Конспект урока С.Я. Маршак "Кот и лодыри"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_i_lodyri.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

Цель урока:

пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри»;

- учить характеризовать героев произведения; определять главную мысль героев произведения;

- развивать навыки читать бегло, правильно, выразительно.

Задачи:

  1. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
  2. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  3. создать условия для формирования УУД:
  1. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

На доске записаны пословицы:

Учись смолоду – пригодится в старости.

Мудрым никто не родился, а научился.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

У лодыря что ни день, то лень.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Мотивация к работе.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Всё готово посмотрели

И за парты тихо сели.

- Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

Скороговорка (презентация, слайд 1).

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

-Прочитайте, что записано на доске? (скороговорка). Слайд 2

- О ком эта скороговорка? (про учеников).

Чтение полностью, «Радио».

Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.

III. Постановка темы и целей урока

1. Игра в группах "Составь стихотворение»

- На что будете обращать внимание при составлении стихотворения? (содержание, рифму)

Стихотворение печатается на листе, наклеивается на открытку или картинку и разрезается на части по 2-3 строки. Дети по смыслу и по рифме должны из частей составить целое стихотворение. Складывают полоски по порядку.  Если работа выполнена верно, то получается картинка или в данном случае – имя и фамилия поэта – Самуил Маршак.

С

Пришёл из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

- Где твой дневник? – спросила мать.

А

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

М

Увидев надпись: «Очень плохо!»

Узнав, что сын такой лентяй,

У

Отец воскликнул: - Негодяй!

Чем заслужил ты единицу?

И

- Я получил её за птицу.

В естествознании я слаб:

Л

Назвал я птицей баобаб.

- За это, - мать сказала строго, -

М

И единицы слишком много!

- У нас отметки меньше нет. –

А

Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица? –

Р

Спросила старшая сестрица.

- Вторую, если не совру,

Ш

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

А

Что кенгуру растут на грядке.

Ты очень скверный ученик,

Вздохнув, сказала мать.

К

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

- Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.

- Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения. Слайд 3

- Как вы думаете, о ком это стихотворение? (о двоечнике, лентяе). Почему мальчик был двоечником? (он ленился хорошо учиться, не старался).

2. Сообщение темы урока.

- Кто догадался какая тема нашего урока? (Произведения С.Я. Маршака о лентяе). Какую цель ставим перед собой на уроке? Что будем исследовать, открывать?

(-познакомимся с творчеством С.Я. Маршака;

- будем развивать навык чтения:

- творческие и исследовательские способности).

III. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его произведений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе. 

- Посмотрите, что записаны на доске? (пословицы). Сегодня на уроке нам нужно исследовать произведение С.Я. Маршака и доказать какие из данных высказываний передают главную мысль произведения.

Вспомните по картинкам и отрывкам названия его произведений.

  1. Викторина по произведениям Маршака.

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

("Мяч")

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.

("Жил человек рассеянный")

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

("Багаж")

Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром 
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.

("Кошкин дом")

Где обедал, воробей?

В зоопарку у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

("Где обедал, воробей?)

  1. Чтение статьи в парах по учебнику, стр. 24.

- Что нового узнали о писателе?

3. Рассказ учителя о Маршаке (презентация)

      Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

     Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одарённых предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII веке. Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Жили бедно, в поисках счастья часто переезжали: отец без конца искал работу.

В край далёкий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья.

     Детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

    Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак всё время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением "Кот и лодыри".

- Прочитайте название произведения. Предположите, о ком оно?

а) Прослушивание аудиозаписи стихотворения (2 минуты).

- Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?

- Понравилось вам произведение? Какое у вас настроение после прослушивания?

- Определите жанр произведения, главных героев (стихотворение, лодыри и кот).

б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа (презентация).

- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно (Лодыри, ранец, грамота, грифель).

- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. 

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)

д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

- Как он говорит в конце встречи?

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их.)

Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:

Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

г) Чтение стихотворения по ролям.

- Определите действующие лица (автор, кот, лодыри). 

е) Продолжение беседы над смыслом.

- В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? (кот)

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

- Соотнеси смысл пословиц с содержанием стихотворения. Какая из пословиц подходит к данному стихотворению?

(Лентяй дела не ищет, а от дела рыщет.

 У лодыря что ни день, то лень.)

V. Рефлексия

1. Подведение итогов.

2. Выставление отметок.

3. Домашнее задание

Приложение 1.                                                                                            

ИГРА «СОСТАВЬ СТИХОТВОРЕНИЕ».

Стихотворение печатается на листе, наклеивается на открытку или картинку и разрезается на части по 2-3 строки. Дети по смыслу и по рифме должны из частей составить целое стихотворение. Складывают полоски по порядку.  Если работа выполнена верно, то получается картинка или в данном случае – имя и  фамилия поэта – Самуил Маршак.

С

Пришёл из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

- Где твой дневник? – спросила мать.

А

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

М

Увидев надпись: «Очень плохо!»

Узнав, что сын такой лентяй,

У

Отец воскликнул: - Негодяй!

Чем заслужил ты единицу?

И

- Я получил её за птицу.

В естествознании я слаб:

Л

Назвал я птицей баобаб.

- За это, - мать сказала строго, -

М

И единицы слишком много!

- У нас отметки меньше нет. –

А

Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица? –

Р

Спросила старшая сестрица.

- Вторую, если не совру,

Ш

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

А

Что кенгуру растут на грядке.

Ты очень скверный ученик,

Вздохнув, сказала мать.

К

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме " С.Я. Маршак " Кот и лодыри"

Разработка урока по теме " С.Я.Маршак " Кот и лодыри"Задачи урока: - познакомить с творчеством С .Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, ч...

Конспект урока по теме "Кот и лодыри" С.Маршак. 2 класс

Конспект разработан по УМК "Школы России"...

Конспект урока чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри".

Данный урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по чтению для 4 класса С.Я. Маршака "Кот и лодыри"

Этот конспект урока по чтению разработан для учащихся коррекционных школ 8 вида. Урок по изучению нового материала. В процессе урока учащиеся в игровой форме знакомятся с биографией С.Я. Маршака, а та...

Конспект урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Кот и лодыри», 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Планируемые результатыПр...

Конспект урока "Выразительное чтение наизусть стихотворения Маршака С.Я. Кот и лодыри»

Конспект урока предназначет для закрепления изученного материала....