урок "Русские народные сказки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Салтанова Светлана Ивановна

Урок чтения на тему: "Русские народные сказки" по программе "Школа России" для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

ФИО учителя: Салтанова Светлана Ивановна

Класс: 2 «Б» класс  МБОУ НШДС№13 г.Байкальск

     УМК «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: « Русские народные сказки»

Тип урока: обобщающий (урок комплексного применения знаний и способов деятельности)

Цель: -

 Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям устного народного творчества;

- Развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в парах, группах;

- Воспитывать любовь к чтению, к русским народным сказкам, устному народному творчеству, умению любить свою Родину.

Задачи:

 создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

развивать любознательность, внимательность и читательскую память;

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению;

формировать умение работать сообща, оценивать свою работу и всей группы.

Оборудование урока: презентация, компьютер , мультимедийный проектор, карточки с заданиями , иллюстрации к сказкам, лесенка успеха

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся   рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом из прочитанных сказок; обобщать  и систематизировать свои  знания о русских народных сказках;

получат возможность научиться 

развивать умение передавать содержание произведения ,развивать любознательность, внимательность и читательскую память; умению работать сообща, оценивать свою работу и всей группы.

определять учебную задачу и стремиться к её разрешению;

следовать инструкции учителя;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия

строить сообщения в устной и письменной форме;

отвечать на вопросы учителя, находить информацию в учебнике;
пересказывать прочитанное.

уважают мнение собеседников;

проявляют интерес к общению на уроке;

умение работать  в группах;

участвовать в диалоге на уроке;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

2.Мобилизующий этап.

– Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.


Давайте разгадаем вместе данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

Разгадывание кроссворда.

1. Героиня сказки, которая украла петуха.

2. Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.

3. Кто в одной из русских народных сказок потчевал лису окрошкой?  

 4. Кого выгнала лиса из своей избушки?

5. Герой сказки «Волк и семеро козлят».

 6. Как  называется сказка, в которой сестра отправилась на поиски братца?

Прочитайте  слово, которое у нас получилось по вертикали?

Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

– Правильно, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

Разгадывание кроссворда всем классом

Формулирование учащимися темы и цели урока

Личностные: самоопределение к деятельности к постановке учебной задачи ;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

-– Посмотрите на обложки книг.

– Есть ли на обложках книг фамилия автора?

– А почему?

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Рассказывание сказок – старый русский обычай.  Люди друг  другу рассказывали сказки. Другой, пересказывая, добавлял что - то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

– Какие первые  сказки вам запомнились с раннего детства?

 Народ вкладывал   в сказки свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.

Народные, люди их пересказывали друг другу, добавляли что-то свое.

(дети приводят свои примеры)

 добрым молодцам урок.

Регулятивные: целеполагание;

планирование  прогнозирование;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические -анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Работа по теме.

А сейчас  мы послушаем, какие  сказки читали вы дома.

– Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.
(Морозко, Крошечка - Хаврошечка, Петушок-золотой гребешок, Снегурочка, Каша из топора)

-Молодцы! Мы с вами очень хорошо поработали, повторили и провели знания.

(пересказы детей).

Познавательные:  умение пересказывать, рассуждать,  делать обобщение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Слушать и понимать речь других, владение монологической речью.

5. Физкультминутка

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

 Выполняют упражнения за учителем.

Личностные: ориентация на здоровый образ жизни Координация движения

6.Повторение, обобщение материала по теме

(работа в группе)

А сейчас вы будете работать в группах.

-А что значит работать в группе?

 ( правила работы в группе)

1.Внимательно слушать соседей.

2.Считаться с мнением других.

3.Быть терпеливым друг к другу.

4.Объективно оценивать свою работу и работу всей группы.

Чтобы получить удовольствие от работы, у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счет «раз» хлопнуть в ладоши, а на счет «два» хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? «РАЗ, «ДВА»! Молодцы»

(Проговаривают правила работы в группе).

 Получают карточки с заданиями для работы в группах.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Познавательные: умение работать в группе, умение рассуждать, умение делать обобщение

1 Возьмите белую карточку. Вам нужно расшифровать слово и показать этих героев сказки без слов.

( договоритесь, кто покажет повадки зверей).

2.«Пазл». Кто-то рассыпал сказки, давайте поможем их собрать.

(На столах у групп, клей и рассыпанные фрагменты сказки)

Один из группы представляет собранную сказку.

3. Посмотрите, у Вас синие карточки, где кто-то пошутил и стёр часть названия сказок.

Помогите  восстановить названия.

Проверка по компьютеру, начиная с 1 группы.

1 )Царевна-

Заяц-

Кот, петух и

2)Сестрица Алёнушка и

Заюшкина

Курочка

3)По щучьему

Лисичка-сестричка и

Зимовье

4)Маша и

Волк и семеро

Крошечка

5)Три

Гуси-

Сивка-

Сказочные герои хотят с вами поговорить.

4.На столах  красные карточки, кто-то из группы читает и отвечает.(слайд-вопрос, слайд-ответ) Проверка по компьютеру, начиная с 1 группы.

1-)Я снесу вам яичко другое, не золотое -простое .

-Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2)- Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл

-Козлятушки! Ребятушки! Отоприте, отворите

3)-Кто сидел на моём стульчике и сломал его?

-Не садись на пенёк, не ешь пирожок

4)-Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко -дам тебе горошку.

-Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

5)-Как выскочу, как выпрыгну -пойдут клочки по закоулочкам.

-Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.

1 группа-лиса

2 группа – медведь

3 группа-заяц

4 группа-петух

5 группа-волк

Выполняют задания. Готовятся к защите своей работы.

Один из группы  защищает свои ответы.

1 группа – лягушка

       -  хваста

       - Дрозд

2 группа -  братец Иванушка

    - избушка

    - Ряба

3 группа – велению

    - серый волк

       -зверей

4 группа – медведь

     - козлят

    -Хаврошечка

5 группа – медведя

     - лебеди

    -  бурка

1 группа - курочка-Ряба

   - мышка

2 группа - .Колобок

    - волк

3группа- медвежонок

      -.Машенька

4 группа – Лиса

     - Журавль

5 группа – лиса

     -  Алёнушка

Познавательные : Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Познавательные: умение работать в группе, умение рассуждать, умение делать обобщение ;

Коммуникативные : Развиваем умение слушать и понимать речь других.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Путешествие заканчивается. Подведём итоги нашей работы. Подумайте, как работала Ваша группа? Обсудите вместе. Наклейте сказочного героя на своих лесенках. Выскажите своё мнение о работе.

Молодцы!(слайд)Похлопаем всем!

 

Наклеивают героя на ступеньку лестницы и оценивают свою учебную деятельность.

Дети с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, принимают решения, берут ответственность на себя.

Познавательные :

 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные :       Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Личностные : рефлексия учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...