Педагогическое сопровождение читательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях.
методическая разработка по чтению

В данной статье рассмотрена технология педагогического сопровождения читательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях как творческая индивидуальная познавательная практика, в результате которой педагогом создаются условия для эффективного пошагового взаимодействия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_attestatsii_publikatsiya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение читательской деятельности

младших школьньков на внеурочных занятиях.

В данной статье рассмотрена технология педагогического сопровождения читательской деятельности младших школьников на внеурочных занятиях как творческая индивидуальная познавательная практика, в результате которой педагогом создаются условия для эффективного пошагового взаимодействия с ребенком.

Внеурочные занятия  являются составной частью как учебно-воспитательного процесса, так и  формой организации досуга. Они, раскрывая индивидуальные особенности каждого ребенка, способствуют развитию его самостоятельной творческой активности и читательского интереса.

К внеурочным занятиям относятся тематические  праздники, творческие литературные мастерские, разнообразные читательские акции, конкурсы в рамках недели детской книги, обучающие занятия, устные журналы. Они предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития в области чтения.

Разнообразие видов внеурочной деятельности делает этот процесс увлекательным. И роль педагога в этом является определяющей. С одной стороны педагог для ребенка — прежде всего авторитетный квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки. С другой стороны – это равноправный партнер, который участвует и в праздниках, и в конкурсах, и в дискуссиях.

В ходе внеурочных занятий младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка.  Она вызывает чувство удивления, а,  следовательно – живой интерес к процессу чтения. Игровых занятий на развитие читательской деятельности множество. С особенным интересом дети занимаются расшифровкой пословиц и поговорок, пользуясь «ключиком». Например, учащиеся получают распечатки с заданием №1, на котором условными знаками замаскирована пословица: «Знание – дело наживное». Нужно ее расшифровать.

* 2,      *1,     &2,     *1,     &1,     *5 –

* 3,     *5,     &4,     &3

* 1,     &2,     *4,     &1,     &5,     *1,     &3,     *5.

«Ключиком» является таблица 1:

Таблица 1

Код к заданию №1

*

1

2

3

4

5

&

Н

З

Д

Ж

Е

И

А

О

Л

В

Подобное задание можно дать отдельному учащемуся, а так же  использовать в командных соревнованиях (КВН, литературные ринги и т.п.).

Иногда полезно прием шифровки использовать в процессе чтения книги вслух. Прерываясь в определенном месте, педагог предлагает, например, помочь главному герою отгадать фразу (или сделать вывод к произведению) методом расшифровки выданного материала в виде заранее заготовленных карточек.

Подобным примером является  задание №2 с пословицей: «Без друга в жизни туго», которая зашифрована в таблице 2:

Таблица 2

Зашифрованная пословица из задания №2

6

5

8

7

10

3

9

1

11

13

4

8

14

4

12

3

9

2

Ключ к заданию находится в таблице №3:

Таблица №3

Код к заданию №2

А

О

У

И

Е

Б

Д

З

Г

Р

В

Т

Ж

Н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Очень интересно игровое  занятие, на котором каждый из учащихся получает конверт с небольшим  текстом (стихотворением, загадкой, отрывком из сказки и т.п.). Текст распечатан на карточке, разрезанной предварительно на несколько кусочков по зигзагообразным  линиям. Детям необходимо сложить  на скорость целостный текст, ознакомиться с ним, ответить на заданные вопросы. Этот же метод можно использовать как этап разделения на группы перед  командной игрой. В этом случае  школьники  разбиваются на команды по принципу  совпадения произведений, угаданных каждым из них по собственной карточке.

Чрезвычайно полезен такой вид игровой деятельности, как упражнения «Неоконченные рассказы». Детям предоставляется возможность досочинить начатый педагогом рассказ. Это активно стимулирует фантазию ребенка, развивает логику, мышление, внимание. Данный вид занятия успешно осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Опираясь на свой жизненный опыт, систему своих личностных оценок и суждений, ребенок должен не только довести сюжет до логического конца,  но и учесть название рассказа и своим  развитием сюжета подтвердить название.

В этом занятии  школьники выступают в качестве соавторов. У каждого из них получается свое оригинальное произведение, логично выстроенное и эмоционально насыщенное. Ребятам одинаково нравится   и устный и письменный вариант изложения своего произведения. Каждый из них стремится поделиться радостью творчества с другими. Еще одним интересным и полезным внеурочным мероприятием, способствующим повышению интереса к чтению, является изготовление коллажей. Это творческое занятие целесообразнее проводить в групповом варианте. Темы коллажей могут быть разнообразными. В ходе работы над коллажами учащиеся имеют возможность выразить те мысли и чувства, которые зачастую подавляются,  проявить себя в группе, обозначив свое отношение к теме,  дать социально приемлемый выход агрессии, получить конечный результат.

 На практике проводилось занятие «Винегрет из газет». Дети с увлечением работали с газетными вырезками, составляя текст на заданную тему. Не менее популярным у младших школьников является ежегодный проект «Книги-юбиляры». В нем задействованы все классы начальной школы. Этому мероприятию предшествует большой подготовительный этап, состоящий из множества последовательных творческих занятий. За каждым классом закрепляется в начале учебного года определенная книга, юбилей которой отмечается в текущем году. Учащиеся читают книги, оформляют  тематические стенгазеты, ищут интересные факты из биографии  авторов  этих произведений, знакомятся с историей создания той или иной книги. Во всех классах проходят классные литературные часы с презентациями.

Завершается такой проект выставкой рисунков, кроссвордов, ребусов, поделок по теме  «Книги-юбиляры». Она способствует распространению взаимного опыта общения ребят с книгой, повышает самооценку участников. Растет признание учащихся сверстниками и, как следствие, повышается  мотивация к чтению. Что примечательно, дети разных наклонностей и способностей  могут найти свое  самовыражение, участвуя в подобном проекте.  Тем самым обеспечивается индивидуальный творческий подход в формировании читательской деятельности младших школьников.

Множество разнообразных внеурочных занятий проходит в преддверии Недели детской книги. Пользуется особой популярностью конкурс книжек-самоделок. Причем этот конкурс проводится в разных номинациях. Дети, которым нравится рисовать, показывают свое мастерство в оформительской деятельности (в конкурсе иллюстраций, обложек к определенному произведению). Любители фантазировать и сочинять имеют возможность проявить свой талант в изготовлении авторских книжек-самоделок. Поэтическая страничка в Неделе детской книги отмечена конкурсом чтецов. Любители прозы могут проявить себя в художественном чтении отрывков из произведений. Каждому желающему найдется область участия.

Педагогу отведена не только роль координатора этих мероприятий, но и роль активного участника.  Практика показывает, что презентации, которые демонстрирует учитель, освещая  литературные вопросы, интересны младшим школьникам, имеют у них большую популярность.  Таким примером является презентация «Национальные особенности героев народных сказок», которая содержит в себе сравнительную характеристику сказочных героев разных стран. После ее просмотра  расширяется кругозор учащихся, пробуждается интерес познакомиться ближе с героями, о которых дети  впервые узнали  из презентации.

Перечень книг, прочитанных летом,  юные читатели представляется в виде творческих  отчетов, выставка которых открывает новый учебный год. Каждую четверть  дети совместно с родителями сочиняют слоганы о книге и чтении и красочно оформляют стенды. Над читательскими дневниками дети работают самостоятельно. Конкурс читательских дневников проходит в конце учебного года.

Победители и активные участники разнообразных конкурсов, смотров награждаются грамотами, книгами. Их успехи освещаются в школьной газете «Школьная ПОРА». Это все вызывает у ребят чувство колоссального удовольствия. Несомненно, ребятам очень хочется умножить свои достижения, продолжая работать с книгой. Это желание является определяющим в повышении интереса к чтению. Помощником в выборе нужной книги в школьной библиотеке является библиотекарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

"Воспитание толерантности у младших школьников на внеурочных занятиях"

Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивност...

Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...

Мастер-класс "Три педагогические технологии для повышения мотивации на внеурочных занятиях по этноэкологии"

Данный мастер-класс показывает, как можно использовать педагогические технологии для повышения экологической и этноэкологической культуры школьников младшего возраста....

Статья. Оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях. Методы и приёмы.

В статье рассматриваются оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях....