Е. Благинина «Котёнок». Выразительное чтение.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; создать условия для знакомства с произведением Е.А.Благининой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.a.blaginina_kotenok.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема

Е. Благинина «Котёнок». Выразительное чтение.

Педагогическая цель

Обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; создать условия для знакомства с произведением Е.А.Благининой.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, составлять чтецкую партитуру; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные результаты

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, умеют работать коллективно.

Познавательные: привлекают имеющиеся знания из собственного опыта.

Методы и формы обучения

Формы работы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Стихотворение, автор, выразительное чтение, партитура.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение» 3 класс, м/м презентация, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-ный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие учащихся.

2. Эмоциональный настрой учащихся.

3. Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Анастасия Алексеевна.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера.

-Проверим готовность к уроку!

-Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, дневники, пенал.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

ІІ. Речевая разминка.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

1. Упражнение в обработке дикции (чтение чистоговорки).

-Проведём речевую разминку.

-Вы внимательно послушайте текст, а затем прочитайте его вместе со мной.

- На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

- Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

Читает чистоговорку самостоятельно, следит за произношением всех звуков.

Читают стихотворение сначала все вместе, затем 1 ряд – медленно, 2 ряд – с ускорением, 3 ряд – выразительно, определяют произведение и автора.

III. Проверка домашнего задания

1. Чтение учащимися стихотворения «Кукушка» наизусть.

- Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение Е.А. Благининой «Кукушка»)

- Послушаем желающих ответить.

Внимательно слушает ответы учащихся, оценивает, комментирует оценки, исправляет ошибки.

Отвечают стихотворение наизусть, читают выразительно.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Введение в тему урока (отгадывание загадок).

- Ребята, на слайде представлены слова. Прочитайте их и запомните. (После появляются слова с лишним словом).

- Какое лишнее слово заметили? (Питомцы)

- Как вы понимаете слово питомцы? (Чей-нибудь воспитанник)

- А какие домашние питомцы у вас есть?

- Как вы к ним относитесь?

-Когда наши питомцы могут оказаться на улице? (безответственно относятся, иногда сами теряются, иногда их просто выкидывают).

- Что нужно делать, чтобы наши животные не попадали в беду?

- В Чебоксарах построили гостиницу для собак и кошек. Возле Лапсар (деревня в Чебоксарском районе) появился пункт поддержки для бродячих собак на 200 мест.

Ставит перед учащимися учебную задачу: найти лишнее слово, задает учащимся вопросы, требует полных ответов учащихся.

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

2. Определение темы и задач урока.

– Как вы думаете? О ком мы сегодня будем читать?

(предположения детей)

-Послушайте загадку.

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он мурлыча песнь поет.

Угадали? Это …(кот)

-Какими еще словами мы называем кота? (котик, котяра, коток, кошечка, котенок, котофей, усатый-полосатый).

- Произведение Е. Благининой, с которым мы с вами сегодня познакомимся, тоже о кошке и называется оно «Котёнок»

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV.Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

1. Вступительная беседа.

- Очень много произведений о кошках вы уже читали («Дядя Федор», «Кот в сапогах», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом»).

- Очень много и фразеологизмов о кошках.

- Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Это устойчивое словосочетание слов, то есть с неизменным порядком)

- Задание: объяснить, как можно быстрее значение фразеологизмов.

Черная кошка пробежала – быть беде;

кот наплакал – очень мало;

на душе кошки скребутся – очень грустно, тоскливо;

коту под хвост – зря, впустую, напрасно;

живуч как кошка – крепок, устойчив, способен выдержать многие трудности;

играть в кошки мышки – хитрить, лукавить;

искать черную кошку в темноте – заниматься бесполезным делом;

живут как кошка с собакой - постоянно ругаться;

как угорелая кошка – делать что-то быстро, суетливо;

тянуть кота за хвост – делать что-то очень медленно.

Вывод: фразеологизмы нашу речь делают более выразительной, богатой и интересной.

Задает учащимся опросы, проводит анализ фразеологизмов, делает вывод.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают понятие «фразеологизм» объясняют значение предложенных фразеологизмов.

2. Рассказ учителя о Е. Благининой

- Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать стихи оказалось сильнее.

- Впервые её стихи появились на страницах журнала «Мурзилка». Дети любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого им: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести.

- Рассмотрим выставку книг Е. А. Благининой.

- Ребята, кем собиралась стать Елена Благинина? (Учительницей)

- В каком журнале впервые появились ее стихи? (В журнале «Мурзилка»)

- О чем писала Е. Благинина? (О природе, о детях)

Рассказывает учащимся краткую биографию Е.Благининой, задает учащимся вопросы по материалу.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы по биографии писательницы.

3. Словарная работа

- Ребята, прежде, чем приступить к знакомству с произведением, проведем словарную работу. При чтении произведения вам могут встретиться непонятные слова. Давайте их разберем.

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь)

Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать.

Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая).

Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный

Проводит анализ непонятных слов, объясняет учащимся их значение.

Знакомятся с непонятными словами, выясняют их значения, запоминают их.

4. Первичное восприятие текста (чтение учителем)

-Я прочитаю вам стихотворение Елены Благининой «Котёнок», а вы внимательно послушайте. (Учитель читает стихотворение)

Читает стихотворение Елены Благининой «Котёнок

Слушают чтение стихотворения учителем.

5. Проверка первичного восприятия.

- О чём это стихотворение?

- Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

Ставит учебную задачу, задаёт вопросы.

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы.

6. Аналитическое чтение произведения (под руководством учителя)

- Ребята, посмотрите на слайд.

- Тут фотографии самых разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котенку в начале.

- Каким он был сначала?

- Почему этот котенок?

- Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии.

- А здесь ищем котенка, который больше подходит, когда его приютили.

- Почему?

- Подтвердите строчками из стихотворения.

- Какая фотография показывает, каким стал котенок?

- Прочитайте строки стихотворения.

Задает учащимся вопросы по содержанию стихотворения, требует аргументированных ответов учащихся.

Отвечают на вопросы, подтверждают свои ответы строками из стихотворения.

7. Составление чтецкой партитуры.

- А теперь вспомним, как нужно читать стихотворения? (Выразительно)

- А чтобы прочитать стихотворение выразительно, необходимо составить чтецкую партитуру.

- У вас на столах лежит карточка со стихотворением. Возьмите ее в руки.

-Вы уже знаете, что главные ключевые слова при выразительном чтении особо выделяют голосом. Их мы будем подчеркивать.

- Паузы обозначаются вертикальной чертой.

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите за тем, какие слова я выделяю ударением и где делаю паузы, и отмечайте это все на своей карточке.  Вам это понадобится для самостоятельного выразительного чтения.

- В каком темпе будем читать стихотворение?

- Когда нужно делать паузы во время чтения?

- Какие строчки можно читать быстрее?

- Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.

Задает учащимся вопросы, читает стихотворение выразительно, выделяя интонацией паузы и ключевые слова; следит за правильностью составления учащимися чтецкой партитуры.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают учителя, составляют чтецкую партитуру.

8. Выразительное чтение учащимися.

- А теперь, когда у вас есть чтецкая литература, у вас не возникнет трудности с прочтением стихотворения выразительно.

- Прочитаем это стихотворение выразительно, соблюдая все паузы и выделяя главные слова ударением.

Ставит перед учащимися учебную задачу – прочитать стихотворение наизусть.

Читают стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

- Пришло время немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Повторяйте движения за мной:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Проводит физкультминутку.

Повторяют движения за учителем.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Цифровой диктант

- Закрепим знание содержания стихотворения цифровым диктантом. На ваших карточках со стихотворением внизу есть прямоугольник. Я буду называть вам утверждения, если оно верное, вы записываете цифру 1, если неверное – 0. Записываем цифры по порядку, без запятых.

1) Повествование ведется от имени мальчика.

2) День был солнечный.

3) Девочка нашла котенка в саду.

4) Девочка забрала котенка домой.

5) Котенка никто не покормил.

6) Шерсть котенка грубая.

7) Котенок стал очень красивым.

- Проверим ваши ответы. У вас должна получиться следующая комбинация: 0011001

- Подтвердите свои ответы фразами из текста.

Дает целевую установку: проанализировать высказывания и определить, верные они или нет, читает учащимся высказывания, осуществляет проверку правильности выполнения.

Внимательно слушают учителя, определяют, верное утверждение или нет, записывают ответ в прямоугольник; подтверждают ответы фразами из текста.

2. Иллюстрирование стихотворения.

- Давайте на несколько минут станем художниками. Представьте, что вам предложили проиллюстрировать это стихотворение. Подумайте, каким бы мог быть котенок. Представьте его цвет. Какой он? Белый? Рыжий? Серый? Или ваш котенок будет пятнистый? Раскрасьте котенка.

(Дети раскрашивают рисунки котенка)

Предлагает учащимся раскрасить котенка.

Раскрашивают изображение котенка, предложенное учителем.

VI.Итог урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Обобщающая беседа.

2.Домашнее задание.

3. Рефлексия, выставление оценок.

- Наш урок подходит к концу, поэтому подведем итог урока.

- С каким стихотворение мы сегодня познакомились? («Котёнок»)

- Кто автор стихотворения? (Е.Благинина)

- Как мы должны относиться к своим питомцам?

-Как мы им можем помочь?

 - Запишите домашнее задание. Стр.120, выучить стихотворение наизусть.

 - В заключении урока ответьте на вопросы, представленные на слайде.  

Сегодня на уроке…

- научился…

- было интересно…

- было трудно…

- больше всего понравилось…

Проводит обобщающую беседу, задаёт вопросы, развивает способности учащихся к рефлексии, задаёт задание на дом, говорит оценки за урок.

Отвечают на вопросы учителя, открыто осмысливают свои действия и самооценку, записывают домашнее задание.

Подпись учителя ________________ (Сакович Е.А.)

Подпись методиста ________________ (Волошина А.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др...

Выразительное чтение как прием повышения качества чтения и речи учащихся

Воздействуя посредствам "слова" педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку... Поэтому первы...

Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс

Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Котёнок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...

Технологическая карта урока литературного чтения «Е.А. Благинина «Котёнок»», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Е.А. Благинина «Котёнок»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Е.Благинина "Котёнок""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Е. Благининой «Котёнок».Задачи урокаДидактические:...