Конспект урока на тему "Рассказы о животных Г.Скребицкий"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Юдина Надежда Леонидовна

Г. Скребицкий "Пушок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_o_zhivotnyh_g._skrebitskiy_pushok.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.  

Тема урока: Рассказы о животных Г. Скребицкий «Пушок»

Цели:

  1. Предметные:

организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;

  1. Метапредметные:

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

  1. Личностные:

содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение, определять тему и жанр

    (самостоятельно делать модель обложки);

  • выражать свое отношение к героям;

  • рассказывать о героях и их поступках.

Тип урока:   урок   изучения  нового материала.

                                Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Урок литературного чтения.

Прочитайте слова на слайде (про себя, а потом все вместе)

Книга — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!

Можно ли  книгу назвать – источником знаний? Из книг мы узнаем много интересного, познавательного, и именно эти знания пригодятся нам в жизни.

У каждой книги  есть  обложка, оглавление, содержание.

О чем может рассказать обложка книги?

Перед вами обложки  книг.  Что  объединяет эти книги?(Это книги о животных, для детей, познавательные).

Как вы думаете, почему  я урок  начала с выставки этих книг?

Сегодня на уроке  литературного чтения  мы  познакомимся с интересным произведением  о животных. Какое это произведение вы узнаете чуть позже. А сейчас возьмите карточку №1. Расшифруйте фамилию автора .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

е

ц

с

и

к

й

к

и

р

4

6

10

2

1

5

3

8

9

7

Так кто же автор этого произведения.Скребицкий Георгий Алексеевич

Возьмите лист успешности и раскрасьте кружок №1

Георгий Алексеевич Скребицкий,  как и многие из нас, очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчишки и  белочки.  Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением Г.Скребицкого , который называется «Пушок».

Как вы думаете, о ком может пойти   речь в этом произведении?(прогнозируют ситуацию). Так ли это, вы узнаете, выполнив интересное задание.

Возьмите карточку №2.Прочитайте и определите,  о каком  животном идёт речь.

В  доме у нас жил__________, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это  его прозвали Пушок.

Вы догадались, о каком животном идет речь? Какие слова вам помогли узнать, что это ежик?

Почему так назвали ежика?  

Возьмите лист успешности и раскрасьте кружок №2

А теперь познакомимся  с произведением Г.Скребицкого «Пушок»

Приготовились слушать это произведение.(чтение с остановками)

В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

1 остановка:

-Чем питался Пушок? Где жил Пушок зимой?(Ежик жил в доме у мальчика.)

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном накрыл. Коробочек поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конем, и вез в санках Пушка.

Накатался я досыта с горы, повез санки с ежом домой. Везу - вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера.

2 остановка:

- Зачем мальчик взял с собой Пушка? (ему было скучно)

- Кого встретил мальчик по пути домой?

- Почему мальчик помчался за ребятами? Что его так заинтересовало?

сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.)

- А как вы думаете, куда подевался ёжик? Что с ним могло произойти?

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу - лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замерз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своем несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча, его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая теплая!

3 остановка:

- Что же на самом деле  произошло  с Пушком в сарае?

- Долго ли скучал мальчик по ёжику? Почему?

- Предположите, что могло произойти весной?

Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озера. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверек? Какой? Из-под темных листьев показалась знакомая мордочка, и черные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принес его домой.

при наступлении холодов впадают на несколько месяцев в спячку.

- Как вы относитесь к поступку мальчика? Почему?

- Что же хотел нам сказать автор, написав это произведение?(Мы в ответе за тех кого приручили)

(Почему Пушок остался жив? А что делают ежи с приходом холодов?)

Физминутка.

Ребята, вы очень внимательно слушали произведение. - Давайте вспомним, в какой последовательности происходили события в рассказе?  На партах у вас лежат карточки, работая в паре, восстановите последовательность событии. Что было сначала,  а что потом?

- Проверьте, верна ли  последовательность событий?  (Перемешать карточки)

      Еж                 Катание                                        

   в семье   →     с горки   →    Потеря        →    Находка

Возьмите лист успешности и раскрасьте кружок №3

 А сейчас  самостоятельно смоделируйте обложку к произведению «Пушок»

Дети, скажите, к какому жанру относится это произведение? (Рассказ).

Что должно быть нарисовано на обложке?  (Прямоугольник)
О ком рассказ?  (о животных)
Правильно. Это рассказ о животных. Поэтому  как мы раскрасим прямоугольник? (
коричневым цветом)

Кто написал этот рассказ?  Этот рассказ написал Г. Скребицкий.

 Как называется рассказ? (Рассказ называется   «Пушок»)

Покажите, что у вас получилось?

А теперь сравните  модели своих обложек с образцом на слайде.

У кого получилась точно такая же обложка?
раскрасьте кружок №4 в листах успешности

- Ребята, вам понравился рассказ?

Урок подходит  к концу, оцените свою работу на уроке и раскрасьте последний кружок.

Раскрасьте

 И в заключении урока продолжите предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. мне захотелось…

Домашнее задание

 Нарисуйте на листочке, каким вы представляете Пушка.

Если вас заинтересовали рассказы Скребицкого, то возьмите в библиотеке рассказ, прочитайте и наследующем уроке расскажите нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...