Урок литературного чтения в 4-м классе тувинской школы
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Рассказ без названия по В. Бианки, учебник для 4 класса тувинской школы, авторы Бегзи Р.Р., Селиверстова Г.М., Манзанова Ф.Т.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дамба Алдын-Кыс Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Эрзин
Урок литературного чтения в 4-м классе тувинской школы
Материал для чтения: Рассказ без названия по В. Бианки, учебник для 4 класса тувинской школы, авторы Бегзи Р.Р., Селиверстова Г.М., Манзанова Ф.Т.
Работа над произношением: звук [ц] и слова со звуком [ц].
Слова для активного усвоения: старорусские названия весенних месяцев: капельник, снегогон, цветень- слова очень ярко характеризующие фенологические приметы каждого месяца.
Слова и выражения для пассивного понимания:пестринки подснежников,
Метапредметные результаты обучения на уроке: умение рассуждать, умение сотавить небольшой рассказ о весне с использованием усвоенных на уроке слов активного и пассивного словаря.
Технологии, использованные на уроке: использование подстановочных таблиц для составления предложений и рассказа;
Ход урока:
- Организационная часть.
- – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Саяна Алексеевна. Я работаю в школе № 2 с такими же детьми, как и вы, учу их математике, родному языку, русскому языку. Сегодня я у вас в гостях. Вы хозяева, а я ваша гостья. Наше знакомство состоится на уроке литературного чтения. Поскольку мы видимся первый раз, мы должны удивит друг друга, чтобы запомнить друг друга. И тогда наше знакомство будет приятным для нас всех.
Для начала послушайте мою загадку и отгадайте её.
Есть на дереве дворец.
В том дворце живёт певец.
Во дворце у певца
Появилось три птенца.
Отгадай же, кто певец.
Кто построил тот дворец?
- Кто же назовёт отгадку? Докажите отгадку.
Почему называют певец? (Певцом скворца называют потому, что до появления птенцов весной скворец много поёт)
Что за дворец на дереве? (Дворец на дереве- это скворечник)
Кто построил дворец для птенца? (Скоречник построили ребята)
Слайд №1
-Вы хорошо сумели доказать отгадку.
В загадке есть слова
дворец, певец, птенец, скворец.
- Какой звук вы слышите на конце этих слов?
-Поучимся произносить звук [ц].
Приготовьте язычок к произношению звука[т], начинайте его произносить и, не останавливаясь, плавно, но быстро следом произносите звук [с]. Давайте произносить вместе.
А теперь говорите громко и быстро. (Несколько человек индивидульно произносят)
-Какой это звук?
-Какой согласный? Докажите. (Он не поётся, колокольчик не звенит, моторчик не работает)
- Ещё он какой? (всегда твёрдый)
Произношение слов:
-А теперь следом за мной произносите слова:
скворец, птенец, месяц, цветок, цветень.(на доске)
-Какое здесь слово для вас новое?
-Какой в них корень?
(Цветок, цветень- корень цвет)
-Как вы думаете, что такое цветень?
- Со словом цветень мы познакомимся, когда будем читать новый рассказ.
2. Сообщение темы урока.
-По словам, по фонетической зарядке вы поняли, о каком времени года мы будем разговаривать и читать на сегодняшнем уроке?
-Что вы можете рассказать о весне?
Цель урока: Сегодня на уроке вы прочитаете рассказ В. Бианки о весне и научитесь рассказывать о весне по-новому.
- Новый материал.
-Откройте учебник на с.119. Смотрите упражнение241.
-Ребята, посмотрите, чего нет у этого рассказа. Значит, что нужно дальше сделать?
-Поэтому слушайте и думайте, как можно его назвать.
1)Чтение текста учителем. (пауза)
-Вам понравился рассказ?
2. Словарная работа.
- О том, что нам понравилось в рассказе, мы поговорим потом, а теперь поработаем о новых словах, которые встретятся вам в этом тексте.
(колокольчик)
-Что это?
-Да. Это колокольчик, по- другому его можно называть бубенчик. Как его называют по- тувински?(конгажыгаш)
-Что делает бубенчик? (Бубенчик звенит)
-Как он звенит? (Весело и радостно)
-Ещё в тексте встретится слово вешние. Вешние –значит весенние. Слово вешний употребляется, когда мы говорим о погоде, о природе, о водах.
3. Чтение детей в полголоса.(1-1,5 мин)
4. Чтение вслух.
-Ребята, вы прочитали текст, на сколько частей его можно разделить? (на 3 части) (посмотрите на названия месяцев)
-О каком месяце говорится в первой части?
- О каком месяце говорится во второй части?
- О каком месяце говорится в третьей части?
5. Работа по постановочной таблице №1.
слайд №2
Март- первый
Апрель- второй весенний месяц. Его называют…
Май- третий
Для справок: капельник; весна воды; цветень.
6. Работа над первой частью рассказа.
- Сейчас вы будете читать по частям.
-Первую част рассказа прочитает…Оценка
После чтения слайд №3
- Ребята, посмотрите, на картине репродукция картины Ильи Левитана. Как вы думаете, как называется эта картина. (Эта картина называется «Март»)
-Как у русского народа называется первый месяц весны? (капельник)
-Почему он так называется?(начинает таять снег, везде бежит и капает)
-Почему Бианки сказал о марте «Весна земли»? Потому снег тает, появляются проталины(когда снег тает, проталивает до земли и виднеется чёрная земля).
- что сказане о солнце в марте. Найдите и прочитайте.
Солнце начинает побеждать зиму.
-Как вы это понимаете? (снег тает, появляются льдинки- зима сдаётся)
- Кто радуется весне? (птички, которые зимовали – воробьи, синички)
-Найдите и прочитайте, как они радуются.
-В обычном разговоре мы говорим: Весна придёт. А как красиво о приходе весны сказал В. Бианки?
Весна прилетит к нам на крыльях птиц.
-Как вы понимаете это? (птицы прилетают и приносят весну)
7.Работа по постановочной таблице №2.
Слайд №4
начинает таять снег.
В марте
Тает снег.
8. Работа над второй частью рассказа.
-Вторую часть рассказа прочитает…оценка
Во время чтения слайд №5 картина «Апрель –большая вода)
- Апрель в старину русский народ назвал снегогон. Какие корни спрятались в слове снегогон.(снег гонит, прогоняет снег)
-А как Бианки назвал месяц апрель?(весна воды)
-Что сказал Бианки о вешних водах? Что они сделали? (заревели)
-Посмотрите этот отрывок об апреле, какя загадка спряталась в этой части рассказа?(Летит- молчит, сядет- молчит, а умрёт- заревёт)
- Снег падает тихо, лежит тихо, а когда тает и собирается в ручейки, шумит, ревёт.
Физминутка
Слайд №6
-Давайте отдохнём, сделаем зарядочку. Послушайте под какие стишки мы сделаем зарядку.
Солнце в золоте лучей
нам подмигивает.
Через улицу ручей
перепрыгивает.
- Ах, ручей, чей ты, чей?
-Я из снега и лучей.
Я бегу, я смеюсь,
Я сейчас с другим сольюсь.
9.Работа по постановочной таблице №3.
Слайд №7
с юга грачи.
В апреле возвращаются ласточки.
из тёплых стран жаворонки.
10. Работа над третьей частью рассказа.
--Вторую часть рассказа прочитает…оценка
Во время чтения слайд №8
-Как у русского народа называется третий месяц весны.(Май-цветень0
-Я вам обещала, что о слове цветень мы с вами поговорим.
Скажите ещё раз, какой корень в этом слове? Назовите однокоренные слова.
-Почему май называется цветень?(всё цветёт)
-Обратите внимание на картину. Картина называется «Первое цветенье». Её написал художник Михаил Ромадин.
-Как ещё назвал Бианки месяц май? Найдите и прочитайте.
Месяц песен и плясок.
-Когда мы читали о марте, мы прочитали «Солнце начинает побеждать зиму», а что в мае произошло? (Победа солнца над холодом)
- Скажите, почему Бианки сказал, «Одевается лес»? Что это значит?
-Зимой деревья какие стоят?(голые)
-Что весной происходит?(лес одевается)
-А что надевает земля? Как об этом писал Бианки. (Посмотрите в части апрель)
Земля надевает яркое платье с пестринками нежных подснежников.
11.Работа по постановочной таблице №4.
слайд 9
месяц песен и плясок.
Май- это
победа солнца над холодом.
12. Работа над олицетворением.
- Посмотрите, на земле появилась зелёная травка, на деревьях появились зелёные листья, а писатель В. Бианки о земле, о лесе написал как о живом существе.(Лес одевается, земля надевает платье)
-А ещё о чём Бианки написал о живом существе? Посмотрите про вешние воды.
Они заревели.
13.
-Мы прочитали весь рассказ, поговорили о нём. А теперь подумайте и скажите, как его можно назвать.(Весна, три весны, три весенние месяца)
-Очень хорошее навание, давайте его назовём …
-Что каждому из вас понравилось в этом рассказе? Поделитесь со мной. Какие слова. Какие выражения вам понравились?
-Мне, например, понравилось как автор написал о пение птиц.
В садах звенит весёлый бубенчик синиц.(ответы детей)
14. Составление рассказа по подстановочным таблицам.
- А теперь давайте составим рассказ по нашим подстановочным таблицам.
Из первой таблицы берите все три предложения, А из остальных предложений берите по одному предложению.
Оценки!
- Итог урока.
–Что нового вы узнали в описании весны?
-Какие новые слова и выражения вы можете употребить в рассказе о весне, прочитав рассказ Бианки.
-Если на земле появляется зелёная трава, как вы можете сказать? (земля надевает платье с нежными пестринками).
- Если на деревьях появились зелёные листочки, как вы можете назвать это по-новому?(Лес одевается)
-В садах звонко поют птицы, как по Бианки об этом красиво можно сказать?( В садах звенит весёлый бубенчик синиц.)
-как по русски назывались весенние месяцы?
-Спасибо, ребята, вы хорошо работали, разговаривали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы
Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе. Урок чтения...
Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы
Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе. Урок чтения...
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Урок литературного чтения "Два Мороза" 2 класс "УМК Школа России"
«Два Мороза» русская народная сказка 2 класс...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...
Презентация + конспект урока литературного чтения " Мышонок Пик" (3 класс УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: познакомить с произведением; формировать умение анализировать художественный текст; учить соотносить текст и иллюстрацию; формировать навык осознанного и выразительного чтен...