Урок литературного чтения
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Валентина Анатольевна Карманова

Урок литературного чтения с элементами продуктивного чтения А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Цели:

  1. образовательные:

познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро;

создать условия для формирования умения выразительно читать лирическое произведение;

формировать умения подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, расширять словарный запас учащихся;

  1. развивающие:

развивать внимание к слову в контексте литературного произведения;

создать условия для развития  умений литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с произведением искусства;

      развивать умение выделять главную мысль произведения,  умение сравнивать, обобщать, анализировать;

  1. воспитывающие:

воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к красоте родного края.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель: -  Мы начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на ребят нашего  класса, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение?

Работа с загадкой:

- Прочитайте жужжащим способом

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок – мой младший брат –

Мне всегда бывает рад.   (метель, пурга)

2. Актуализация опорных знаний

-У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?

- А чтобы точно узнать название нового произведения, послушаем музыкальный отрывок и попробуем определить название нового произведения

(звучит музыкальный отрывок композиции  Э.Грига «Утро»).

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

-Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

-Значит, тема урока … (Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина)

- Какой тип урока? (ОНЗ)

-Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»?

-Какую  цель определим для  сегодняшнего урока?

(учиться бегло и выразительно читать стихотворение; определять настроение автора, его душевные переживания).

-Вспомним биографию А.С.Пушкина.

Викторина:

1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года)

2. На каком языке говорили в семье Пушкиных? (На французском)

3. Кто из женщин, кроме няни, прививал Пушкину любовь к родному языку? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

4. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

5. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

6. Какие произведения Пушкина вы знаете?

7. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)

 3.Словарная работа

-В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте  их объясним.

1. Аврора — древнеримская богиня утренней зари.

2. Северная звезда — планета Венера. Венера — древнегреческая богиня красоты.

3. Лежанка — длинный выступ (у печи, у стены) для лежания.

4. Вечор- вчера

5. Нынче - сегодня

4. Первичное восприятие

учитель читает стихотворение наизусть под звуки композиции П.И.Чайковского «Декабрь»

- Вам понравилось стихотворение? Чем? Что особенно понравилось?  От чьего имени ведется повествование?

( повествование ведется от лица поэта)

- К кому оно обращено? (к красавице)

-Прочитайте эти строки.

- Как называет ее А.С.Пушкин? ( друг милый, друг прелестный)

 5. Анализ стихотворения

-Стихотворение делится на части – строфы.

-Сколько строф в стихотворении? (5)

-В какой строфе автор обращается к героине? ( в первой)

Чтение вслух первой строфы

-Как автор обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

-Как вы думаете, а как автор относится к этой красавице? (Восхищается ею, относится к ней с любовью и нежностью)

-Ребята, это стихотворение Пушкин посвятил своей супруге.

-Какое настроение испытывает Пушкин? (Настроения радостного ожидания, бодрости)

Чтение  вслух второй строфы  

-Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное)

-Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

Вводится понятие «КОНТРАСТ».

-Автор  наблюдает за природой из окна.

Чтение вслух третьей строфы

-Какое настроение у автора? (Радостное, весёлое)

-Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение)

-Приведите примеры.

Чтение  вслух 4 и 5 строф

-Что можете сказать о настроении автора? (Мечтательное, восторженное)

-Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

-Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет)

-Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

-Волнует ли автора то, что чувствует героиня?

-Желает ли он  свои впечатления и переживания делить с героиней?

-Как вы считаете, «Берег, милый для меня» - это где? (имение Михайловское).

- Какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг. Поэт восхищается красотой русской  зимы).

-Какой вывод можно сделать? (это стихотворение о красоте зимнего утра. О том, как приятно разделить прекрасные чувства  с близким человеком).

6.Самостоятельное чтение с заданием. Работа в парах (карточки)

 - Какое настроение в первой строфе?

( Настроение бодрости, свежести, задора)

- Что происходит во второй строфе?

(  Настроение меняется. Поэт вспоминает вечер)

-  Какое настроение? Докажите.

 - Прочитайте, какие картины рисует поэт в 3 строфе?

  -Какое небо, снег, солнце? Какие краски?(дети зачитывают отрывки)

-  Какое настроение в этой строфе? (Солнечное, восторженное)

-Обозначьте цветом на ваших карточках.

-  Куда переносит читателей  автор в 4 строфе? (в комнату)

-  Объясните смысл выражения «янтарным блеском озарена».

(учитель обращает внимание детей на сходство янтаря и огня в печи)

-  Почему треск печи веселый? (у поэта радостное настроение, и поэтому треск весёлый).

- Как вы думаете, когда можно сказать, что треск печи грустный?

( когда на сердце грустно и печально).

-  Какое настроение передает поэт в этой строфе? (тепло, уют, покой).         

-  О чем мечтает поэт? (мечтает прокатиться на коне).

-  Как названа лошадь?(кобылка бурая, нетерпеливый конь).   

- Почему?(так поэт передает свое желание оказаться на просторе )

-Какое настроение у поэта?( мечтательное)  

 - Бег нетерпеливого коня − это не только перемещение в пространстве, но и ход времени. В душе поэта совмещается мгновенное и вечное: мысли о милом береге и о вчерашнем вечере, способность к восприятию чудной красоты и ожидание чего-то прекрасного и доброго.

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися

-Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно – солнечное. Потом − печальное и тоскливое. «А нынче» − радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. Все это сменяется мечтой о том, что будет в недалёком будущем. Поэтому при чтении мы должны показывать голосом смену настроения в стихотворении.

- Прочитайте  по строфам это стихотворение.

8. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

-Какую цель ставили на уроке?

-Достигли цели?

-Для чего автор написал это стихотворение?

- А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение  «Зимнее утро» представляет нам  необычайную красоту русской  зимы.  

- Какое настроение у вас  в конце урока?

 Домашнее задание – чтение  стихотворения наизусть.

Работа в группах

1. Напишите в прямоугольнике, какое настроение у вас при чтении строфы и раскрасьте прямоугольник подходящим цветом.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

2.Напишите в прямоугольнике, какое настроение у вас при чтении строфы и раскрасьте прямоугольник подходящим цветом.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

3.Напишите в прямоугольнике, какое настроение у вас при чтении строфы и раскрасьте прямоугольник подходящим цветом.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4.Напишите в прямоугольнике, какое настроение у вас при чтении строфы и раскрасьте прямоугольник подходящим цветом.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

5. Напишите в прямоугольнике, какое настроение у вас при чтении строфы и раскрасьте прямоугольник подходящим цветом.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ №21 г. Сыктывкар Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро» 2018 год

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин (1799- 1837)

Слайд 3

Викторина Назовите год рождения А. С. Пушкина? Где родился поэт? Кто привил поэту любовь к родному языку? На каком языке было написано первое стихотворение Александра Пушкина? В каком знаменито учебном заведении учился поэт? В каких жанрах писал Александр Сергеевич?

Слайд 8

Словарная работа Нега – блаженство Аврора – богиня утренней зари Вечор – вчера Нынче – сегодня Лежанка- длинный выступ у печи для лежания Мгла- непрозрачный воздух (от тумана, сильного ветра)

Слайд 9

Художественно-изобразительные средства языка Резкая смена настроения и картин в стихотворении называется антитезой или противопоставлением. Поэт использует этот приём для яркости образа.

Слайд 10

Выразительное чтение 1 строфа – восторженность, призыв; 2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление; 3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы; 4 строфа – прекрасное настроение, спокойствие; 5 строфа – предвкушение удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...