Конспект урока по литературе
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Технологическая карта по литературе на тему: "М.М. Зощенко. " Золотые слова""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

   Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель – Ермоленко Лариса Александровна

Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: развивать  умение  видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

 Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.  

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать  любовь  к книгам и чтению.

           Планируемые результаты:

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к предмету;

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД:

ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: читают предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: организационные.

Оборудование: презентация, квадратики красного, зеленого цветов для проведения рефлексии

Дидактическая структура урока

                                                                                                Ход урока

  Формируемые    

            УУД

                                  Деятельность учителя

                         Деятельность учащихся

I. Организация начала урока

Мотивация

- Здравствуйте, ребята!

Любые вежливые слова,

Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты знать должен их на память сполна.

Они называются... (этикетные)

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Здравствуйте!

Психологически настраиваются на урок.

Личностные УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

II. Актуализация знаний

Перед тем как мы преступим к изучению нового материала давайте проверим домашнее задание (Произведение «Еще мама»)

О ком этот рассказ?

Что тебе в нем понравилось?

Расскажи, как Артем собирался в школу. Почему он не хотел идти туда?

Что ты можешь сказать об от отношений мамы и сына?

(На слайде записаны два слова:

Этика, этикет.

Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

В толковом словаре  В. Даля дано такое толкование слов.

/на экране появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

/На экране появляется портрет писателя./

Сегодня мы познакомимся с М.М. Зощенко.

Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? (подготовленный ученик рассказывает о писателе)

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь  живых людей  с их желаниями, вкусом, мыслями».В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

Попробуйте сформулировать тему и цели  урока. (учащиеся высказывают предположения)

Как вы думаете,слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? (Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой»).

Какие слова могут считаться «золотыми»?

Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

III. Открытие новых знаний

Сообщение темы, целей урока.

     

(воспитанный человек)

Сегодня мы  познакомимся  с  творчеством  Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

Познавательные УУД:

ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сравнивать, делать выводы.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к предмету;

- ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;

V. Продолжение работы по теме урока.

Словарная  работа.

(На экране появляются слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Развязно излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Знакомство с рассказом.

- А сейчас посмотрим мультфильм и ответим на мои вопросы.

(Просмотр мультфильма не до конца (фрагмент)).

От чего имени ведётся рассказ?

Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды. Продолжение работы над рассказом.

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI. Итог урока

Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. Я вам дарю из волшебного конвертика слова, чтобы вы всегда были вежливыми и использовали эти слова в своей жизни.

Добрые слова – это цветы человеческой души

И не скупитесь раздавать эти цветы.

VI. Рефлексия

- Поднимите зелёный квадратик те, кто справился со всеми заданиями легко.

- А красный квадратик поднимите те, кому было трудно выполнять задания.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД: саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Сочинение"

в данном коспекте представлены так же коспекты русского языка и математики для 2 класса...

Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.  ...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспекты уроков по литературе

1. А.С. Пушкин. Осень.2. Народные характеры и народный быт в повети Ночь перед Рождеством3. Паустовский. Спеши делать добро....

Конспект урока по литературе - АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс

Конспект урока по литературе на тему АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс...