Статья: "Формирование беглости чтения"
статья по чтению на тему

Гарипова Эльмира Мансуровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_beglosti_chteniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЛНОЦЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Современная ситуация в области специального образования связана с рядом проблем одной из которых является поиск путей и условий для выработки основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения. В связи с этим целью моего исследования являлось определение наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыка чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить закономерности формирования процесса чтения.

2. Определить виды работ, способствующие успешному формированию навыка чтения учащихся начальной школы.

3. Создать комплекс тренировочных упражнений для корректировки и совершенствования навыка чтения.

 Если в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого чтения, то формирование навыка чтения будет эффективным. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Полноценный навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона и смысловая. Техническая сторона чтения - это способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона чтения – это выразительность и понимание прочитанного текста.

Исследования показали, что при быстром чтении внимание направлено не на процесс чтения, а на восприятие содержания прочитанного. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Одна из основных задач программы специальной (коррекционной) школы – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. Уроки чтения в данной школе кроме общих задач выполняют функцию коррекции недостатков. Исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, Процесс формирования качества чтения у детей с отклонениями в развитии достаточно своеобразен. У школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у детей с отклонениями в развитии ограниченное. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью. Эффективность обучения школьника всем предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

Обучение чтению детей с ограниченными возможностями здоровья требует использования дополнительных упражнений и приёмов для развития навыков чтения и интереса к предмету Для выработки беглого и правильного чтения у учащихся я использовала в работе следующие рекомендации В.Н. Зайцева:

1.Лучше читать поменьше, но чаще.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном

3. Режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.

4.Ежеурочные пятиминутки чтения.

5.Чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.

На начальном этапе формирования техники чтения систематически провожу работу по следующим направлениям:

1. Развитие артикуляционного аппарата и фонетического слуха.

 2. Развитие мелкой моторики.

 3. Совершенствование чтения целыми словами.

Для развития артикуляционного аппарата и фонематического слуха была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения. Рассмотрим их:

 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

 Звукоподражание

  Чтение чистоговорок

 Чтение ряда согласных

 Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова.

 Скороговорки. Упражнения для развития моторики рук. Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.

 Чтение слогов и слов, составленных из разрезной азбуки

  Чтение слоговых пирамидок

  Рассыпанные буквы.

  Чтение за диктором

 Чтение в парах и группах

 Многократное чтение

 Зрительные и слуховые диктанты.

 Дидактические игры: « Разведчики», «Фотограф» « Фотоглаз» Совершенствование внимания.

 Игры: «Кто лишний», «Зеркало», «Прятки», «Распутай буквы», «Загадочная картина» Развитие оперативного поля. Начинать надо с гимнастики глаз. Ее введение возможно и раньше, при обучении грамоте. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей приемы, помогающие расширить угол зрения.

 Чтение первого и последнего слогов на строке, в первом абзаце найти слово, которое начинается с определённой буквы

 Использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их.

 Бросок – засечка. Заключается оно в следующем. Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами место в тексте, где они остановились.

 Развитие антиципации (умение угадывать последующий текст). Упражнения: «Угадай слово», «Угадай пословицу», «Составь предложение». Игра «Юный поэт», «Решёточка»

 Чтение с линейкой.

 Чтение «разорванного текста».

Успех выработки автоматизированного навыка чтения зависит от систематического использования данных упражнений на уроках чтения. Важно творчески использовать различные приёмы и упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. Процесс обучения чтению постоянно сопровождается контролем. Проверка знаний выявляет как наличие, так и качество усвоения знаний, отражает рост и развитие ребёнка, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить.

Осуществляемое сравнение результатов, является достаточно надёжным индикатором успешности обучения, диагностики роста техники чтения, как показателя формирования беглости чтения. Исходя из теоретических предпосылок, опыта работы и результатов мониторинга можно с уверенностью утверждать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья развитие полноценного навыка чтения будет эффективным, если на уроках чтения в системе проводить упражнения, способствующие формированию беглости чтения. В заключение хочется сказать, что научить ребенка бегло читать - одна из основных задач обучения в начальных классах. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием беглости чтения.

Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе....

Упражнения формирующие беглость чтения.

Упражнения формирующие беглость чтения. Предлагаю упражнения для специального коррекционного класса VIII вида  для детей с ограниченными возможностями здоровья 2-4 класс, имеющих...

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость....

Упражнения для развитии беглости чтения.

Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл сво...

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»

Умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Наша  задача, как учителей начальных классов, созд...

статья "Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и ...