ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
статья по чтению (1 класс)

Куликовская Оксана Петровна

Статья посвящена использованию технологии деятельностного метода Петерсон Л.Г. Автор описывает построение уроков обучения грамоте деятельностной направленности, что позволяет создавать условия мотивированного включения школьника в познавательную деятельность и формирования метапредметных результатов.

Ключевые слова: технология деятельностного метода, шаги учебной деятельности, урок открытия нового знания (ОНЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikovskaya_op_statya.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК373.3

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Куликовская О. П., учитель начальных классов

МАОУ «Школа № 118», г. Нижний Новгород.

Аннотация. Статья посвящена использованию технологии деятельностного метода Петерсон Л.Г. Автор описывает построение уроков обучения грамоте деятельностной направленности, что позволяет создавать условия мотивированного включения школьника в познавательную деятельность и формирования метапредметных результатов.

Ключевые слова: технология деятельностного метода, шаги учебной деятельности, урок открытия нового знания (ОНЗ). 

THE TECHNOLOGY OF THE ACTIVITY METHOD ON THE LEARNING

 LESSONS LITERACY

Kulikovskaya O. P., primary school teacher

MAOU "School № 118", Nizhny Novgorod.

Abstract. The article is devoted to the use of the technology of the Peterson L. G. activity method. The author describes the construction of literacy lessons activity orientation that allows you to create conditions for motivated inclusion of the student in cognitive activity and the formation of metasubject results.

Key words: technology of activity method, steps of educational activity, lesson of discovery of new knowledge (ONZ).

Особое внимание в развитии педагогических технологий уделяется обучению школьников умению самостоятельно добывать нужную информацию, ставить цели и задачи, находить способы их разумного решения, подвергать анализу полученные знания и использовать их на практике. Помочь в решении поставленных задач может построение учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении [1, 2, 3].

Деятельностный подход – это построение учебного процесса, в котором центральное место отводится инициативной, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Он создан на основе психолого-педагогических исследований, проведенных в 70—90-х годах в НИИ ОПП АПН СССР (В. В. Давыдов, Н. Я. Виленкин и др.), и результатов передовой российской методологической школы (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.). Технология деятельностного метода позволяет реализовать новые цели образования, поставленные ФГОС, — достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования, в первую очередь развивать стремление к саморазвитию, основываясь на формировании у учащихся познавательной мотивации, универсальных учебных действий [8, с. 6-7]. Данная технология позволяет перейти от разъяснения нового знания к выстраиванию “открытия” его детьми. В настоящее время разработка и проведение уроков деятельностного характера является для учителей одной из наиболее насущных проблем.

Ассоциацией “Школа 2000”   под руководством Л. Г. Петерсон была разработана технологии деятельностного метода [7] и программа надпредметного курса по формированию УУД «Мир деятельности» [8]. По данной технологии учебный процесс происходит при активном включении школьника в познавательную деятельность, формируется способность к самообучению, самоорганизации, создаются благоприятные предпосылки для интеллектуального развития и реализации творческого потенциала ученика. Личностное овладение знанием становится процессом интенсивного умственного развития, благодаря которому существенно расширяются возможности мышления ребёнка. 

Педагогу постоянно необходимо стремиться к тому, чтобы ученик осознавал цель предстоящей деятельности; принимал мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом; мог воспользоваться альтернативными средствами в процессе выполнения заданий; самостоятельно выполнял учебное действие, мог увидеть и оценить достигнутый индивидуальный результат, удержать его, ощутить ситуацию успеха.

Технология деятельностного метода обучения включает в себя систему деятельностных шагов. На своих уроках мы обязательно стараемся фиксировать в громкой речи различные варианты решения и отсутствие изученного способа их обоснования («Мы пока не знаем…, мы пока не можем обосновать»), проговариваем этапы урока открытия нового знания (ОНЗ) и шаги на каждом этапе с опорой на эталон этапов урока ОНЗ из программы «Мир деятельности».

Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на основе структуры урока открытия нового знания (ОНЗ) [7, 8]. В качестве примера рассмотрим фрагменты урока обучения грамоте по теме «Знакомство с буквой К»:

1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап урока помогает ввести учащихся в учебную деятельность на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу» на личностно ценном уровне. На уроках обучения грамоте используются: «доброе пожелание», девиз, загадка, пословица, отрывки из мультфильмов и т.д. - Прочитайте пословицу «Азбука – к знаниям ступенька». Объясните, как вы её понимаете. - А какие два шага по ступенькам к открытию новых знаний вам необходимо сделать? (Первый шаг –догадаться, что мы еще не знаем, второй шаг – самим «открыть» новый способ.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этот этап предполагает подготовку учащихся к строительству нового знания (способа действия, нового понятия, свойства и пр.): актуализацию необходимых знаний, умений, навыков; тренировку требующихся когнитивных операций. В заключении предлагается самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия и фиксация учащимися индивидуального затруднения в пробном учебном действии или его обосновании. На данном уроке необходимо было актуализировать умение определять количество звуков в слове, алгоритм составления графической модели слова, умение давать характеристику звука, делить слова на слоги, находить знакомые элементы букв.

Авторы технологии рекомендуют коллективные формы работы: интерактивное взаимодействие, беседу, а также индивидуальные (задание для самостоятельного выполнения).  С чего начинаем урок ОНЗ? Всё ли нам надо повторять, что мы знаем? Поможет нам в повторении герой мультфильма. Отгадайте загадку «Мягкие лапки, а в лапках – царапки». Кто это? Кто догадался, как зовут героя нашего урока?  (Котёнок Гав). А какие имена предлагал старый кот? (Пушок, Мурзик).  Котёнок Гав просит нас сделать звуковую модель слова Мурзик.  Что поможет выполнить это задание? (Эталон звукового анализа.) А ещё что? (Алгоритм составления модели). Выполните это задание в парах. А два ученика поработают контролёрами у доски.  Проверяем. У кого есть ошибки? Дай характеристику последнему звуку в слове.  Поместим на доску фишку звука [к].

 Одновременно идёт работа по обогащению лексики детей, приёмами выразительного чтения. Гав весёлый котёнок, любит поиграть и приготовил нам потешку: «Кисонька – Мурысенька».  Слушаем запись, тренируемся в выразительном чтении.  Выделите первый звук в слове Кисонька, дайте характеристику. Запомним этот звук (на доску фишку звука [к*]. Слизал котёнок буквы, думал, что они из сметанки, отгадайте какие буквы были написаны и запишите их. Какие это буквы? ( Н,н,П,У,р,п )

Далее следует осуществление пробного действия. - Что мы с вами повторили? Какое задание должен дать учитель? (Пробное задание) Зачем? (Чтобы, мы сами определили, что мы пока не знаем.) Помогите котёнку Гав написать кличку Мурка. Какое правило вспомним? Попробуйте выполнить это задание самостоятельно. Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие. - Итак, у кого нет ответа? Ученики поднимают руки, учитель записывает на доске отсутствие результата. Что показало ваше пробное действие? (Мы пока не можем записать слово). У кого есть ответ? Кто получил правильный ответ, обоснуйте свое мнение. Ученик выходит к доске и пробует прокомментировать. Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы пока не можем объяснить, обосновать). Какой же следующий шаг на уроке? (Нужно остановиться и подумать над нашим затруднением.)       

 3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: определить и зафиксировать место и причину затруднения. Учитель организует эвристическую беседу. В этом задании (пробное действие) должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется открыть новые знания. Рекомендуется включать эмоциональный компонент - «яркое пятно» (помощь герою мультфильма, сказки, похвала и т.д.). Какое задание вы выполняли? В чем же у нас затруднение?  (Не знаем, как писать букву К)

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). На данном этапе рекомендуется согласовать и зафиксировать цель и тему урока; построить план и определить способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.), средства достижения цели (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). Учитель старается построить совместную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (направляющий диалог, подводящий диалог и т.д.)

 - Какую же цель мы перед собой поставим? (Построить эталон буквы К.)

 - Какова тема нашего урока? (Буква К.) Учитель показывает тему урока. Как же мы будем «открывать» эту букву? С чего должны начать? (Мы должны назвать звуки, которые обозначает буква К.) Затем? (Записать элементы.) А потом? (Открыть последовательность написание буквы. Соединения с этой буквой.) Учитель по шагам открывает план проекта (можно использовать ранее составленные алгоритмы). Что нам может помочь? (Образец.) Где его можно посмотреть? (Обращаемся к учебнику или другим источникам.)

5. Реализация построенного проекта. Чтобы реализовать проект, направленный на освоение недостающих знаний, закрепление и уточнение нового способа в речи и знаково (эталон), учителю рекомендуется построить коммуникативное взаимодействие. В начальной школе хорошо использовать двигательную активность, материальные и материализованные модели: алгоритм сопровождается жестами (прописывание в воздухе, составление буквы из конструктора, прием «живая буква»).

-  На этом уроке мы поучимся писать строчную букву к. Итак, какой первый шаг мы должны выполнить? (Вспомнить какие звуки обозначим буквой к.) Что теперь нужно сделать? (Записать эту букву.) Давайте пропишем в воздухе элементы. На что, по-вашему, эта буква похожа? Рассмотрите в прописи образец написания буквы и определите последовательность написания. Установим последовательность написания на тренировочных листах. 

Дети работают на листах А 4, последовательно складывают их, уменьшая размер буквы. Покажите, как у вас получилось. Теперь пропишите самостоятельно на карточках. Итак, как же эту букву правильно писать? Полностью ли мы сделали «открытие»? (Нет, осталось узнать соединения с буквой.) По образцу учителя на доске пишут соединения с буквами и, а, о. - Удалось ли нам сделать открытие? (Да.) - Справились ли вы с затруднением? (Да.) - Что позволяет нам новый эталон? (Писать букву к, записывать слоги и слова с этой буквой.) Сможем теперь написать слово Мурка? Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Обучающиеся выполняют (фронтально, в группах, в парах) задания на применение нового знания в типовых ситуациях, в ходе выполнения заданий проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование с помощью эталона. На уроках обучения грамоте используется комментирование, игра «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.

 - Давайте мы с вами научимся красиво писать букву к. Выполним задание в прописи. Что нам поможет вспомнить последовательность записи буквы? (Эталон.) Как правильно писать букву к? Проговариваем. Кто покажет, как писать букву к? Несколько учащихся по цепочке выходят к доске и записывают с комментированием. Остальные работают в прописи. - Продиктуйте друг другу по два слога с буквой к, чтобы прописать соединения. Пропишем слова. Какой следующий шаг нужно сделать? (Мы выполняем самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания (письменная работа небольшого объёма) на применение нового способа действий, проводят их самопроверку, пошагово сверяя с образцом или подробным образцом, и сами оценивают ее, выявляют и исправляют ошибки. Задача учителя состоит в создании ситуации успеха для каждого ученика, положительного эмоционального переживания.

 - Запишем слово, любимое лакомство котёнка Гав - «молоко». Сравните, у кого получилось, как в образце? Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в написании слов и предложений.)

      8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе определяются границы использования нового знания и происходит включение его в систему ранее изученных знаний. Организуется повторение и применение изученных ранее знаний, либо подготовка к изучению следующих тем. Лучше предложить работу преимущественно в парах или группах, право выбора заданий учащимися, включить элементы проектирования, игровые ситуации и т.д. 

- Придумайте предложение со словами Мурка и молоко. Учитель поправляет учеников, помогает выбрать предложение, которое дети могут написать. Мурка лакала молоко. Давайте составим  модель предложения с помощью карточек. Учащиеся работают в парах, один ученик на доске пишем это предложение по алгоритму записи предложения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе организуется оценка учениками собственной деятельности на уроке. Анализируется учебная деятельность с позиции требований, знакомых учащимся (соответствие поставленной цели и результатов, пройденные шаги, средства и способ достижения цели), учитель опирается на эталоны надпредметного курса «Мир деятельности» этапы урока ОНЗ с героем курса Смайликом. Определяется направление предстоящей учебной деятельности, выбирается и согласуется домашнее задание (по желанию, в основном творческое).

Учитель проводит беседу: Чему научились? Что нового узнали? Где будем использовать? Где возникло затруднение? Как работал класс? Как работал каждый? Кого бы вы отметили? Над чем ещё надо поработать? В первом классе используем специальные сигналы (шкалу, весёлую и задумчивую рожицу): «Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселую «рожицу», если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивую «рожицу».                  

 Наблюдение за поведением учеников на уроках, построенных по ТДМ, их отношением к учебной деятельности, а также полученные предметные результаты, позволяют сделать вывод об эффективности технологии деятельностного метода в достижении личностных и метапредметных результатов образования, определенных ФГОС.

Список й литературы.

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009. №4.  С.18-22.
  2. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться»: Методическое пособие для учителей 1-6 классов. - М.: АПК и ППРО, УМЦ "Школа 2000.", 2008. 80 с.
  3. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: 2006. 92 с.
  4. Петерсон Л.Г, Аверкиева Л.А, Гусева Е. А, Кубышева М.А, Текнеджян Т.В. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...»: Методическое пособие / Под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...». 2010. 90 с.
  5. Петерсон Л.Г. "Деятельностный метод обучения. Образовательная система "Школа       2000..." М., 2007. 448 с.
  6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. «Мир деятельности»: надпредметный курс по формированию УУД. — М.: Ювента, 2012. 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекр...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Урок обучения грамоте в технологии деятельностного метода

Урок обучения грамоте проводился как нестандартный «урок-прогулка по лесу». В ходе урока детям неоднократно приходилось вспоминать и использовать знания из других образовательных областей: «Естествозн...