Конспект урока. К.И.Чуковский "Путаница".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ильчук Светлана Петровна

Конспект урока для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_k.i.chukovskiy.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме: К.И.Чуковский  «Путаница»

Цели: 

Предметные:

  • познакомить учащихся с небылицей  К.И. Чуковского «Путаница»
  • повторить малые жанры устного народного творчества, литературоведческую терминологию рифма.
  • развивать образное мышление, память, выразительность чтения.

Метапредметные:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, читать по ролям, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника (Познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель урока, прогнозировать содержание произведения  (Регулятивные УУД).

Ход урока

I.Организационный момент

 Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке.

Глазки широко раскрыты

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

 II.Формулирование  учащимися темы и цели урока.

- Сегодня мы будем читать стихотворение замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года.

1). Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

-  Попробуем узнать автора по строкам его произведений и иллюстрациям

- Угадайте, из какого произведения эти строки:

СЛАЙД 2

“Пришла Муха на базар
И купила самовар ”

                           “Муха-цокотуха”

СЛАЙД 3

“Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд”

                         “Тараканище”

СЛАЙД 4

“Ох, не легкая это работа
– Из болота тащить бегемота!”

                        “Телефон”

СЛАЙД 5

“Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой”

                       “Мойдодыр”

СЛАЙД 6

 “И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу”

                         “Федорино горе”

- Кто автор всех этих произведений?

-Произведение какого автора  будем читать?

СЛАЙД 7

- Сформулируйте первую часть темы урока.(  К.И.Чуковский.)

2).Знакомство с небылицей

-Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

- Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?»

- Какой это жанр устного народного творчества? Небылицы

Небылица – лживое сообщение.

В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. 

- Сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.

СЛАЙД 8

- Посмотрите на экран.

-Что вы видите ?

-Может ли быть такое на самом деле?

-Что случилось на этих картинках?

 - Как можно  это называть?

 - Сформулируйте тему нашего урока.(Корней Иванович Чуковский и его произведение «Путаница».) ( Появляется тема урока). 

-Как вы думаете о чем пойдет речь в этом произведении?

- Потом посмотрим, кто был прав в догадках.

Слайд 9

- Давайте поставим цель урока.

(На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «…»; учиться правильно и … читать произведение по ролям; отвечать на  … .)

(Появляется цель урока).Познакомиться с творчеством  К.И.Чуковского и его произведением «Путаница»; учиться правильно  и  выразительно читать произведение по ролям.; отвечать на вопросы.

 III. Подготовительная работа.

 

1)Работа по учебнику

- Откроем учебники и прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук.

Хорошо  читающие дети читают статью на стр. 4

- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский? Весёлый, жизнерадостный…

2)Выступление подготовленных детей.

- Кто может рассказать об этом авторе?

Слайд

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека, русского писателя, переводчика,  сказочника, критика -Корней  Иванович Чуковский.

1 апреля 2016г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 134 года.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.

 Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. 

Слайд

Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.      

Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.    

До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.

Слайд

     У Корнея Ивановича было четверо детей. Общение с детьми он считал лучшим отдыхом. Сказочником он стал совершенно случайно. Заболел его сынишка. Мальчик плакал, стонал. Корней Иванович, чтобы его развлечь, стал на ходу сочинять сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Это первые строчки его сказки «Крокодил».

Слайд

    И второй случай. Работая в своём кабинете, Чуковский услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться.

Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

Слайд Учитель

Важно отметить, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почётное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича  называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни.  

 

 

ФИЗМИНУТКА                                                                                                                                Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
А потом в присядочку,
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.

3) Словарная работа

- Познакомимся со словами, которые могут быть для вас непонятными

СЛАЙД

-Что такое ковш?

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

-Что такое кадка?

СЛАЙД

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.

-Что такое ушат?

СЛАЙД

Ушат – небольшая кадка с ушами.

4) Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко.
 
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.


-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский) .

 

 IV. Первичное восприятие текста.

- Прочитайте сначала «жужжащим» чтением. Подготовьтесь читать вслух.

 V. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Почему улыбаетесь?

- Что показалось самым смешным?

- Что запомнилось сразу?

 Обсуждение стихотворения.

- Назовите персонажей сказки.(котята, утята, свинки, курочки, воробышки, медведь, кукушка, заинька, медвежата, ерши, жабы, лисички, мыши, кит, крокодил, лягушки, бабочка, гуси, лошади, мухи). - 20

- Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?( Заинька – паинька.)

-Кого так называют? Прочитайте в словарике в конце учебника .

-Как он говорил?

-Какое настроение создаёт поэт? (Весёлое.)

-Подтвердились ваши предположения?

VI.. Выразительное чтение

1.Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки.

-Начнём читать вслух по 4 строчки.

 

2.  Работа над произведением «Путаница», выборочное чтение.

-Что случилось с героями произведения? (Они захотели разговаривать голосами  других животных).

- Почему им надоело говорить своими голосами? ( Наверное, они неразумные. От безделья. Пошалить захотелось.)

-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал? (Кому велено чирикать

                                                                                                              Не мурлыкайте!

                                                                                                        Кому велено мурлыкать –

                                                                                                        Не чирикайте!

                                                                                                      Не бывать вороне коровою,

                                                                                         Не летать лягушатам под облаком!

- К чему привела их шалость? ( К пожару.)

- Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?( Да.)

-Смогли бы они потушить море? ( Нет.)

- Кто потушил море? Зачитайте.( Тут бабочка прилетала,

                                                        Крылышками помахала,

                                                        Стало море потухать –

                                                        И потухло.)

- Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?

                                                                                                        ( Вот обрадовались звери!

                                                                                                           Засмеялись и запели,

                                                                                                          Ушками захлопали,

                                                                                                             Ножками затопали.)

- Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? ( Звери не шалите!

-Что посоветовать зверям?

3.Аудио прослушивание небылицы.

- Послушайте, как эту небылицу читает актёр.

4.Чтение  по ролям

-А сейчас представьте себе, что вы актёры.

- Сейчас мы будем читать путаницу, стараясь передать настроение каждого героя.

-Постарайтесь прочитайть текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

 (котята-2, утята-2, свинки-2, курочки-2, медведь, кукушка, заинька, кит, гуси-2, воробышки, лошади-2, мухи, лягушата) – 19, а в конце все: «Баюшки-баю!».

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону в группах.

-А сейчас вам предстоит работа в группах.

а)  Открывается доска

-Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.

-Задание  у вас на столе. Приступаем к работе.

План

1 Уговоры заиньки.                                                                                                                              2.Пожар.                                                                                                                                                        3. Шалости зверят.                                                                                                                                            4. Конец путаницы.                                                                                                                                                     5. Тушение пожара

б) проверка по эталону  

-Оцените свою работу.Поднимаем одну карточку из группы.

VIII. Творческое задание. Игра «Подберите рифмы».

- Работа в парах (раздать карточки).

Подберите рифмы к словам:

Пирожок   (творожок)

Котёнок     (мамонтёнок, утёнок)

Ушко           (подушка, лягушка, кружка, мушка)

-Придумайте небылицу.

Например; У меня живёт котёнок,

                    А зовут его утёнок

5. Итог

- Что вы узнали о К. И. Чуковском?

- Что больше всего запомнилось?

6. Рефлексия

СЛАЙД

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я …

Мне запомнилось …

Понравилось чтение  …

 - Оцените свою работу на уроке. Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились? Кто на уроке испытывал затруднения, неуверенность? Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились?

XI. Домашнее задание. – 1 мин

Подготовить выразительное чтение по ролям.

По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть.

Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...