Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа Россия"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данилова Анна Борисовна

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по теме Н.Н.Носов "Живая шляпа". Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_litra_no2.docx625.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Тип  урока: Открытие новых знаний.

Цель деятельности учителя:

  • Познакомить учащихся с рассказом Н. Носова “Живая шляпа”.
  • Создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям.

Задачи:

Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного текста;

формировать умения выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

Развивающие: развивать навыки беглого и правильного чтения, находить главную мысль, развивать связную речь, внимание и логическое мышление, память;

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные – умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;

 осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; оценивать поведение героев произведения;

проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять высказывание и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе.

(Лидера, исполнителя, критика).

     Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

    Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой  «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация, ноутбук, проектор, экран.

Шляпа, мягкая игрушка котенок, плакат-картинка «котенок», карточки с изображением шляпы (для детей), конверты с пазлами.

Этап, метод

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный метод: слово учителя.

Цель: проверка подготовленности классного помещения; организация внимания школьников.

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Борисовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Проверьте, всё ли вы подготовили на своих столах? Вас на столе лежит: учебник, ручка, дневник.

-Я очень рада нашей встрече и хочу поделиться своим настроением с вами. Улыбнитесь соседу по парте, соседу слева, справа, гостям, мне.

-Я хочу, чтобы на уроке вам было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали товарищам, получили много полезной и нужной информации.

 

Приветствовать учителя.

Организовать свое рабочее место.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Речевая разминка

Вот у теплой печки кот      (на слайде № 1)

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

Мур, мур, мур…

-Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу только как шевелятся ваши губы.

-Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот.

-Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно.

-Прочитаем стихотворение вместе хором.

-Молодцы, спасибо!

Создание проблемной ситуации (Мотивационный)

Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме.

Актуализация знаний.

Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

2 мин.

-С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Кто автор?      (слайд №2)

- Послушайте загадку.        (слайд №3)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!         (слайд №4)

1221208938_f9a56fd8        


- О ком загадка? Кто это?

-Поднимите руки у кого, дома живет котенок или кошка. Расскажите о повадках вашего любимца.

Кошка может прожить 15 лет. Ей надо каждый день готовить еду, заботиться о ней. Наблюдать за кошками - большое удовольствие. У них очень красивые движения. Домашние кошки - близкие родственники диких, таких как львы и тигры. Они охотники и если у тебя есть рыбки, к ним кошка не должна добраться. Все котята разные. Одни сильные подвижные, другие робкие и медленно соображают, что к чему. А есть чрезмерно любопытные. Спит кошка 15 часов в сутки. Ей можно приготовить особую постель, но спать она будет там, где ей захочется. Иногда она выбирает места совсем уж, Кошкам необходимо точить когти. 

 -Следующая загадка.

Ношу на голове поля,               (Слайд №5)
Но это вовсе не земля.

(Шляпа) (слайд №6)

- Догадались, что это, ребята?

-Что такое шляпа? Для чего нужна шляпа?

-Ребята, предположите чем эти два слова котенок и шляпа могут быть связаны, обратимся к названию произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Откройте учебник с.54. Рассмотрите и назовите тему урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя Николая Носова рассказ «Живая шляпа».

. (слайд №7)

-Ребята, на столе у меня лежит шляпа,

- А верите ли вы в то, что шляпы бывают живые? Почему шляпа может оказаться живой? (аргументируйте)

-Какие же цели мы поставим перед собой на уроке?

1) Познакомиться ….       (на слайде)

(познакомиться с рассказом, объяснить почему он так называется)

2) Узнать…(Кто главные герои; главную мысль рассказа)

3) Научиться…..(анализировать произведение; работать с рассказом)

Вести учебный диалог.

Слушают загадки. Высказывают своё мнение.

 

Отвечают на вопросы

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний 

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

определение темы и целей урока.

4.Открытие нового знания.

Словарная работа.

А)стадия осмысления.

Б)первичное закрепление

Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н. Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов. Они выделены голубым цветом. Все эти слова и выражения встретятся у нас в тексте, давайте прочитаем их правильно, хором, по слогам следите за указкой. Объясните значение этих слов своими словами. Работа со словарем.

-Что такое кочерга?(слайд)

Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто объяснит значение слова КОМОД (слайд)?

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

        

-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

(Очень сильно ударить.)

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

(«плюхнуться»-тяжело упасть или сесть.)

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

-Ребята. Сейчас мы начнём читать текст по частям, с остановками.

Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось, упало»

*Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

*А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Далее текст читают хорошо читающие ребята (обратим внимание на выразительное чтение)

Чтение 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну кочергой»

-Чей прогноз оправдался?

-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

-Кто из вас был прав?

-Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

-Как вела себя шляпа? Почему?

-Какой момент самый напряженный?

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение учителем заключительной части.

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА)

-Ребята мы с вами в начале предполагали чем связаны два слова шляпа и котенок, может быть кто то сомневался, правильно ли предположили? (рассказ о котенке, который попал под шляпу)

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

ВЫВОД: учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

-А какова тема текста? (рассказ о животных)

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

-инструмент из железа или другого огнестойкого материала.

Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

-ударить

-упасть, тяжело сесть

Слушают учителя, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории

-Напугала их шляпа, которая двигалась.

-Да, понимали, т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»-обычный предмет, но ведёт себя странно.

(высказывают мнения)

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

- Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой, бросить друга.

Высказывают варианты ответов.

(хотели треснуть, стучали клюшкой, кричали..)

-Она не двигалась, т.к сам боялась.

-Шляпа как подскочит кверху…

Высказывают мнения

-Радость, что всё хорошо закончилось. Стыд, что они испугались шляпы. Жалость - Ваське зря попало.

-высказывают ответы.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию   из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

5.Физкультминутка

Осторожно, как котенок,   

На носочках я пройдусь. 

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь. 

И из блюдца молочко   

Полакаю язычком. 

Лапкой грудку и животик 

Я помою, словно котик. 

А потом свернусь колечком 

И усну у теплой печки. 

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

дети идут на носочках 

-прогибают спинку,

-потягиваются

-выполняют движения головой

вверх-вниз

-поглаживают

ладошкой животик

-приседают,

-опускают голову на колени

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Работа с пословицей

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н. Носова «Живая шляпа»

1) Работа в паре.

-Из данных пословиц выберите только те, которые подходят к содержанию рассказа: (на слайде)

-Объясните свой выбор.

·  У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

·  СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

·  ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

·  ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ОТВЕТ:

Пословица- это народная мудрость. «У страха глаза велики». Ребята испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно.

Бояться каких-то незначительных эпизодов не надо, нужно проявить смелость, но в то же время быть осторожным. Увидев какие-то забытые, незнакомые   предметы, никогда не берите их, а лучше обратитесь к взрослым.

-Мы все люди разные, поэтому мыслить одинаково мы не можем, у каждого человека есть своё мнение.

 -Как вы считаете, кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?           (На слайде)

- Прочитав авторские слова, дети должны, используя слова для справок назвать, какое чувство испытывали герои. Авторские слова читают дети и делают вывод.

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

АВТОРСКИЕ СЛОВА

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

Ответ:

УВЛЕЧЕНИЕ

ИСПУГ

СТРАХ

РАДОСТЬ

-Как менялось настроение мальчиков?

(страх перерос в смех)

-Помогает ли смех в сохранении здоровья?

Учитель: смех - полезен, смейтесь на здоровье. Но смех - дело серьезное. Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

-Как вы думаете, какие чувства испытал котенок?

-Почему вы не испугались? (Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет.)

-Как можно побороть свой страх?

-Ребята так как же вы считаете, кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? 

 (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные.  Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)

- Спасибо! Молодцы!

 -Ребята вы все внимательно работали с текстом, сейчас образуйте группы, поработаем в группе. У вас на столе конверты с картинками к рассказу «Живая шляпа», мой котенок их все перепутал когда играл, пожалуйста расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Будьте внимательны при выполнении работы.

УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ.

- Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.

(на слайде) правильное расположение картинок.

Оцените свою работу в группе.

Если вы выполнили задание верно хлопните в ладоши один раз, а если не верно тишина.

-Спасибо! Молодцы!

Дополнительное задание: выборочное чтение.

-Давайте рассмотрим первую иллюстрацию из нашего рассказа

-Что на ней изображено?

-Найдите отрывок, подходящий к этой иллюстрации.

-А что изображено на второй иллюстрации?

-Прочитайте к ней отрывок

-Посмотрите на 3 иллюстрацию, что вы видите на ней?

-Побудем немного в роли художников-иллюстраторов, к какому бы отрывку из текста, вы нарисовали иллюстрацию?

Пословица

Подходит, т.к….

Отвечают на вопросы

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Самопроверка по образцу

Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.

Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

Итоги урока. Рефлексия

Словесный метод: ответы на вопросы.

2 мин.

-Какая была тема урока?

- Вспомните, ребята, какие цели вы ставили в начале урока, если вы считаете, что мы достигли их покажите плюс, если не достигли покажите минус.

-Спасибо!

-Ребята, выберите фразу (на слайде) и закончите её.

«Я понял…»

«Я научился…»

«Я задумался…»

«Мне захотелось…»

«Мне было трудно…»

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

-Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

-Спасибо!

- Оценки за урок …

- Ребята, я благодарю вас, мне было приятно с вами общаться. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи! Мой Котофеевич принес вам угощение… смотрите под шляпой.

Домашнее задание. С. 54-58, читать выразительно.

Отвечают на вопросы, подводят итоги.

Высказывают свои варианты ответов.

Оценивают результаты своей работы

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

hello_html_6b3cc3ce.jpghello_html_a323266.jpghello_html_m3c5a1c57.jpghello_html_m302ea9ec.jpg

hello_html_2a9fb830.jpghello_html_m5bdef300.jpghello_html_33030011.jpghello_html_m50e48dc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...