Урок литературного чтения в 1-2 классах малокомплектной школы по теме "Стихи о родной природе"
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс)

Белянцева Светлана Вячеславовна

Разработка урока литературного чтения в 1-2 классах плюс две презентации для урока: "Картины весны к уроку" и "С.Я.Маршак".В 1 классе рассматривается тема С Маршак "Апрель", во 2 классе - С.Маршак "Весенняя песенка". Целью урока являеся ознакомление учащихся с произведениями С.Я.Маршака о весне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Урок литературного чтения в 1-2 классах малокомплектной школы

Тема урока: СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.

1 класс. - С. МАРШАК «АПРЕЛЬ».

 2 класс- С. Маршак «Весенняя песенка»

Цели урока:

Обучающие:

познакомить учащихся с произведениями С.Я.Маршака  о весне;

отрабатывать навыки чтения и читательских умений;

1 класс –  совершенствовать навык чтения целами словами, прививать интерес к книге;

2 класс – работать над развитием выразительной речи;

продолжить формирование умений в работе с лирическим произведением.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту через лирические произведения.

Развивающие:

развивать познавательный и эмоциональный интерес учащихся при работе с текстами стихотворений;

развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь, выражать своё мнение о произведении ,умение слушать музыку.

 

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства любви к русской поэзии, родной природе,;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

-овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

-формировать умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-формирование умения работать с информацией

-формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах

Направленные на достижения предметных результатов обучения:

-развивать навыки работы с текстами стихотворений, выразительность, правильность чтения.

Оборудование: учебная презентация, дидактический материал к уроку, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 1,2 класс, учебник, материал для рефлексии

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Природа пробудилась от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко согревает нас своими лучами. Пусть хорошее, бодрое настроение сопровождает вас весь урок

. – Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...".

 2. А теперь давайте проверим д/з

- О каком времени года беседовали на предыдущем уроке?

- Перечислите весенние месяцы.

- О каком весеннем месяце говорили? Послушайте загадку:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц. Кто узнает?

А сейчас мы с вами будем читать стихи о весне, которые вы учили дома. Давайте пофантазируем, что мы артисты и будем выступать на сцене. Давайте достойно представим себя на сцене и хорошо выступим.

(Дети читают стихи о весне) Подводятся итоги.                                                                              

3. Постановка задач урока.

Сегодня я приглашаю вас в гости, отгадайте к какому времени года, прослушайте стихотворение и доскажите словечко:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая-

Значит к нам пришла …

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит к нам пришла …

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет-

Значит к нам пришла …

- Итак, мы идём в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.

Работа с репродукциями картин о весне известных художников. (Презетация)

- Посмотрите на экран. Весна вдохновляет и художников. Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну.

- Какие стихотворения вы помните о весне? (Ответы учащихся)

3. Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке познакомимся с произведениями С.Я.Маршака  о весне: «Апрель» -1 класс и «Весенняя песенка "- 2 класс, научитесь их читать выразительно. А также поговорим об особенностях этого времени года.

Об авторе нам расскажет Владик, в 1 классе он уже изучал стихи Маршака и знакомился с его биографией. А мы с Эдиком очень внимательно его послушаем. На следующий год Эдик будет рассказывать первоклассникам, что знает о С.Я.Маршаке.

Биография С.Я.Маршака. ( рассказывает Баженов Влад)

Родился Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак - один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране.

Множество сказок, песенок разных народов мира, а также произведения таких писателей, как Джанни Родари, Алан Милн, Р. Киплинг и др., перевел для ребят нашей страны Маршак.

Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, литературных статей.

(Презентация) Я дополню Влада. Смотрим на экран.

Физминутка.

Весна пришла! Встаём, друзья!( Встать)

Нас ждёт - торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я (Шагают)

И не будем хмуриться.(Улыбаются)

Вот птицы с юга к нам летят.(Машут руками)

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.(Машут руками над головой)

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.(Кружатся)

Как хорошо весной вокруг!

                                    С природой мы подружимся.

Закройте глаза и послушайте запись пьесы «Весна. Времена года» А.Вивальди

- О чем поведала нам музыка, которую мы сейчас прослушали?  Какие картины весенней природы вы представили?(журчание ручьёв,  птицы радуются весне и щебечут, распускаются подснежники)).

Работа со стихотворением в учебнике

2 класс – самостоятельно читает            с.104, 1 класс - читает учитель с.40-41

Выявление первичного восприятия:

Что читал? Что слушал? Докажите. Что характерно для этого жанра? (рифма)

Попробуйте найти рифмы.

Что понравилось? Какое настроение вызывает у вас чтение стихотворение?

Словарная работа Какие слова непонятны? 1 кл.-валежник, 2 кл.- стёжки

- А теперь поделитесь друг с другом впечатлениями каждый о своём стихотворении.

- У вас есть план работы со стихотворением. Несколько минут работаем с планом, читаем, отвечаем на вопросы.

- Познакомьте друг друга со своим стихотворением. Начнём со 2 класса. Т.к. он самый старший у нас.

( идёт работа над стихотворением)

Работа с обложкой  к стихотворению

1) – Составим модель обложки к данному произведению, но прежде вспомним, с какими литературными жанрами мы уже знакомы.

- Какой жанр обозначается данной фигурой (Показываю img1 и т.д., дети отвечают).

2)  Выбор заданной информации из предложенной:

- Перед вами макеты обложек.(в парах)

- Выберите обложку, которая подходила бы к данному произведению.

- Назовите жанр произведения. (Стихотворение)

- Тема произведения (О природе).

- Какой макет подходит к данному произведению?  (Второй).

Работа с тетрадью самостоятельно. Индивидуальная работа.

1 класс заполнить модель обложки т.с.24

2 классс с. 59 в.1

 Проверка учителем

Домашнее задание –2 класс  выучить стихотворение,                                                                                                                                                                                                                                                       1 класс – нарисовать рисунок о весне

Итог урока

-С какими произведениями познакомились  на уроке?

-О чём эти произведения?

У кого из вас весна - любимое время года? За что вы любите весну?

Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке?

- Для человека весна - это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы.

Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями  сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.

Рефлексия

- У каждого на партах ест набор: солнце, облако и тучка.

- Нужно взять рисунок, который отображает ваше эмоциональное настроение на уроке, и поднять его вверх.

- Солнце – вам все понравилось, и было интересно на уроке.

- Облако – вам понравился урок, но были вопросы, которые вам были

непонятны.

- Тучка – ничего не понравилось, и было все непонятно

   

-  

– Наш урок подходит к концу. Я хотела бы узнать, у кого появилось желание нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, перечитать еще раз. Поднимите, тот цвет, который отражает  ваше настроение, ощущение от урока. (зеленый- хорошее настроение,красный – плохое настроение.)