Главные вкладки

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Жубанова Наталия Шукургалиевна

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

    Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

    Предметные цели урока:

    - подвести учащихся к пониманию содержания рассказа  Э. Шима «Чем пахнет весна»;

    - развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

    -воспитывать любовь к родной природе.

    Метапредметные цели урока:

    Познавательные  - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

    Регулятивные  - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать  рефлексивное мышление;

    Коммуникативные -  формировать умение работать в группах,  умение строить речевое высказывание.

    Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы.

    Средства обучения:

    –       Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
    Л.А.Ефросинина.  Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
    Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)

    –       Компьютерная презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon e.shim_chem_pahnet_vesna.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

    Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

    Учитель начальных классов

    Некипелова Светлана Павловна

    Предметные цели урока:

    - подвести учащихся к пониманию содержания рассказа  Э. Шима «Чем пахнет весна»;

    - развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

    -воспитывать любовь к родной природе.

    Метапредметные цели урока:

    Познавательные  - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

    Регулятивные  - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать  рефлексивное мышление;

    Коммуникативные -  формировать умение работать в группах,  умение строить речевое высказывание.

    Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы.

    Средства обучения:

    • Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
      Л.А.Ефросинина.  Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
      Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)
    • Компьютерная презентация.

    Ход урока.

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Литературное чтение – прекрасный урок,

    Много полезного в каждой из строк,

    Стих это будет, сказка, рассказ –

    Вы учите их, они учат вас! (слайд1)

    -Как вы понимаете эти строки?

    - Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

    - Сегодня мы работаем в группе.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

      - Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня  на уроке.

    Она приходит с ласкою

    И со своею сказкою.

    Волшебной палочкой

    Взмахнёт –

    В лесу подснежник

    Расцветёт.        

     (Весна)(слайд2)

       - Совершенно верно. А как вы думаете, почему именно  весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)

     - Вспомним изученные произведения о весне.     Назовите произведения, которые соответствуют следующим моделям:

    (слайд3)

            

     К 1 модели –А Пушкин «Гонимы вешними лучами

    Ко 2 модели – А. Чехов «Весной»

    К 3 модели – Н. Сладков «Снег и Ветер», Н. Сладков «Проталина»

    -А с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?

    -Каждая группа работала над своим творческим домашним заданием. Сейчас мы посмотрим, как справились с заданием ребята 1 группы.

     (1 группа представляет рисунки к произведению С. Маршака «Весенняя песенка» и читает стихотворение наизусть.)

    - Смогли дети своими рисунками и чтением стихотворения передать весеннее настроение стихотворения С. Маршака?

    - А сейчас свою творческую работу представят ребята 2 группы. ( 2 группа инсценирует произведение «Снег и ветер»)

    -Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного весеннего ветерка?

    III. Выявление места и причины затруднения.

    - Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне.

    - Какие цвета в природе весной мы наблюдаем? А какие самые приметные?

    (Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.)

    - Полюбуйтесь красками весны. (слайд4)

      - Какие звуки в природе весной мы слышим?

    (Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)

    - Послушаем звуки ранней весны.

       - А чем пахнет весна? Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.)

       - А вот как ответил на этот вопрос Э. Шим, мы узнаем, если прочитаем его произведение «Чем пахнет весна?».

    IV. Построение проекта выхода из затруднения

    - Посмотрите на экран. (слайд5)

    Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет  работал, переменив множество занятий.

     Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

    - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

    (познакомиться новым произведением, понять,  о чем нам хотел рассказать автор, узнать много красивых слов, узнать о чувствах автора,)

    - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос: Почему Шим так озаглавил своё произведение?

    V. Реализация построенного проекта.

    - Какое чувство вызывает произведение? (Радости, счастья)

    - Какие образы представились?  

    - Какие звуки вы услышали?

    - Чем пахнет весна, по мнению автора? (запах цветов- подснежников)

     Моделирование обложки в группе

    Учитель. Откройте учебники на стр.105. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

    - Обсудите в группе и смоделируйте обложку данного произведения  ( на каждом столе лежит  альбомный лист и цветные карандаши).

    (Учащиеся выполняют модель обложки)

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - Охарактеризуйте свою обложку.

    ( Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».)

     - Почему вы считаете, что это рассказ?

    (По форме записи - это не стихотворение.

    Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.)

    -Молодцы, все правильно сделали. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.  (слайд6)

     Физминутка(Дыхательная гимнастика перед чтением стоя)

     - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    -Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим  описывает признаки весны.

    - Назовите признаки весны, описанные в этом произведении.

    - А вот ребята 3 группы проводили исследование. Они наблюдали за весенними изменениями в апреле. Поделитесь своими наблюдениями.

    - Какая главная мысль рассказа? Что  хотел рассказать вам Э. Шим? (О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)

    -Ребята, я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?(слайд7)

    • чтобы сообщить, что пришла весна;

    •чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

    •чтобы узнать, чем пахнет весна.

    .VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

    -Идёт Весна-Красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них – подснежник. Творческое задание о цветах-первоцветах выполнили ребята 4 группы.

      Ученик 1.         Цветок весны, идущий к нам по снегу, -

                                   Простой цветок, но сколько он несёт

                                   Добра и радости, и счастья человеку!( В. Иванов)

        Ученик 2. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

        Ученик 3.

       На поля дохнуло ветром вешним,

       Ивы распушились за прудом.

       У тропинки маленький подснежник

       Загорелся синим огоньком.

       Закачался, слабенький и гибкий,

       Удивлённо радуясь всему.

       И в ответ с приветливой улыбкой

       Солнце улыбается ему.

                                                                       С. Красиков

      Ученик 4

     Первые весенние цветы-первоцветы: пролеска голубая, мать-и-мачеха, медуница, чистяк весенний (слайд9-12)

     Многие из них  занесены  в Красную книгу. Не забывайте об этом, не рвите цветы, не топчите их, а наслаждайтесь красотой, просто созерцая их.

    Физкультминутка

    - А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем  лесу. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу.  Сели на свои места. Послушали весеннюю музыку.

     Деление текста на смысловые части, составление плана.

    (работа в группе)

     - Как вы думаете, на сколько частей можно поделить это произведение?

    - Проверьте, пожалуйста, правильно ли составлен план?

    - С помощью цифр укажите последовательность событий в соответствии с описанием в тексте.  

    1. Разговор с мамой.

    2. Улыбка весны.

    3. Голос весны.

    4. Первые подснежники.

    - Прочитаем отрывки из произведения, которые соответствуют плану. Обратите внимание, в тексте есть вопросительные и восклицательные предложения.              

      - Существует множество пословиц о весне. Ребята 5 группы тоже выполняли творческое задание. Расскажите, какие интересные пословицы и приметы о весне вы нашли.

    -А я вам тоже приготовила задание.  «Собери пословицы»

    Как в марте зима не злится,                       снегогон, водолей, соковик.  

    Апрель –                                                          а весне покорится.

    Апрель с водою –                                          лето в гости ожидает.  

    Май леса наряжает –                                   май с травою.

    -Прочитаем получившиеся пословицы.

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    - С каким произведением мы познакомились?

     - Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?

    ( О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)

    -Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?

    - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить работу своей группы. Если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку подснежник, который расцвел, а если вы мало поработали – то подснежник, который ещё бутон. Комментируйте, почему вы взяли именно этот подснежник.

     Домашнее задание

    (показ слайда13)

    -Выберите для себя домашнее задание:

    Задания в тетради с.60

     подготовить выразительный пересказ текста;

     нарисовать весну

                                                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

    В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

    Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

    Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

    ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

    УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

    Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

    Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

    технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

    материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

    Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

    Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...