Конспект урока по чтению «И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема: И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» 2 урок

Цели:

1. Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык чтения «про себя», составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_sokolov_m_listopadnichek.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в З «В» классе

Тема: И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек» 2 урок

Цели:

1. Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык чтения «про себя», составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Оборудование:

Выставка книг произведений Соколова-Микитова.

Презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Дети здороваются с родителями.

II.Сообщение темы.

- Сегодня мы продолжим работу над произведением  «Листопадничек». (Слайд 1)

- Кто автор этого произведения? Так выглядят книги в оригинале.

- Что вы помните о биографии писателя?

- Опорные слова помогут Вам вспомнить биографию автора. (Слайд 3)

И.С. Соколов – Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь.  Родился в 1892г. под  Калугою, в лесной конторе купцов Коншиных, у которых отец ходил в приказчиках по лесному делу. Мать – крестьянка Калужской губернии. Родившись в простой семье, мальчик получил хорошее "домашнее" образование (в семье книги почитались особо). Однако начитанность не способствовала учебе. Он плохо учился в смоленском реальном училище.

              В 1895 г. Мальчику исполнилось три  года, семья переехала на родину отца в Смоленскую область. В 1902 году, когда ему исполнилось десять лет,  отец отвёз его в Смоленск,  где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища. В 1910году  Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение — сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным. С 1912 года Соколов-Микитов работал секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно. В 1915 в связи с начавшейся Первой Мировой он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным летчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец». В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы необходимые для возвращения на Родину. После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом.

               Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдавался – наговаривал свои произведения на диктофон, жена, внуки записывали его рассказы.

             Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Умер в 1975 году.

  • Под Калугой;
  • В лесной конторе купцов Коншиных;
  • Приказчик, крестьянка;
  • 5 класс, 17 лет, Смоленск;
  • Матрос, санитар, летчик, школьный учитель, «Заячья газета»;
  • Наговаривал на диктофон; (Слайд 4)

- Назовите  произведения, написанные  Соколовым – Микитовым (Звуки земли, На своей земле, Весна в лесу, Наедине с природой, Северные цветы)
- Прочитайте со стенда слова автора.

III.Речевая разминка.

                                              Не хочет Косой косить косой;

Говорит: «Коса коса». (Слайд 5)

1. Прочитайте скороговорку «птичьим базаром».

2. Какие слова одинаковы по звучанию, а  по произношению  по значению? (Одинаковы по произношению слова  «косой» и «косой». Одно из них (первое) в значении заяц, а другое — коса — инструмент, которым косят траву. Еще одинаково звучат слова

«коса» и «коса». Первое слово в значении косая, другое — инструмент. Можно  и  наоборот.)

3. Прочитайте тихо, затем громче.

4. Прочитайте очень быстро.

- Что общего между скороговоркой и произведением?

IV. Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике,  который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

Подберите однокоренные слова (Лист, падает,

V. Словарная работа.  

- Объясните значение слов:

Хатка- жилище бобра.

Плотина – перегородка на реке для поднятия уровня воды.

Запрудили –

Настлано – настелено.

Обглоданные – объеденные.

Ходко работают - работают быстро.

-Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась?

- Прочитайте, как улетали журавли.

- Как вели себя другие звери?

- Как поступил заяц?

- Как называет автор дом Листопадничка?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?(бобров,

- Как трудились бобры?

- Почему заяц остался у бобров?

VI. Чтение по ролям.

Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. (Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)

- Почему Листопадничек остался в хатке бобров?

- Как провёл зайчонок зиму?

VII. Физ. минутка для глаз.

VIII. Деление текста на части

- Какие жанры литературных произведений вы знаете?

- Назовите жанр данного произведения.  Это рассказ или сказка? (Это литературная сказка  о животных, в которой  животные наделены речью: разговаривают,  путешествуют.)

- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.

 Текст делится на части. На слайде  появляется план:

1.Мечта Листопадничка.

2.Подготовка животных к зиме.

3.Зайчонок в хатке бобров.

4.Пришлось остаться на зиму.

5.За долгую зиму большого страху натерпелся.

6.Наконец-то дома!

Выслушивается краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.

XI.Физкультминутка.

X. Составление  характеристики  героя.

- Опишите Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?

-Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика?

- Что он хотел сказать своим читателям?

-Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому зиму провести?

В тесте каждый ответ на вопрос обозначен буквой. Вам нужно обвести буквы, обозначающие правильные ответы:

1. У старой зайчихи родились:

      1) 1 зайчонок           2) 2 зайчонка                   3) 3 зайчонка  

2. Листопадничками  называют:     1) упавшие листья                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   2)  лесные поляны                3)  осенних зайчат

3 Листопадничек    побежал  в теплые страны за:  1) утками                          

                                     2)   журавлями                    3)     аистами

4. Бобры строили на реке:      1) плотину      2) мост       3) забор

5. В хатке у бобров было: 1) 1 этаж     2) 2 этажа      3) 3 этажа

6. Выход из хатки бобров  находится:  1) на крыше  

                         2) под водой                        3) под землей

XI. Итог урока.

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Домашнее задание

Придумать продолжение этой истории. Какие еще приключения могли бы с ним произойти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "И.С.Соколов - Микитов "Листопадничек"

Умк "Гармония" .План-конспект  урока  по   литературному  чтению  с использованием ИКТ. Тема: "И.С.Соколов - Микитов " Листопадничек"...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...

Методическая разработка урока литературного чтения "И.С. Соколов - Микитов. Листопадничек", 2 класс

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса...

Технологическая карта урока литературного чтения "И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и с его сказкой «Л...