Работа с текстом 4 класс.
тест по чтению (4 класс) на тему

Ивако Юлия Владимировна

Работа с текстом. Тест на понимание прочитанного.4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchely.doc52 КБ
Microsoft Office document icon aleksandr_nevskiy.doc61 КБ
Microsoft Office document icon boyarskiy_syn_i_pastuh_belki.doc88 КБ
Microsoft Office document icon den_zashchity_prirody.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Текст № 7

Прочитай текст и выполни задания

Пчёлы.

Ещё очень давно люди оценили замечательные качества пчелиного мёда. Они собирали дикий мёд в лесу в дуплах старых деревьев, где селились пчелиные семьи. Нападение пчелиного роя в несколько сотен пчёл заканчивалось трагически для человека. Но постепенно пчёлы были приручены людьми, живут теперь на пасеках в ульях и, по сути, являются домашними животными. Из одного улья люди достают десятки килограммов мёда. Человека, который занимается разведением пчёл, называют пчеловодом.

Пчёлы собирают сахаристый сок (нектар) с некоторых цветущих растений: липы, акации, гречихи, луговых трав (клевера и многих других). Для сбора они предпочитают солнечные безветренные дни. Летая со скоростью шесть с половиной километров в час, одна пчела в хорошую погоду за день посещает примерно 7000 цветков. Чтобы собрать с цветов нектар, который превращается в её пищеводе в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около трёхсот тысяч километров. Это гораздо больше половины расстояния от Земли до Луны. Кроме того, перелетая с цветка на цветок, пчёлы участвуют в опылении плодовых и ягодных растений, повышая этим урожай.

Мёд – это зимняя еда пчёл. Ведь зимой пчёлы не спят, а цветов, как известно, в декабре или в январе нет. Вот и трудятся они всё лето. Запасы получаются гораздо больше, чем требуется: хватает и им самим, и людям. В улье в особых ячейках-сотах находятся личинки – будущие пчёлы. Они тоже питаются мёдом.

Пчёлы – это общественные насекомые. У пчёл различают рабочих пчёл, матку и трутней. Труд рабочих пчёл строго разделён: одни приносят «добычу», другие строят соты, третьи чистят соты, четвёртые крыльями, как вентилятором, проветривают улей, пятые несут «караульную службу», дежуря у входа в улей и не пропуская врагов, шестые кормят личинок. Всё это рабочие пчёлы выполняют по очереди, причём вчерашняя уборщица завтра может стать сторожем, а послезавтра будет приносить мёд.

Матка не выполняет никакой работы и сама требует постоянного ухода. Рабочие пчёлы «ухаживаю» за маткой и кормят её пчелиным молочком. Она единственная в улье откладывает яички, из которых выводятся молодые пчёлы. С рождением новой матки старая покидает улей, образуя с частью рабочих пчёл новую семью. Трутень же, пчелиный самец, - откровенный нахлебник. Он намного крупнее рабочих пчёл, и мёда ему для пропитания требуется немало, но трутень живёт без забот и хлопот, участвуя только в воспроизводстве рода.
Несмотря на давнюю «дружбу» с пчёлами, люди многого о них ещё не знают. Например, люди часто замечали, что, вернувшись к улью, пчела начинает кружиться – «танцевать». Оказывается, так пчёлы сообщают друг другу о найденных медоносных местах.  Но танцы – не единственный способ общения пчёл друг с другом. Жужжание тоже имеет определённый смысл, над разгадкой которого сейчас работают учёные.

Выполняя задания А1 – А7, обведи номер правильного, а затем запиши его в бланк тестирования.

При выполнении заданий В1 и В2 сначала запиши ответ в  указанном месте в тесте, а затем в бланке тестирования.

А1. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

  1. Матка кормится пчелиным молочком самостоятельно.
  2. В малых количествах пчелиный яд – ценное лекарство.
  3. Пчёлы производят мёда больше, чем нужно им самим.
  4. Пчёлы – это дикие животные, которые атакуют человека.

А2. Назови основную тему текста.

  1. Лечебные свойства пчелиного мёда и пыльцы.
  2. Участие пчёл в повышении урожайности.
  3. Распределение обязанностей среди рабочих пчёл.
  4. Пчёлы – трудолюбивые общественные насекомые.

А3. Какова главная мысль текста?

  1. Приручив пчёл, человек продолжает познавать их поведение.
  2. Старая и новая пчелиная матка не могут жить в одной семье.
  3. Легко жить без забот и хлопот как трутень.
  4. Нападение пчелиного роя опасно для человека.

А4. Чтобы принести 1 кг мёда, пчеле нужно

  1. летать со скоростью шесть с половиной километров в час
  2. «налетать» расстояние, равное примерно 300 тысячам километров
  3. посетить примерно 7 тысяч цветущих растений
  4. пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны

А5. Почему пчела, вернувшись к улью, «танцует»?

  1. радуется возвращению домой
  2. хвастается перед другими собранным количеством нектара
  3. предупреждает о приближении человека
  4. сообщает о найденных ею медоносных местах

А6. Что из перечисленного делают только рабочие пчёлы?

Выберите два верных элемента ответа из перечня:

А) Откладывают яички

Б) сторожат вход в улей

В) едят много мёда

Г) «ухаживают» за маткой

Укажи верный ответ.

1) АБ                   2) БВ               3) БГ            4)АВ

А7. В какую из книг надо поместить этот текст?

  1. Поучительные истории
  2. Детская энциклопедия
  3. Рассказы о дружбе
  4. Толковый словарь

В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.

А. Пчелиная матка и трутни.

Б. Приручение пчёл человеком.

В. Для пчёлам нужен мёд.

Г. Способы общения и сигнализации у пчёл.

Д. Труд рабочих пчёл в пчелиной семье.

 Е. Как пчёлы собирают нектар и превращают его в мёд..

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

6

В2. Установи соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найди одно верное объяснение его значения из второго столбца.

СЛОВА                                ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ

1) нахлебник                       А) ячейка из воска для хранения мёда и кладки

яичек

2) сота                                  Б) специально устроенный домик для содержания

пчёл

3) рой                                   В) тот, кто живёт за чужой счёт

                                             Г) тот, кто радушно и щедро угощает

                                             Д) пчелиная семья

Запиши в таблицу выбранные буквы.

1

2

3

Ответы на задания С1, С2 и С3 запиши на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 И т.д.).

С1.  Почему пчёл можно назвать общественными насекомыми?

Назови не менее двух причин.

С2. Перечисли качества и умения рабочих пчёл (не менее двух)? Приведи примеры из текста, подтверждающие это. Для ответа используй таблицу.

Качества

Примеры - подтверждения

1)

1)

2)

2)

С3. Как ты думаешь, можно ли сравнить человека, который много работает, с пчелой? Почему?



Предварительный просмотр:

Прочитай текст и выполни задания.

Александр Невский

Князь Александр Ярославич Невский родился в мае 1220 года в городе Переславле. С четырёхлетнего возраста его обучали владеть мечом, стрелять из лука и биться палицей, учили письменности и счёту. Князь Ярослав наставлял сына защищать Русскую землю.

      С юных лет Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность молодой князь сразу пришёлся по нраву жителям города. Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока приходили кочевники, с запада надвигались крестоносцы – воинственные рыцари, чьи плащи были украшены изображением креста. Новгород к тому времени был одним из самых богатых и крупных городов Европы. Сюда не дошли полчища монгольского хана Батыя, разорившего Русскую землю. Поэтому крестоносцы надеялись на богатую добычу. Они знали, что при внезапном нападении Новгороду неоткуда ждать помощи, и ожидали  лёгкой победы.

      В июле 1240 года шведы-крестоносцы на ста кораблях вошли в устье реки Невы. Однако Александр опередил неприятеля: подойдя к лагерю незамеченными, русские неожиданно ударили по врагам. «И была сеча великая, и перебил их князь великое множество». У русских же потери были невелики. Радостная весть разнеслась по всей Руси, ведь это была первая победа над чужеземцами после страшного нашествия хана Батыя. За победу на Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.

      Но через два года теперь уже немецкие рыцари-крестоносцы  двинулись на Псков и Новгород. Когда до Александра дошла их наглая похвальба: «Возьмём Александра живым в плен!», он сам двинулся навстречу рыцарям. На рассвете 5 апреля 1242 года со скалы Вороний камень, которая звалась так потому, что и зимой, и летом кружили тут стаи ворон, высматривая добычу, князь наблюдал, как по льду Чудского озера приближаются рыцарские полчища. С восходом солнца немецкий строй, прозванный «свиньёй» за сходство с рылом животного, вклинился в полки князя. Битва была жестокой. Как и рассчитывал князь Александр, весенний лёд, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжёлых доспехах рыцари исчезали под водой. Русские воины с лёгким вооружением получили преимущество, и к вечеру грозного войска крестоносцев уже не было. Жители Пскова встретили князя Александра в праздничных одеждах. Князь подъехал к ликующему народу верхом на коне во главе своих воинов, а за ними, понурив головы, шли немецкие пленники. Так показал князь иноземцам, что нельзя безнаказанно совершать набеги на Русь: «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет».

      Но, как ни высоки воинские подвиги во славу Отечества, ещё выше – смирение для блага Родины. Нелегко жилось на Руси под гнётом Золотой Орды – так называлось монгольское государство. Но русские земли были ещё не готовы восстать против ханов, поэтому приходилось платить им большую дань. Батый, услышав о блистательных победах русского князя, велел передать ему: «Князь Новгородский, известно ли тебе, что я покорил множество народов? Если хочешь властвовать спокойно, явись в моём шатре!» На этот зов можно было бы ответить отказом и за то подвергнуть всю Русь новому опустошительному набегу. Александр же любил родное Отечество более чем свою честь, и потому смог подавить в себе гордость и отправиться в Орду. Хан Батый был поражён умными речами Александра Ярославича, тем чувством собственного достоинства, с которым держался князь в столь невыгодной для него ситуации, и сказал своим приближённым: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому!»

      В 1252 году Александр Невский, чтобы «соблюсти землю свою невредимой», становится великим князем Руси. Александр стремился облегчить положение русского народа, покорённого чужеземными завоевателями, и отвести угрозу от родной земли. Для выкупа пленных он посылал в Орду золото и серебро. Князь Александр Невский стал надеждой средневековой Руси.

     

   Выполняя задания 1 – 6, обведи номер правильного ответа кружком, а затем запиши его в бланк ответов.

   При выполнении заданий 7, 8 и 9 сначала запиши ответ в указанном месте в тесте, а затем в бланке ответов.    

1

Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том, как

1)

были одеты рыцари-крестоносцы

2)

князь Александр защищал Русскую землю

3)

отец воспитывал будущего князя

4)

Александр Ярославич ездил в Золотую Орду

2

 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1)

со скалы Вороний камень удобно наблюдать за перемещением рыцарских полчищ

2)

крестоносцам Русская земля казалась лёгкой добычей

3)

для защиты Отечества надо быть не только смелым воином, но и умным правителем

4)

в невыгодной ситуации трудно держаться с достоинством

Прочитав текст, ты узнал, что

3

1)

Переславль расположен на берегу Невы, поэтому  Александра прозвали Невским

2)

Новгород и Псков были бедными маленькими городами

3)

в первый раз Александр поехал в Орду по своему желанию

4)

победа на Неве была первой победой после опустошительного нашествия войск Батыя


Из текста понятно, что в битве на Чудском озере Александр Невский сделал верный расчёт на то, что

1)

русское войско легко вклинится в немецкий строй

2)

стаи ворон отвлекут грозного противника от боя

3)

лёд проломится под рыцарями в тяжёлых доспехах

4)

жители Пскова встретят его в праздничных одеждах

 

5

4

Прочитав текст, ты понял, что юный князь Александр сразу понравился новгородцам, потому что

1)

такой человек мог подчинить себе все русские земли

2)

его с детства научили и читать, и писать, и считать

3)

они надеялись с его помощью сделать Новгород богаче

4)

он мог стать рассудительным и отважным правителем

6

Если ты захочешь побольше узнать о жизни Александра Невского, какую книгу тебе следует взять в библиотеке?

1)

Былины о русских богатырях

2)

Рассказы о замечательных людях

3)

Русские народные сказки

4)

Толковый словарь

7

Почему Александр Невский был надеждой Руси?

Выбери из перечня два верных утверждения и обведи кружком соответствующие буквы.

А)

Он не жалел серебра и золота на выкуп пленных.

Б)

Князь возглавил восстание русского народа против Золотой Орды.

В)

Александр сохранял мир на Руси, договариваясь с монгольскими ханами.

Г)

С четырёхлетнего возраста он умел владеть мечом и стрелять из лука.

 

Обведённые буквы запиши в ответ.

Ответ: ________ .

8

Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами,  в соответствующей очерёдности.

А. Надежда Русской земли.

Б. Начало княжения Александра в Новгороде.

В. Первая поездка Александра Невского в Орду.

Г. Воспитание будущего князя.

Д. Александр получает прозвище Невский.

Е. Ледовое побоище на Чудском озере.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

6

9

При чтении тебе встретились слова, которые употребляются редко, но их значение в тексте вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди из второго столбца его верное толкование, обозначенное буквой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) "свинья"

А)  домашнее животное

2) сеча

Б)  воинское построение в форме клина

3) палица

В) холодное оружие в виде длинного ножа с рукояткой

Г) тяжёлая деревянная дубинка с утолщённым концом

Д) жестокое сражение, кровопролитная битва, побоище

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

Ответы на задания С1 и  С2 запиши в соответствующих

таблицах на обратной стороне бланка ответов.

С1

Как проявились верность долгу и любовь Александра Ярославича к своему Отечеству? Заполни таблицу. Слева кратко запиши подвиги и поступки князя, которые спасали страну, а справа запиши соответствующие им даты.

Главные события

в жизни князя Александра

Год,

когда это произошло

1)

1)  

2)

2)

3)

3)

С2

Как ты думаешь, почему хан Батый после встречи с Александром Невским сказал, что "нет князя, равного" ему? Приведи две причины.



Предварительный просмотр:

      Задания по литературному чтению                                            

                                                  Текст № 1.

Прочитай текст и выполни задания

Боярский сын и пастух

  Один старый боярин позвал своего сына и сказал ему:

  - Пора тебе, сынок, жену себе подыскать.

  - А какую мне девушку выбрать, батюшка? – Ведь она должна быть знатного рода, богата и краше всех девушек на свете.

  - Нет. Сынок, ты лучше сделаешь, если не будешь зариться ни на род, ни на красоту, ни на богатства, а найдёшь себе хорошую и разумную хозяйку.

  Взял юноша в попутчики своего дядю, и отправились они по сёлам и городам – невесту искать. Всех встречных спрашивали, не знают ли они девушки домовитой и разумной.

  Вот, наконец, пришли они в одно село и присели отдохнуть. Покуда стемнело, прошло перед ним много девушек, но ни одна из них не пришлась им по сердцу.

  - А других девушек у вас в селе нет? – спросил боярский сын одного богатого крестьянина.

  - Есть ещё одна, да только она тебе не подойдёт.

  - Почему?

  - Потому что она дочка простого пастуха.

  - Ничего, проводи-ка нас к ней.

  Лачужка пастуха стояла у самой околицы. Когда они подошли к ней поближе, дядя с племянником переглянулись: двор был чисто выметен, окошки помыты, каждая вещь на своём месте стояла. Дочка пастуха встретила их на пороге. Одета она была совсем бедно, но от неё так и веяло чистотою и скромностью.

  - Вот эта девушка и будет моей женой! – прошептал боярский сын своему дяде.

  Дочка пастуха спросила незнакомцев, откуда они и по какому делу пришли.

  - Мы скупщики скота, - ответил дядя. – Нам сказали, что твой отец хочет продать тёлку, вот мы и пришли.

  - Батюшка ещё не вернулся. Посидите и подождите, - сказала девушка, принесла им подушки и принялась хозяйничать, да так ловко, что они наглядеться на неё не  могли.

  Немного погодя вернулся и старый пастух. Поздоровался с гостями и тоже полюбопытствовал, по какому делу они пришли.

  - Скрывать не будем, - ответил дядя юноши. – Ищем мы невесту. Всё царство обошли, обошли, да так и не могли найти подходящую девушку. А вот твоя дочка сразу же пришлась по сердцу моему племяннику. Согласен ли ты выдать её за него замуж?

  - Почему бы и не выдать, - ответил старый пастух. – Но сперва мне скажите, есть ли у жениха какое-нибудь ремесло?

  - Не смеши людей, - вмешался дядя юноши, - к чему ему ремесло, когда его отец владеет многими городами и сёлами, а сундуки у него ломятся от золота и серебра.

  - Нет здесь невесты для человека, который никакому ремеслу не обучен, - отрезал пастух. – Отведайте лучше похлёбки, которую дочка моя сварила, а про сватовство забудем. Я решил отдать свою дочь только человеку, знающему ремесло.

  Гости принялись за похлёбку и снова переглянулись – ничего вкуснее они сроду не ели.

  Когда все улеглись спать, юноша сказал своему дяде:

  - Вот вернёмся домой, я созову своих  товарищей, приеду с ними сюда и силой возьму эту девушку в жёны.

  - Силой такие дела не делаются. Лучше ты возьми да и обучись какому-нибудь ремеслу. Тогда отец сам отдаст её тебе.

  - Ладно, обучусь, я боярский сын и всему могу выучиться!

  На другой  день они отправились в город. Решили первым делом зайти к самому искусному золотых дел мастеру.

  - Возьмёшься ли ты обучить этого парня своему ремеслу? – спрашивает его дядя юноши. – И сколько времени придётся учиться?

  - По меньшей мере три года.

  - Слушай, начал уговаривать мастера дядя юноши, - он ведь сын первого боярина в нашем царстве. Обучи его своему ремеслу за две-три недельки. Его отец щедро наградит тебя.

  - Не могу я обучить его меньше, чем за три года. Наше ремесло тонкое. Большое искусство для него требуется.

  Стали они обходить все мастерские подряд – лёгкого ремесла искать!

Оружейник говорил о двух годах, гончар вызвался обучить ремеслу за год. Кого ни спрашивали, все им отвечали, что для любого ремесла нужны время и терпение. Наконец пришли они в мастерскую к старому корзинщику.

  - Вот это ремесло по мне!- сказал боярский сын и спросил старика, за сколько времени тот может выучить его плести корзины.

  - Коли ты не дурак, - ответил старик, - так за две-три недели.

  Обрадовался боярский сын и пошёл на выучку к корзинщику. Попыхтел и попотел он за учёбой не три, а целых семь недель, но смастерил, наконец, корзинку и поспешил в село, где жили старый пастух и его дочка.

  Пастух осмотрел корзинку и решил:

  - Неплохо. Но мне нужно своими глазами увидеть, как ты работаешь. Поэтому я хочу, чтобы этой ночью ты сплёл мне ещё одну корзину.

  - Хорошо. – сказал юноша и отправился к реке за ивовыми прутьями. Ещё первые петухи не пропели, а корзинка была уже готова. Старик внимательно осмотрел её и остался очень доволен работой. Потом он послал дочку на виноградник и велел ей наполнить новую корзину лучшими гроздьями. Когда девушка ушла, пастух сказал боярскому сыну:

  - Вижу, что ты мастер в своём ремесле, и потому согласен отдать свою дочку тебе в жёны. А сейчас выслушай мой рассказ, и тебе станет понятно, почему я хотел, чтобы ты обучился какому-нибудь ремеслу. Теперь я пасу коров, сынок, но знай, что в своё время я был царём. Хотя в моей казне было несметное количество золота и драгоценных камней, жадность моя не знала меры. Тяжёлыми налогами облагал я своих подданных, и они возненавидели меня. И вот, когда в пределы моего царства вторглись чужеземцы, народ мой, желая моей гибели, не поднялся против них с оружием в руках. Царству моему пришёл конец. Долго я скитался, пока, наконец, не поселился в этом селе, никому не говоря о своём прошлом. Здешние крестьяне приютили меня, накормили и предложили стать сельским пастухом, ибо другого ремесла я не знал. Стал я пасти коров, со временем построил вот эту лачужку  и женился. На старости лет приходится мне ходить за коровами, но я не жалуюсь на это: знаю, что честным трудом хлеб себе добываю. А в доме у меня есть бесценное сокровище – моя дочка. Теперь тебе понятно, почему я хочу выдать её замуж за человека, знающего какое-нибудь ремесло?

  - Ты прав, - промолвил боярский сын и вышел встречать свою невесту, которая несла на плече сплетённую им корзину, наполненную янтарным виноградом.

  На другой день они справили пышную свадьбу.

Выполняя задания А1 – А7, обведи номер правильного, а затем запиши его в бланк тестирования.

При выполнении заданий В1 и В2 сначала запиши ответ в  указанном месте в тесте, а затем в бланке тестирования.

А1. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

  1. Лачужка пастуха стояла в центре села.
  2. Боярский сын и его дядя быстро нашли подходящую невесту.
  3. Пастух обрадовался богатому и знатному жениху.
  4. Получив отказ, юноша захотел взять девушку в жёны силой.

А2. Назови основную тему текста.

  1. Поиски невесты для боярского сына.
  2. Обучение юноши ремеслу корзинщика.
  3. Жизненный урок, полученный боярским сыном.
  4. Жадность царя, сделавшая его простым пастухом.

А3. Какова главная мысль текста?

  1. Владение ремеслом ценнее знатности и богатства.
  2. Сложному и тонкому ремеслу надо учиться долго.
  3. Жадность правителя вызывает ненависть подданных.
  4. Боярский сын может всему научиться.

А4. Какая девушка достойна быть женой для сына первого боярина в государстве?

  1. из знатного рода
  2. с богатым приданым
  3. умная и хозяйственная
  4. самая красивая на свете

А5. Боярский сын и его дядя направились к лачужке пастуха, чтобы

  1. купить у него тёлку
  2. посмотреть на дочь пастуха
  3. отдохнуть после дальней дороги
  4. отведать вкусной похлёбки

А6. Каким образом старый пастух удостоверился, что боярский сын достоин взять в жёны его сокровище-дочку?

Выберите два верных элемента ответа из перечня:

А) попросил юношу сплести много корзин из ивовых прутьев

Б) очень внимательно осмотрел первую корзину, сделанную юношей во время выучки у корзинщика

В) предложил боярскому сыну сплести новую корзину у него в доме всего за одну ночь

Г) потребовал показать сундуки, которые ломятся от золота и серебра

Укажи верный ответ.

1) БВ                   2) БГ               3) АВ            4)АГ

А7. В какую из книг надо поместить этот текст?

  1. Исторические пьесы
  2. Сборник басен
  3. Рассказы о приключениях
  4. Сказки народов мира

В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.

А. Поиски невесты.

Б. Рассказ пастуха о себе.

В. Требование пастуха к жениху.

Г. Совет старого боярина сыну.

Д. Обучение у корзинщика.

Е. Боярский сын ищет лёгкое ремесло.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

6

В2. Установи соответствие между словом и его толкование: для каждого слова из первого столбца найди одно верное объяснение его значения из второго столбца.

СЛОВА                                ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ

1) зариться                        А) проснуться на зорьке

2) околица                         Б) сильно желать завладеть чем-либо

3) облагать (налогом)       В) обязать к уплате денежной суммы

                                            Г) окраина поселения

                                            Д) широко открытые глаза

Запиши в таблицу выбранные буквы.

1

2

3

Ответы на задания С1, С2 и С3 запиши на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 И т.д.).

С1.  Почему былому царствованию пастуха пришёл конец?

Назови не менее двух причин.

С2. Напиши, какие качества проявляет дочь пастуха на протяжении повествования (не менее двух)? Приведи примеры из текста, подтверждающие твоё мнение. Для ответа используй таблицу.

Качество

Подтверждение

1)

1)

2)

2)

С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни почему?

Текст № 2

Прочитай текст и выполни задания

А1 –А7, В1, В2,С1 – С3

Белки.

  Бывает, идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями-великанами и вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом, перескакивающего с одного дерева на другое. Или услышишь резкий цокающий громкий звук. Это играют резвые белки. Бесстрашно перепрыгивают они с ветки на ветку, носятся по сучьям и по стволу дерева.

  Зверьки эти живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, жёлуди, семена, ягоды и даже сушёные грибы. Всё это они прячут где-нибудь во мху или в дуплах. Случается, белки в поисках корма кочуют на большие расстояния, пробегают ночью через многонаселённые города, переплывают реки. Зимой белки не спят, ведут очень подвижный образ жизни  и всегда безошибочно находят свои запасы. Беличий «склад» может содержать до нескольких килограммов вкусной еды. Найдя его, не спешите им воспользоваться!

  Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, осенью белки линяют и меховая шубка становится серой, густой и тёплой. Из тонких веток белки плетут прочные гнёзда, похожие на приплюснутые шары. Обычно эти гнёзда строятся в ветвях, с земли их трудно увидеть. Иногда белки устраивают своё жильё в дупле.  Изнутри они выстилают гнездо сухим мхом. Зимние гнёзда белок – с толстыми стенками и по сравнению с летними более тёплые. Злейший враг белок – куница – часто разоряет беличьи гнёзда. В оставленных белками домиках селятся другие лесные обитатели.

  Дважды в год в гнёздах появляются бельчата – совсем голые, без шёрстки. Как правило, в выводке от 3 до 5 малышей. Всё зависит от количества корма в лесу. Рождаются бельчата слепыми. Глаза у них открываются только к концу месяца. В течение шести недель они питаются молоком матери. Чтобы отлучиться из гнезда, белка-мать закутывает детёнышей в мягкую подстилку, ведь они могут замерзнуть даже в жаркие дни. Месяца через два-три молодые белочки уже вовсю скачут по веткам и, как взрослые белки, усердно собирают на зиму корм, даже если еды вдоволь.

  В природе существуют белки разных пород. В Эстонии встречается белка, во всём сходная с обычной, кроме масти: цвет шубки у неё всегда чёрный. В Сибири живут белки-летяги. У этих лесных зверьков между передними и задними лапками есть кожистая перепонка. Прыгая, они растопыривают лапки и летят, как маленький планер. Если обычная белка делает прыжки длиной до 7 метров, то летяга может прыгнуть и на 30 метров. Этот парящий зверёк серой масти и размером помельче нашей белки. Кисточек на ушах у него нет, хвост длинный и служит, как и для его нелетающей родственницы, рулём при прыжках и тормозом при посадке на ветку. Летяга ведёт ночной образ жизни, и наблюдать за ней трудно.

  Белок легко приручить. Но, живя в неволе, они часто болеют, потому что не могут жить без постоянного движения. С приручённым зверьком нужно часто общаться,  так как у него «короткая память» и без внимания он быстро дичает. В некоторых парках можно встретить ручных белок, которые едят с рук орехи. Как забавно в это время наблюдать за милыми зверьками! Но не ловите их. Тем более не берите белку в руки насильно: её укусы глубоки и болезненны. Старайтесь защищать этих доверчивых зверьков от тех, кто замахнётся на них палкой или захочет схватить и унести домой!

Выполняя задания А1 – А7, обведи номер правильного ответа, а затем запиши его в бланк тестирования.

При выполнении заданий В1 и В2 сначала запиши ответ в указанном месте в тексте, а затем в бланке тестирования.

А1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том, как

  1. белки прячут зимой корм в лесу
  2. белки заботятся о своём потомстве
  3. живут белки разных пород
  4. часто надо общаться с прирученной белкой

А2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. белки – чудесные зверьки, которым лучше жить в лесу
  2. куница – злейший враг белок, который разоряет их жилища
  3. белкам трудно выводить потомство дважды в год
  4. белку легко поймать, покормив её с руки семечками

А3. Из текста ты узнал, что

  1. белки живут только в дуплах лесных деревьев
  2. детёныши у белок рождаются зрячими и сразу начинают искать корм
  3. белки совсем не умеют плавать и боятся воды
  4. в поисках корма белки могут перемещаться на большие расстояния

А4. Белка-мать закутывает своих новорождённых днтёнышей в мягкую подстилку даже летом, так как

  1. их надо спрятать от хищников
  2. бельчата рождаются слепыми
  3. появляются бельчата совсем голыми, без шёрстки
  4. у бельчат между лапками есть кожистые перепонки

А5. Автор считает, что белку не надо брать в руки насильно, потому что

  1. белки в неволе часто болеют
  2. она может испачкать одежду
  3. испуганный зверёк больно кусается
  4. белки не могут жить без движения

А6. Выбери два верных утверждения из перечня:

А) Лёгкую рыжую шубку белки носят летом, а зимой – серую.

Б) Белки очень чувствительны к изменениям погоды.

В) Когда белки играют, они издают громкие цокающие звуки.

Г) Белки часто разоряют птичьи гнёзда.

Укажи верный ответ.

1) АБ                    2) БГ                     3) ВГ                  4)АВ

А7. Если захочешь узнать о белках побольше, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?

  1. Рассказы о лесных животных
  2. Толковый словарь
  3. Советы юному дрессировщику
  4. Удивительные истории и сказки о животных

В1. Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

А. Отношения человека и белки.

Б. Игры резвых зверьков.

В. Смена шубки и устройство жилища.

Г. Потомство белки.

Д. Разные породы белок.

Е. Беличьи запасы.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

6

В2. Тебе встретились слова, которые употребляются редко, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди одно его верное толкование из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО                                     ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) приручить                            А) безмоторный аппарат для парящего полёта

2) планер                                  Б) что-нибудь взять в руки

3) кочевать                               В) перебираться с одного места на другое

                                                  Г) прыгать с кочки на кочку, не падая

                                                  Д) кого-либо сделать более доверчивым,

                                                  послушным

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

Ответы на задания С1, С2 и С3 запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 и т.д.).

С1. Многие лесные обитатели заранее начинают готовиться к длинной и холодной зиме. Как готовятся к зиме белки? Напиши два примера.

С2. В тексте есть сведения о разных видах белок. Запиши в пустые клеточки таблицы, что ты узнал о чёрных белках и белках-летягах.

Название породы

Место их обитания

Наибольшая длина прыжка (в метрах)

Чёрные белки

Белки-летяги

С3. Можно ли приручённую белку считать домашним животным? Почему?



Предварительный просмотр:

Текст № 5

Прочитай текст и выполни задания

День защиты природы

— Ну, что новенького пишут? — спросила  Катя Костю Палкина, когда тот с газетой в руках вышел во двор.

Костя всегда выходил во двор с газетой. Несмотря на свой небольшой возраст, он очень любил читать газеты и тут же рассказывал их содержание Кате и Манечке.

— Да вот, про защиту природы пишут. Сейчас все лучшие люди природу защищают, а плохие люди природу портят: деревья ломают, реки засоряют. Если так дальше дело пойдёт, никакой природы не останется!

— А почему мы природу не защищаем? - сказала Катя. — Давайте тоже природу защищать!

— Давайте! — закричала Манечка. — Чур, я первая!

— А где же мы её будем защищать?  Во дворе, что ли? — сказал Костя. 

— А что, во дворе у нас природы нет?  Давайте объявим день защиты природы в нашем дворе.

 Они так и порешили. А на следующий вышли во двор с утра и стали сторожить, чтобы никто по газонам не бегал. Но никто и не бегал.

Ещё они сторожили, чтобы деревья не ломали. Но никто не ломал.

— А вдруг кто-нибудь будет цветы на клумбе рвать? — сказала Катя. — Надо смотреть в оба.

Смотрели, смотрели… Вдруг какая-то маленькая собачка как прыгнет в клумбу! И принялась цветы нюхать.

И тут какая-то маленькая собачка прыгнула на клумбу и принялась цветы нюхать.

— Брысь! Вон из клумбы!— замахали руками Катя с Маней, забегали вокруг клумбы. А собачка жуёт какую-то травинку и на них никакого внимания не обращает.

Тогда девочки не выдержали и в клумбу полезли. Манечка хотела собачку схватить, да шлёпнулась прямо на георгины, два цветка сломала. Вот тебе и день защиты природы!

— Ничего! — сказал Костя. — Вы не огорчайтесь! Животные - тоже природа. Давайте защищать животных в нашем дворе. Надо проверить, вдруг к животным кто-нибудь плохо относится?! Будем ходить по квартирам. Вы идите в этот подъезд, а я пойду в тот.  Если увидите, что кто-нибудь обижает животных, то мы тогда напишем письмо в журнал "Друг природы".

Они разошлись по подъездам, стали звонить во все квартиры подряд и спрашивать, есть ли у жильцов какие-нибудь животные.

— Есть, — сказали в пятой квартире. — У нас канарейка, а что?

— А вы её кормите? — сказали Катя с Маней.

— Конечно.

— А вы её не бьёте?

- Кто же  канарейку бить станет?!

— А вы с ней гулять ходите?

— Ну конечно, мы её на поводке водим, — засмеялись в пятой квартире. — Видно,  делать вам нечего, если глупые вопросы задаёте!

— Ничего подобного! Просто мы животных защищаем! Если вы вашу канарейку обидите, мы про вас письмо в журнал "Друг природы" напишем!

В тринадцатой квартире им открыл мальчишка, на вид пятиклассник. Оказалось, у него живёт кошка с котятами.

— Ты свою кошку кормишь? — спросили у мальчишки Катя.

— А тебе какое дело?

— Очень даже большое! Кошек и котят надо кормить!

— Неужели?  А я и не знал! Спасибо, что сказала, - ухмыльнулся пятиклассник.

—  А ты их не бьёшь?

— Бью. Палкой. С утра пораньше, — засмеялся мальчишка и вытолкал Катю с Маней за дверь.

— Дурак, — сказала Манечка.

 Когда девочкам открыли дверь в сороковой квартире, на площадку выскочила большая овчарка и принялась их обнюхивать.

— Ай! — испугалась девочки. — Уберите её, пожалуйста, а то она укусится!

— Вам чего, девочки?

— Ничего, мы дверью ошиблись! А скажите, вы вашу собаку не обижаете?

— Зачем же её обижать? Она у нас замечательная, две медали имеет: за экстерьер и выучку!

Когда девочки встетились во дворе с Костей, выяснилось, что и он никого не защитил.

«Ну, может, завтра повезёт!» - сказал Костя.

Когда девочки наконец вернулись домой, мама сердито им сказала:

— Где вы были? Стоит вам выйти на улицу, тут же все свои обязанности забываете! Готовы с утра до вечера гулять, а хомяки голодные сидят. И клетка у них грязная! И рыбкам давно пора воду менять.  Три дня вас прошу — допроситься не могу! Неужели вам животных не жалко?!


Выполняя задания А1 – А7, обведи номер правильного ответа, а затем запиши его в бланк тестирования.

При выполнении заданий В1 и В2 сначала запиши ответ в указанном месте в тексте, а затем в бланке тестирования.

А1. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

  1. Что прочитал Костя Палкин в газете
  2. Как девочки гнали с клумбы собаку
  3. Как девочки испугались большой овчарки
  4. Что сделали ребята для защиты природы

А2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. Незнакомые собаки могут быть опасны
  2. Защищая всех животных, не надо забывать ухаживать дома за своими
  3. Для заботы о природе достаточно объявить день ее защиты
  4. Забота о чужих животных – обязанность каждого жителя города

А3. В этом рассказе речь ведётся от лица

  1. Кости Палкина
  2. Кати и Мани
  3. автора
  4. мамы девочек

А4. Прочитав текст, ты узнал, что попытка устроить день защиты природы во дворе закончилась

  1. вытоптанными газонами
  2. поломанными деревьями
  3. изжёванной травой
  4. испорченной клумбой

А5. Манечка обозвала пятиклассника из тринадцатой квартиры потому, что тот

  1. никогда не кормит свою кошку с котятами
  2. посмеялся над девочками и вытолкал их за дверь
  3. бьёт своих животных палкой с утра пораньше
  4. не хотел слушать девочек и не открыл им дверь

А6. В чём, с точки зрения героев рассказа, должна заключаться защита животных? Выбери два верных утверждения и обведи кружком соответствующие буквы из перечня:

А) надо обойти все квартиры подряд и узнать, кто обижает своих питомцев.

Б) о заботливых хозяевах надо написать заметку в газету.

В) если к животным плохо относятся – написать письмо в журнал «Друг природы»

Г) надо написать объявление с призывом защищать природу.

Укажи верный ответ.

1) АВ                    2) ВГ                     3) БГ                  4)АБ

А7. В какую книгу надо было бы поместить этот текст?

  1. Рассказы по истории
  2. Рассказы о природе
  3. Поучительные истории
  4. Басни

В1. Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

А. Обход квартир и опрос жителей дома.

Б. Решение присоединиться к защитникам природы.

В. Забытые питомцы.

Г. Защита клумбы во дворе.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

В2. Тебе встретились слова, которые употребляются редко, но их значение при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди одно его верное толкование из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО                                     ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) медаль                                      А) внешний вид и телосложение животного

2) порешили                                 Б) договорились о чём-то, пришли к согласию

3) экстерьер                                  В) порода собак

Г) украшение, носимое на шее, внутрь которого

можно поместить фотографию

                                                     Д) знак отличия в виде металлического кружка

                                                      с надписью, выдаваемый за заслуги

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

Ответы на задания С1, С2 и С3 запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 и т.д.).

С1. Какой вопрос кати с Маней жильцы пятой квартиры посчитали самым глупым? Почему ты так думаешь?

С2. Какие качества проявляют девочки – героини рассказа на протяжении повествования (не менее двух)? Приведи примеры поступков или слова, подтверждающие мнение. Для работы используй таблицу.

Качества

Примеры - подтверждения

1)

1)

2)

2)

С3. Что ты считаешь самым смешным  в этом тексте? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс

Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...