Урок чтения
методическая разработка по чтению (1 класс)

Урок чтения  в 1 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx103.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока по чтению

1 класс

для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно –двигательного аппарата умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)

Тема: Звук [у], буквы У,у

         Составил:

учитель начальных  классов

Пылаева Т.Ю.

высшая квалификационная категория

Тема: гласный звук [у], буквы У, у.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  познакомить учащихся с новым звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.

Задачи:

•образовательная: учить правильной артикуляции звука [у]; учить правильно произносить новый звук, выделять звук в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков; соотносить звук с буквой;

 • коррекционно-развивающая: совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся через речевые разминки; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся через игровые технологии;

воспитательная: воспитывать интерес к учению, умение слушать друг друга.

Методы обучения: контроль за эффективностью учебно- познавательной деятельности, метод стимулирования учебной деятельности, метод организации учебной деятельности; по источнику познания: словесный, наглядный; по характеру: репродуктивный – объяснительно – иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 40 минут.

Внутренние связи: 

Добукварный период. Подготовка к обучению чтению.

Тема №3 «Звуки вокруг нас. Различение звуков окружающей действительности.

Тема:  №30 «Гласные и согласные звуки».

Тема: №31 «Упражнения в выделении звуков речи»

Тема №  33 «Звук [а], буквы А,а»

 Педагогические технологии (элементы):

• игровые технологии;

• организация учебной деятельности с учётом коррекционно – педагогических требований;

• психолого – педагогическая поддержка эмоционального состояния школьников;

• личностно – ориентированное взаимодействие;

• технология активной сенсорной среды;

• здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока:

учебно- методическая документация:

основная литература для учителя: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы.  Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.

Основная литература для учащихся:

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. 1 класс: для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Просвещение, 2012.

Дидактический материал обучающий:

кукла Антошка -  1 шт;

книга на картоне  со звуковым модулем, имитирующим звуки  окружающей действительности – 1 шт;

набор мягких игрушек:

кот- 1шт.

 мышка  – 1 шт.

 корова -1 шт.

 поросёнок  – 1 шт.

собака – 1 шт.

   тигр– 1 шт.;

разрезные картинки:

- утка – 2 шт;

- улитка – 2 шт;

утюг -  2 шт.;

картинки – образцы:

- утка – 2 шт;

- улитка – 2 шт;

утюг -  2 шт.;

набор  карточек с буквами У – 6 экз;

 демонстрационный материал «Дом» для гласных звуков» - 1 шт.;

 зеркала маленькие  - 6 шт.

 набор гласных букв У «со шнурочком» - 6 экз;

набор букв из бархатной бумаги -  6 экз.

 набор сигнальных карточек  - круги красного и синего цвета – 6 экз.;

  артикуляционный уклад звука [у] «Весёлые  человечки»- звук [а]6 экз., звук [у - ]6 экз.,

- карточки для чтения слов с изученными буквами А, У – 2 шт.

- кораблик – 1шт.;

 - тренажёр  для глаз В.Ф. Базарного – 1 шт.

карточки для рефлексии настроения и эмоционального состояния:

- «солнышко» - 6 шт.;

- «солнышко с тучкой» - 6 шт.;

- «тучка» - 6 шт.

Описание хода  урока

Основные этапы урока

Ориентировочное время

Методические указания.

1.

Организационный момент

2 мин

Цель: проверка  организации класса к работе, проверка рабочих мест,
внешнего вида учащихся, организация внимания, включение учащихся в процесс урока. (Приложение 1)

2.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

2 мин.

Цель: создать готовность школьников к восприятию нового материала, сконцентрировать  внимание на изучаемом вопросе, пробудить мыслительную активность учащихся.

(Приложение 2)

3.

Динамическая пауза:артикуляционная гимнастика.

 1 мин.

Цель: способствовать выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений  в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

(Приложение 3)

4.

Актуализация опорных знаний.

6 мин.

Цель: активизировать слуховое внимание и восприятие звуков речи. Работа с музыкальной книгой. Игра «Кто так говорит?»

(Приложение 4)

5.

Динамическая пауза.

Гимнастика для опорно – двигательного аппарата

1 мин.

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока.

(Приложение 5)

6.

Работа над новым материалом.

10 мин.

Цель: знакомство со звуком [у], с буквами У, у

(Приложение 6)

Динамическая пауза Тренажёр В.Ф. Базарного.

3 мин.

Цель: снятие зрительного напряжения.

 (Приложение 7)

8.

Осмысление и систематизация  полученных знаний: первичное закрепление полученных знаний.

10

Цель: упрочнение связи звука а и буквы его обозначаемой.

(Приложение 8)

9.

Итог урока.

 2 мин.

Цель: подвести итог урока, проанализировать работу учащихся на уроке. Учитель делает вывод: достигнуты ли цели занятия.

10.

Рефлексия.

3 мин.

Цель: рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Приложение 1.

  1. Организационный момент.

Мы вошли  в просторный класс,

начался урок  у нас.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!» Сегодня на урок к нам пожаловал наш друг - Антошка. Давайте с ним поздороваемся. (Появляется кукла Антошка).

Приложение 2.

2. Целевая установка. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, давайте расскажем Антошке,  какой у нас сейчас урок?

-Чем  мы занимаемся на уроках чтения?

- Ребята, зачем нам нужно учиться читать?

Приложение 3.

3.  Динамическая пауза:

артикуляционная гимнастика.

«Вкусное варенье»

«Надуем шарик»

«Шарик лопнул

«Языком потрогай щёчку»

«Улыбнись - нахмурся»

Приложение 4.

4. Актуализация  опорных знаний.

4.1. Активизация слухового внимания. Работа с музыкальной книгой. Игра «Угадай, что это?»

Учитель включает музыкальную книгу, дети слушают  и называют звуки окружающей действительности.

4.2. Упражнения на восприятие звуков речи. Игра «Кто так говорит?»

Учитель: - Ребята, Антошка принёс вам  волшебный сундук. Давайте посмотрим, что там.

Задание: учащиеся по очереди достают из ларца игрушки- животные и произносят звуки.

Учитель: - Что мы сейчас произносили? (Звуки)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Как мы их  различаем? Давайте покажем Антошке, как мы научились различать гласные и согласные звуки.

4.3. Игра «Угадай, какой звук?». Работа с сигнальными карточками.

Учитель называет звуки, ученики показывают карточку соответствующего цвета.

Приложение 5.

5. Динамическая пауза. Гимнастика для опорно – двигательного аппарата.

Имитирующие движения.

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём,

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей,  быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приложение 6.

  1. Работа над новым материалом..

  1.   Формирование начальных навыков фонематического анализа.

Учитель : - Ребята, Антошка  хочет с вами поиграть. Игра «Отыщи звук». Антошка принёс вам картинки, но картинки рассыпались. Давайте попробуем их  собрать. (Слова – картинки: утка, утюг, улитка)

Учитель: - С какого звука начинаются все слова? (Со звука [у])

  1. . Работа над произношением звука [у].

- Работа с зеркалом.

- Работа с  артикуляционным  укладом  звука [у]:  игра «Весёлые  человечки».

  1. .   Характеристика звука. 

- Работа с буквой -  ниточкой.

Учащиеся произносят звук [у]: хором, индивидуально, громким голосом, тихим голосом.

- Игра «Поселим букву».

Приложение 7.

  1. Динамическая пауза. Тренажёр  для глаз В.Ф. Базарного.

Приложение 8.

8.Первичное закрепление учебного материала.

  1. Упрочнение связи звука [у] и буквы его обозначаемой.

Поднимите карточку с буквой, если услышите звук [у] в словах.

 Жук, петух, курица, туфли, груша

  1. Тактильное восприятие буквы У, вырезанной из наждачной бумаги.

    8.3. Чтение слов с буквами А, У

АУ, УА

Приложение 9.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Солнышко – всё получилось,

Тучка и солнышко – не всё получилось,

Тучка – ничего не получилось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...