УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

Предметные цели урока:

- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа  Э. Шима «Чем пахнет весна»;

- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

-воспитывать любовь к родной природе.

Метапредметные цели урока:

Познавательные  - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

Регулятивные  - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать  рефлексивное мышление;

Коммуникативные -  формировать умение работать в группах,  умение строить речевое высказывание.

Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы.

Средства обучения:

–       Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
Л.А.Ефросинина.  Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)

–       Компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.shim_chem_pahnet_vesna.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

Учитель начальных классов

Некипелова Светлана Павловна

Предметные цели урока:

- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа  Э. Шима «Чем пахнет весна»;

- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

-воспитывать любовь к родной природе.

Метапредметные цели урока:

Познавательные  - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

Регулятивные  - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать  рефлексивное мышление;

Коммуникативные -  формировать умение работать в группах,  умение строить речевое высказывание.

Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы.

Средства обучения:

  • Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
    Л.А.Ефросинина.  Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
    Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)
  • Компьютерная презентация.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их, они учат вас! (слайд1)

-Как вы понимаете эти строки?

- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

- Сегодня мы работаем в группе.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  - Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня  на уроке.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт –

В лесу подснежник

Расцветёт.        

 (Весна)(слайд2)

   - Совершенно верно. А как вы думаете, почему именно  весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)

 - Вспомним изученные произведения о весне.     Назовите произведения, которые соответствуют следующим моделям:

(слайд3)

        

 К 1 модели –А Пушкин «Гонимы вешними лучами

Ко 2 модели – А. Чехов «Весной»

К 3 модели – Н. Сладков «Снег и Ветер», Н. Сладков «Проталина»

-А с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?

-Каждая группа работала над своим творческим домашним заданием. Сейчас мы посмотрим, как справились с заданием ребята 1 группы.

 (1 группа представляет рисунки к произведению С. Маршака «Весенняя песенка» и читает стихотворение наизусть.)

- Смогли дети своими рисунками и чтением стихотворения передать весеннее настроение стихотворения С. Маршака?

- А сейчас свою творческую работу представят ребята 2 группы. ( 2 группа инсценирует произведение «Снег и ветер»)

-Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного весеннего ветерка?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне.

- Какие цвета в природе весной мы наблюдаем? А какие самые приметные?

(Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.)

- Полюбуйтесь красками весны. (слайд4)

  - Какие звуки в природе весной мы слышим?

(Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)

- Послушаем звуки ранней весны.

   - А чем пахнет весна? Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.)

   - А вот как ответил на этот вопрос Э. Шим, мы узнаем, если прочитаем его произведение «Чем пахнет весна?».

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Посмотрите на экран. (слайд5)

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет  работал, переменив множество занятий.

 Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

(познакомиться новым произведением, понять,  о чем нам хотел рассказать автор, узнать много красивых слов, узнать о чувствах автора,)

- Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос: Почему Шим так озаглавил своё произведение?

V. Реализация построенного проекта.

- Какое чувство вызывает произведение? (Радости, счастья)

- Какие образы представились?  

- Какие звуки вы услышали?

- Чем пахнет весна, по мнению автора? (запах цветов- подснежников)

 Моделирование обложки в группе

Учитель. Откройте учебники на стр.105. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

- Обсудите в группе и смоделируйте обложку данного произведения  ( на каждом столе лежит  альбомный лист и цветные карандаши).

(Учащиеся выполняют модель обложки)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Охарактеризуйте свою обложку.

( Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».)

 - Почему вы считаете, что это рассказ?

(По форме записи - это не стихотворение.

Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.)

-Молодцы, все правильно сделали. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.  (слайд6)

 Физминутка(Дыхательная гимнастика перед чтением стоя)

 - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим  описывает признаки весны.

- Назовите признаки весны, описанные в этом произведении.

- А вот ребята 3 группы проводили исследование. Они наблюдали за весенними изменениями в апреле. Поделитесь своими наблюдениями.

- Какая главная мысль рассказа? Что  хотел рассказать вам Э. Шим? (О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)

-Ребята, я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?(слайд7)

• чтобы сообщить, что пришла весна;

•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

•чтобы узнать, чем пахнет весна.

.VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

-Идёт Весна-Красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них – подснежник. Творческое задание о цветах-первоцветах выполнили ребята 4 группы.

  Ученик 1.         Цветок весны, идущий к нам по снегу, -

                               Простой цветок, но сколько он несёт

                               Добра и радости, и счастья человеку!( В. Иванов)

    Ученик 2. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

    Ученик 3.

   На поля дохнуло ветром вешним,

   Ивы распушились за прудом.

   У тропинки маленький подснежник

   Загорелся синим огоньком.

   Закачался, слабенький и гибкий,

   Удивлённо радуясь всему.

   И в ответ с приветливой улыбкой

   Солнце улыбается ему.

                                                                   С. Красиков

  Ученик 4

 Первые весенние цветы-первоцветы: пролеска голубая, мать-и-мачеха, медуница, чистяк весенний (слайд9-12)

 Многие из них  занесены  в Красную книгу. Не забывайте об этом, не рвите цветы, не топчите их, а наслаждайтесь красотой, просто созерцая их.

Физкультминутка

- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем  лесу. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу.  Сели на свои места. Послушали весеннюю музыку.

 Деление текста на смысловые части, составление плана.

(работа в группе)

 - Как вы думаете, на сколько частей можно поделить это произведение?

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли составлен план?

- С помощью цифр укажите последовательность событий в соответствии с описанием в тексте.  

1. Разговор с мамой.

2. Улыбка весны.

3. Голос весны.

4. Первые подснежники.

- Прочитаем отрывки из произведения, которые соответствуют плану. Обратите внимание, в тексте есть вопросительные и восклицательные предложения.              

  - Существует множество пословиц о весне. Ребята 5 группы тоже выполняли творческое задание. Расскажите, какие интересные пословицы и приметы о весне вы нашли.

-А я вам тоже приготовила задание.  «Собери пословицы»

Как в марте зима не злится,                       снегогон, водолей, соковик.  

Апрель –                                                          а весне покорится.

Апрель с водою –                                          лето в гости ожидает.  

Май леса наряжает –                                   май с травою.

-Прочитаем получившиеся пословицы.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- С каким произведением мы познакомились?

 - Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?

( О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)

-Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить работу своей группы. Если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку подснежник, который расцвел, а если вы мало поработали – то подснежник, который ещё бутон. Комментируйте, почему вы взяли именно этот подснежник.

 Домашнее задание

(показ слайда13)

-Выберите для себя домашнее задание:

Задания в тетради с.60

 подготовить выразительный пересказ текста;

 нарисовать весну

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....