интегрированный урок в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Попова Инна Викторовна

Интегрированный урок в 1 классе литературное чтение и изо по теме Я.Аким "Первый снег". "Рисование зимнего леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirvannyy_urok_v_1_klasse.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 1 классе

Тип урока – интегрированный урок.

Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:

форма – урок с элементами практического занятия.

методы – метод объяснительно-иллюстративный; практический метод; методы самостоятельной  работы и работы под руководством учителя.

приемы обучения – высказывания детей о природе; алгоритмические приемы – основа формирования репродуктивного мышления; использование игр; похвала для создания ситуации успеха. 

Учебные предметы –   «Изобразительное искусство», «Литературное чтение».

Цели: 

  • познакомить уч-ся  с творчеством Я.Акима и его стихотворением «Первый снег».
  • обогащать словарный запас уч-ся;
  • показать красоту зимней природы;
  • формировать духовную культуру учащихся; приобщать к культурным ценностям человечества

Задачи: 

  • формирование читательской компетентности;
  • овладение навыками осмысленного чтения;
  • расширение литературного кругозора, развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса
  • применение на практике полученных умений и навыков;
  • творческое отображение окружающего мира;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции;
  • воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи; умение объективно оценивать свои работы и работы других.

Оборудование: презентация, бумага, листы пекинской капусты, гуашь, губка, ватные палочки.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок литературного чтения начнем.

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы слышали, когда шли сегодня утром в школу.      

Дети: Скрипит снег под ногами, каркают вороны. Завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.

Учитель: Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.

Дети: Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.

Учитель: Закройте глаза и шёпотом произнесите:  «Зима…». Какое чувство возникло?

Дети:  стало холодно и грустно ; стало радостно; я люблю зиму и т. д.

А кто видел, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.

Он шёл медленно, неторопливо. И всё ,что попадалось ему на пути , снег красил в белый цвет.

Рассматривание картины Василия Дмитриевича Поленова « Первый снег»

Обратите внимание на пейзаж Василия Дмитриевича Поленова « Первый снег » совершенно неожиданно выпал снег – всё вокруг сразу изменилось. Снег плотным покровом укрыл землю.

Кругом стало бело, и только ещё опавшая листва небольшой рощицы хранит цвета яркой осени.

Посмотрите на переплетающиеся веточки кустов и высохшей травы, утонувшие в пушистом снегу, - с ними пейзажный образ обретает уютность.

И глядя на эту картину, невольно вспоминаешь стихи Афанасия Фета.

Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо – всё одето

Каким – то тусклым серебром.

IV. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, давайте определим тему нашего урока.

- Молодцы, это зимушка – зима. Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?

Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего сказочного и веселого.

- Так о чём мы сегодня будем читать? (О снеге).

- Правильно, мы сегодня будем читать о снеге, и не просто о снеге, а о первом снеге.

На уроке окр. мира мы с вами говорили о свойствах снега. Какие вы знаете свойства снега?

Сегодня мы  познакомимся  с творчеством Я.Акима и его стихотворением «Первый снег», а поможет нам в этом сказочная героиня зима, которая пришла к нам в гости. Наша гостья принесла конверты с заданиями. Откроем 1 конверт.

Конверт №1      Узнайте об авторе.

V. Вступительное слово об авторе.

Подробнее  об этом поэте, о его жизни расскажет нам Люба

Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. В 1941 г. Яков окончил 9 классов, а уже в 1942 году пошел на фронт защищать Родину, тогда ему было всего 19 лет. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей. Яков Аким прожил долгую и интересную жизнь. Он умер  в возрасте 90 лет, в городе Москва.

ПОКАЗ КНИГ

ФИЗМИНУТКА

VI. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Конверт №2   Знакомство со стихотворением  Я.Акима « Первый снег»

1.Прослушивание аудиозапись

Утром кот принес на лапах

Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!

- Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)

-  Почему оно так называется?

- Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчки речь идёт о снеге.

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Прикорнул – прислониться к чему-либо, прилечь.

Мостовая – твердое дорожное городских улиц

Салазки – маленькие ручные санки.

3. Чтобы подготовиться к чтению стихотворения проведем речевую разминку.

Учитель чётко произносит, дети повторяют за ним.

Ра – ра – ра – ра – повторяем мы с утра.

Ро – ро – ро – ро – солнце светит нам в окно.

Ри – ри – ри – ри – прилетели снегири.

- Когда к нам прилетают снегири?

- Родина снегирей – хвойные леса тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края.

4.Чтение стихотворения детьми.

VII. Первичное закрепление

-Какой пуховый платок он расстелил на мостовой?

-  А какие развлечения приносит снег для вас?

- Кто принёс детям известие о первом снеге?

  - Как он это сделал?  (на лапах)

  - В какое время суток? Почему?  (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)

- Обрадовались этому известию дети?

- Почему?

- Как нужно  читать это стихотворение? (Радостно.)

 

VIII. Дыхательная гимнастика
- Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Вот и улетели наши снежинки, мы тоже полетели за ними, покружились, покружились и прилетели на снежную поляну, посмотрите как красиво в лесу!

IX.    Конверт № 3  Рисование зимнего леса.   

 

Зимушка - зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Вот в её 3-ем конверте как раз задание: «нарисовать зимний лес». Но для того, чтобы это сделать поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? (Да)
- Ребята, а кто запомнил, что такое пейзаж? (Это изображение природы)Нам понадобится:  листы пекинской капусты, губка….

Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать зимний пейзаж этими листами.
1.   Нам необходимо кисточкой нанести на листы капусты толстый слой белой краски. Теперь аккуратно берем лист капусты и прикладываем его к листу, прижимаем его рукой, затем, аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты, у нас получился отпечаток, на что он похож?
- Правильно, он похож на дерево, усыпанное снегом. И так, всем понятно, как мы будем рисовать деревья? Готовы? Тогда  начинайте работать.

2.  А снежинки можно рисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и методом тычкования рисуем снежинки.
(Самостоятельная работа детей, тоже убирают палочки в корзину)

3.  Падают снежинки на землю и получаются сугробы, их мы нарисуем необычным способом - с помощью губки. Вот кусочки губки, давайте их окунем  в белую краску и рисуем.
- Молодцы, ребята, вот какой у нас получился зимний пейзаж. Повесим на мольберт, и полюбуемся. 

Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали и исполним о зиме песенку.

ПЕСНЯ

Зиму ребята можно передать не только в рисунках разными способами, но и поделках разной  техникой.(изонить, изделия из кожи, ткани).

ПОКАЗ РАБОТ

  1. Заключение

- Я думаю, что за такую дружную, замечательную работу наша гостья готова похвалить  всех ребят.  (ФИШКИ)

  1. Анализ работы.
    - А какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?
    - Как вы думаете, понравился ли наш лес животным?

XII. РЕФЛЕКСИЯ

- Что вы увидели на парте? (снежинки)

Если вам было все понятно и легко работать возьмите белую снежинку, а если кому-то было трудно, но он справился с работой – голубую снежинку.

- Это волшебные снежинки. Положите снежинку на ладошку и загадайте желание.  Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали. Я желаю, чтобы ваши загаданные желания исполнились. На обратной стороне снежинки домашнее задание (прочитать выразительно стихотворение).

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Разработка интегрированного урока 4 класс о космосе

Конспект интегрированного урока, посвящённого Дню Космонавтики, для учащихся 4 класса...

Закрепление написания строчных букв з, г, д, к, а. Здоровая пища (интегрированный урок, 1 класс)

Конспект интегрированного урока письма и окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века") по темам:письмо «Закрепление написания строчных букв з, г, д, к, а; их соединений...

Презентация (интегрированный урок, 1 класс)

презентация поможет усвоить новое словарное слово ОВОЩИ, а также разобраться в вопросах полезной и здоровой пищи...

Интегрированный урок, 1 класс

Тема урока: Многообразие грибов. На сколько больше, на скотко меньше. На дааном уроке дети знакомятся с разнообразием грибов, вырабатывают навыки владения понятий "на сколько больше", "на сколько мен...

Интегрированные урок 2 класс (литературное чтение - русский язык)

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, по данным вопросам и опорным словам....

Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...