Упражнения для беглости чтения
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Киселёва Елена Львовна

Памятка "Как читать про себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_beglosti_chteniya.docx102.67 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития беглости чтения

1. Созерцание зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку, концентрируем на ней взгляд и затем называем предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу).

 2. Определи разницу.

 Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.               

3. Чтение про себя.

Памятка «Как читать про себя».

 Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрее.

Ответь на вопросы текста.

Чтение с отрывом взгляда.

 4. Жужжащее чтение.

 5. Чтение хором.

 6. Чтение в темпе скороговорки.

 7. Чтение «цепочка». (По одному слову, предложению, абзацу).

 8. Динамическое чтение (на доске или карточке написан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах).

 9. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

 10. «Очередь». Сначала учитель читает, затем ученики читают тот же самый текст.

 11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает текст и заменяет некоторые слова синонимами, ученики ищут эту замену.

 

 

 

 

 

 http://utinye-uroki.ru/images/200/152/074.jpeg

 

Упражнения на развитие выразительности чтения

 

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

 

2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, экскалатор…)

 

3.Чтение скороговорок.

 

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончания слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

 

5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

 

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, и прочитать предложение от начала до конца.

 

7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

 

8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

 

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

 

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

 

11. Разметка текста: паузы, логические ударения, усиление и ослабление голоса.

«Папа Карло: - А я - то думал, мы тут, по крайней мере, найдем кучу золота и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку».

 

12. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает учащимся 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.

 

Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

 

Словарь настроений и состояний

 

     беспокойное

       привередливое

     бодрое

       прихотливое

     боевое

       радостной готовности

     боязливое

       просто радостное

       бурное

       робкое

       веселое

       светлое

       возмущенное

       сердитое

       волшебное

       серьезное

     восторженное

       скорбное

     героическое

       смешливое

     грустное

       солнечное

     добродушное

       сонное

 добродушно - насмешливое

       сосредоточенное

       жуткое

       сочувствующее

       загадочное

       спокойное

       задиристое

       таинственное

       заносчивое  

         тепло

       капризное

         тихое

       ликующее

         торжественное

       мечтательное

         тоскливое

       мрачное

         тревожное

       насмешливое

           уютное

       нежное

           хвастливое

       нетерпеливое

           хмурое

       обиженное

           шаловливое

       печальное

           шумное

 

           шутливое

 

 

13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

 

14.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему – либо голосу (старушки, ребенка, мышки и т.д.)

 

15.«Замена». Чтение с изменением голоса (например, слова кошки голосом мышки)

 

16. Чтение по ролям, в лицах.

 

17. Чтение диалогов.

 

18. Чтение по ролям без слов автора.

 

19. Инсценирование

 

20. Дикторское чтение. Текст делится на части. Каждый диктор готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым диктором.

 

21. Конкурс чтецов Ученики готовятся самостоятельно.

 

 

Упражнения на развитие навыка осознанного чтения

  

1.Составьте новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Например: колос, рота, ваза;

                 кора, лото, боксер;

                 молоко, нерест, тарелка.

 

2. «Найди слово в слове».

гроза             газета                кустарник

шутка            поднос               шоколадка

часовщик       щепка                ярмарка

 

3. Закончи предложение.

 

По утрам у Айболита лечат зубы звери: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

 

4. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

 

5. Озаглавливание текста.

 

6. Деление текста на части, составление плана.

 

7. Определение темы текста, главной мысли.

 

8. Определение типа текста.

 

9. Подбор иллюстраций к тексту.

 

10. По иллюстрации определить содержание текста.

 

11. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую запись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

 

12. Выборочное чтение. Найди в тексте описание героя, природы и др.

 

13. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

 

14. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

 

15. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

 

16. Распространение предложений.

В 1-2 классах по вопросам учителя, 3-4 классах – самостоятельно.

 

17. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

    

В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание.

Придумать продолжение рассказа.

Всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2 -3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются, и определяется лучший.

 

18. Составление кроссвордов по тексту.

 

19. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

 

20. Мини – сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

 

21. Подбор загадок к словам из текста.

 

22. Подбор загадок к словам из текста.

 

23. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

 

24.Составление ребусов к словам из текста.

 http://utinye-uroki.ru/images/200/152/073.jpg

 

Упражнения на формирование навыка правильного чтения

 

1. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию), например:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

 

2. Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста).

 

3. Чтение слов, отличающихся одной буквой

Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял ;

Кошка – мошка – мишка – миска;

 

4. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев;

красное, белое, голубое, черное, желтое;

кукла, мама, папа, лапа, ложка.

 

5.   Чтение «перевертышей» (палиндромов).

Лев ел волов.   Иди искать такси, иди.   А роза упала на лапу Азора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием беглости чтения.

Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе....

Упражнения формирующие беглость чтения.

Упражнения формирующие беглость чтения. Предлагаю упражнения для специального коррекционного класса VIII вида  для детей с ограниченными возможностями здоровья 2-4 класс, имеющих...

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость....

Упражнения для развитии беглости чтения.

Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл сво...