ VIII вида

Тема урока. Народные сказки. Обобщение.

Цели урока:

-расширять представление о народных сказках;

-продолжать работу над навыками сознательного выразительного чтения; формировать умение пересказывать знакомые тексты;

-упражнять в узнавании знакомых сказок по сюжету, персонажам;

-корригировать связную речь, память;

-прививать читательский интерес.

Оборудование:

 предметная картинка с изображением лисы, конверты с карточками, на которых написаны названия сказок и названия народностей, карточки с отрывками из сказок, иллюстрации к сказкам «Волк и лиса», «Гуси – лебеди», «Росомаха и лисица», атрибуты кукольного тетра ( ширма, куклы, фонограмма к сказке «Царевна – лягушка», фонограмма русской народной песни «Весёлые гуси», фишки).

Ход урока.

  1. Орг. момент.

1. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ну-ка, проверь-ка, всё ли в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка,

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят.

2. Назовите дату сегодняшнего дня.

3. Упражнение на внимание, развитие памяти.

На доске написано 8 слов:

волк       лиса

олень     лось

дятел           заяц

росомаха     ёж

-Прочитайте про себя слова. Они все встречались в сказках, которые вы читали на предыдущих уроках. Кто прочитает эти слова вслух? (2 ученика читают)

- Прочитайте их ещё раз и постарайтесь запомнить.

-Кто повторит слова? (2-3 ученика воспроизводят по памяти, остальные проверяют и дополняют)

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

(Учитель показывает предметную картинку с изображением лисы.)

1. Лисичка-сестричка
Сидит под кусток

Лисичка-сестричка

Машет хвостом

А серый волчище

Глядит из куста

У бедного нет такого хвоста

2. Дыхательные упражнения:

а) «Лисичка бежит»;

б) «Лисичка фыркает».

  1. Проверка домашнего задания

1. –Что было задано на дом?

-Назовите главных действующих персонажей сказки?

-Какой показана лиса?

-Каким показан волк?

2. -Расскажите, как лиса перехитрила деда? (ученик пересказывает отрывок).

3. – Что посоветовала лиса волку, когда он попросил у неё рыбки?

4. – Найдите отрывок, где рассказывается о том, как волк ловил рыбу.

Прочитайте отрывок (ученик читает).

5. – Чем закончилась сказка?

-Как вы понимаете слова: «Битый небитого везёт»?

-Эти слова можно перенести из сказки в нашу жизнь?

-В каких случаях так говорят?

  1. Работа по теме урока.

1. Актуализация имеющихся знаний.

-К какому жанру относится произведение «Лиса и волк»?

-Какие ещё сказки вы читали на предыдущих уроках? (учитель по мере называния открывает название сказки, которые записаны в два столбика)

Сказка о рыбаке и рыбке.          Лиса и волк.

Лягушка путешественница.     Росомаха и лисица.

Гордая игла.                               Гуси-лебеди.

Конёк-Горбунок.                       Чудесный клад.

-Как можно назвать сказки, записанные слева? (авторские)

-Назовите авторов этих сказок.

-Как можно назвать сказки, записанные справа? (народные сказки)

(учитель открывает запись на доске: Народные сказки.)

2. Сообщение темы урока.

На этом уроке мы будем повторять сказки, с которыми познакомились на предыдущих уроках, помещённые в разделе «народные сказки». Этот урок необычный и оценки будут необычные – фишки. За каждый правильный ответ будете получать фишку. В конце урока подведём итог.

3. Понятие народные сказки.

-Какие сказки называют народными?

-Правильно, в глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки не записывались, а их передавали устно от одного человека к другому. Пересказывая сказку, рассказчик добавлял что-то от себя, что-то пропускал, что-то изменяло, чтобы сказка стала ещё занимательнее. Вот поэтому мы говорим, что автор таких сказок – народ.

Такие сказки выражают мысли народа, его мечты и надежды.

-А какие национальности вы знаете?

-Существуют разные национальности и народы (русские, молдаван , белорусы, эвенки, эстонцы ). У каждого народа есть свои сказки, которые знакомят со своими традициями, обычаями, со своей природой. Многие сказки похожи на русские. Все они воспе6вают добро, честность, справедливость, трудолюбие, уважение к старикам, осуждают лень, злость, жадность.

4. Игра «Чья сказка?»

-А сейчас мы поиграем.

-Вам надо вспомнить, какому народу принадлежит каждая из прочитанных сказок.

-В конвертах лежат карточки (в виде полосок), на которых написано  синим шрифтом название сказок.

Название сказок необходимо положить в один столбик, а рядом расположить карточки – полоски, на которых написано крсным шрифтом, какому народу принадлежит каждая сказка.

(Дети выполняют это задание на месте. Затем ученики по одному выходят к доске и соотносят название сказки с названием народа).

5. Игра «Угадай-ка».

-А теперь следующая игра, которая называется «Угадай-ка».

-Возьмите карточки, которые лежат у каждого на парте. На этих карточках записаны отрывки из знакомых сказок. Вам надо их прочитать и сказать, из какого они произведения.

(Учащиеся читают 1-2 мин. шепотом, а затем учитель вызывает 3-4 учеников, которые читают текст, и сообщает название сказки и какому народу она принадлежит).

6. Дидактическая игра «Убери лишний персонаж».

-В каждой сказке есть свои персонажи.

-Стоит сказать : «Золотая рыбка», и мы уже знаем,о какой сказке идёт речь.

-Сейчас вам надо прочитать слова, записанные в два столбика. Это персонажи знакомых сказок. Затем ответить, из какой они сказки, и какой персонаж лишний.

(Учитель открывает по очереди каждый столбик, вызванный ученик читает и называет сказку, автора, лишнее лово).

лиса росомаха Маша

волк лиса печка

дед дятел Баба-Яга

девочка старик Миша

рыбка медведь гуси

7. Физминутка.

«Были у бабуси гуси»

(Дети исполняют танцевальные движения под музыку).

8.  Игра «Волшебный сундучок».

- Соедующая игра «Волшебный сундучок».

Условия игры такие:

В этом сундучке находятся предметы из сказок. Вам надо по описанию угадать предмет.

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку, читаю описание предмета, который лежит в сундучке, если ученик правильно отвечает, учитель открывает сундучок, достает предмет и всем его показывает).

Яблочко – с этим предметом Ванюша играл в гостях к Бабы-Яги.

Лодка – на этом предмете лиса обещала росомахе перевезти вещи через реку.

Заяц – этому предмету лоси поарили длинные уши.

Дятел – этому предмету старуха сшила на голову пеструю шапочку.

Рыбка – из-за этого предмета волк держал хвост всю ночь в проруби.

Ёж – этот предмет показал Маше дорогу к избушке Бабы-Яги.

Конфеты – этот предмет сладкий. Его кладут в новогодние подарки.

9. Превращение в сказку.

а) – Сейчас мы все отправимся в сказку. Закройте глаза и под музыку имитируйте движения крыльев.

(Звучит мелодия, в это время старшие учащиеся устанавливают ширму для кукольного театра).

-И вот мы в сказке.

-Откройте глаза.

(Учащиеся старшего класса показывают отрывок из сказки «Царевна лягушка»).

б) Возвращение из сказки (дети встают, закрывают глаза, имитируют движение крыльев, а старшие учащиеся убирают ширму).

в) – Дети, в какой сказке мы побывали?

-А что было дальше, вы прочитаете в книжках, которые я вам принесла.

(Учитель раздаёт детские книжки со сказкой «Царевна- лягушка»).

  1. Подведение итога урока.

–Какова тема сегодняшнего урока?

(Учащиеся считают свои фишки, учитель сообщает, у кого сколько фишек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения и развития речи 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»

Конспект урока чтения и развития речи для дистанционного обучения детей инвалидов, 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»Учебник « Чтение» 2 класс, автор С.Ю. Ильина, А. К. Аксёнова и др.Раз...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...