Урок обучения грамоте в технологии деятельностного метода
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Пахомова Ольга Васильевна

Урок обучения грамоте проводился как нестандартный «урок-прогулка по лесу». В ходе урока детям неоднократно приходилось вспоминать и использовать знания из других образовательных областей: «Естествознание». «Кубановедение». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока70 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в технологии деятельностного метода

Описание урока

Тема урока: «Чтение слов с изученными буквами».

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Задачи: 

  • обучающие - учить детей озаглавливать текст, делить его на части, составлять картинный план и передавать содержание прочитанного, придерживаясь этого плана; продолжить работу над навыками правильного, выразительного и быстрого чтения. Освоить алгоритм  работы в паре.
  • развивающая – развивать любознательноть, речь, творческие способности, логическое мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
  • воспитывающая - воспитывать познавательный интерес к животному миру Краснодарского края и бережное отношение к природе.
  • здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

 Личностные УУД: воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к иному мнению,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации); активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями, овладение логическими действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение слушать собеседника и вести диалог, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Межпредметные связи: кубановедение, окружающий мир, русский язык.

Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.

Используемые образовательные технологии и методы:

- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги, дифференцированные и личностно-ориентированные подходы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии; разнообразие организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.

Основное содержание урока.

Урок обучения грамоте проводился как нестандартный «урок-прогулка по лесу». В ходе урока детям неоднократно приходилось вспоминать и использовать знания из других образовательных областей: «Естествознание». «Кубановедение». Прежде чем отправиться на «прогулку» в лес, детям пришлось вспомнить, какую роль на планете  он играет и какие правила поведения в природе нужно соблюдать. На этом этапе урока происходило формирование таких личностных действий как любовь к своей Родине малой и большой, бережное отношение к природе. а также осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.  Во время «прогулки» дети каждый раз отгадывали загадки, ребусы – названия животных, обитающих в лесу, что служит  формированию умения использовать знаково-символических средств, развитию логических действий сравнения, анализа. установления причинно-следственных связей. Формированию логических действий также способствовало задание выбрать из всех животных, населяющих нашу планету, выбрать тех. кто может жить в лесах Кубани. Детям пришлось из списка исключить не только диких  животных, проживающих в других странах и на других континентах, а ещё и домашних животных. Во время чтения скороговорки с изменением интонации и логического ударения, дети овладевали навыками смыслового чтения. Использование на уроке физминуток способствовало формированию установки на здоровый образ жизни. Восстановление деформированного текста, озаглавливание, пересказ, деление на части, составление плана, подбор синонимов к словам, составление словосочетаний и предложений способствовало освоению способов решения проблем творческого и поискового характера, активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Работа в парах помогала формировать умение слушать собеседника и вести диалог, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Этап рефлексии помогает формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Информационное обеспечение: интерактивная доска; компьютер, презентация к уроку, «Атлас животных Краснодарского края», проектные работы учащихся бывшего 4 класса; карточки с зашифрованными словами «волк», «сова», «лес»; карточки со схемами слов «ёж», «лиса»; на парте у каждого ученика: картинки-раскраски с изображением диких и домашних животных, сообщения о животных, подготовленные некоторыми учащимися дома с помощью энциклопедий и интернет-ресурсов,  слова стихотворения В.Нестеренко «Удивительный лес», листочки с заданиями к 11 и 12 пунктам урока, «листочки» деревьев» для рефлексии.

Раскрытие конкретной ИКТ.

При подготовке к уроку дети самостоятельно готовили сообщения о животных, которые упоминались на уроке. Для этого они использовали различные способы поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях или использовали интернет-ресурсы. Для этого дети использовали технологию создания и редактирования текста.

Метапредметные результаты: знакомство с основными инструментами создания и редактирования текстов с использованием средств орфографического контроля, а также с основными правилами оформления текста.

Предметные результаты: применение приобретённых навыков для решения познавательных, практических и коммуникационных задач.

Предметные результаты  в области ИКТ: приобретение навыков работы в доступной компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать тексты.

Конспект урока

Ход урока:

1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

 Сядем прямо, не согнемся,

 За работу мы возьмемся.

- Сегодня на уроке мы будем упражняться в чтении слов с изученными буквами, т.к. мы с вами вчера закончили изучать все буквы.  

 2. Включение в учебную деятельность 

- Что мы изучали на уроках чтения, начиная с 1 сентября и до сегодняшнего дня?

(Звуки и буквы.)

- А для чего нам это было нужно?

(Чтобы научиться читать и писать, красиво и правильно говорить.)

- Сколько всего букв вы изучили?

 - Чтобы на уроке вы вдруг не заскучали, мы отправимся с вами на прогулку. Догадайтесь, куда?

(Учитель показывает карточку с зашифрованным словом ЛЕС)

                                    321
                                   сел

                  (Дети отгадывают: «Лес»)

- Правильно!

- Но отправляясь в любое путешествие и на любую прогулку нужно всегда знать о том месте, куда собираетесь отправиться, и как себя в нём нужно вести.

3. Актуализация знаний

- Ребята, а что вы знаете о лесе? 

              ( Учитель открывает слайд №2. Дети читают предложения о лесе и

                                       объясняют их смысл)

 - Что значит бережно относиться к лесным богатствам?

(Дети вспоминают правила поведения в природе, о которых говорилось раннее на уроках окружающего мира.)

-Мы с вами живём на Кубани. В нашем крае много лесов и мы с вами не должны забывать об этих правилах.

4. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они сами догадались о целях и теме урока)

5.Работа по теме урока

а) Беседа о животных.

- Ребята, я убедилась, что с такими грамотными детьми как вы, не страшно теперь отправляться в лес.

                    Физминутка:

«Хорошо гулять по лесу
Вот высокая сосна
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней.
Приседаем, приседаем,
Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять -
Раз, два, три, четыре, пять.»

 -  В лесах Краснодарского края живёт много разных животных. Гуляя по лесу мы с вами побываем в гостях у некоторых из них. Но сначала я бы хотела выяснить, насколько хорошо вы знаете лесных обитателей нашего края.

 - У вас на партах лежат картинки с изображениями различных животных, населяющих нашу большую планету. Прочитайте каждый шёпотом название животного на вашей картинке.

 -Поднимите руки те ребята, которые считают, что животное на его картинке не будет жить в наших лесах.

 - Прочитайте их названия.

                (Кошка, собака, корова, жираф, обезьяна, слон и т.д.)

 -Остальные будьте внимательны! Возможно мы сегодня попадём в гости именно к вашему животному.

б) Фонетическая разминка.

- Первое животное, которое мы встретим на своём пути – это…

(Учитель показывает карточку с зашифрованным словом «волк». Дети отгадывают слово. Ученик, у которого картинка с изображением волка, читает о нём короткое сообщение. Сообщения о животных дети нашли и подготовили заранее.

Далее учитель открывает слайд №3, на котором ВОЛК «предлагает» своё задание.)

- Ребята, помогите мне закончить песенку и спойте её вместе со мной:

БА-БУ-БЫ – В лесу выросли гри (БЫ).

СИ-СО-СА – В лесу бегает   ------------ .

ЖЕ-ЖИ-ЖА – Есть иголки у ----------- .

ЯСЬ-ИСЬ-УСЬ – На лугу пасётся ----- .

в) Работа над дикцией и интонацией

 - Вы знаете, ребята, что к животным относятся не только звери, но и птицы.

 - Отгадайте загадку:
                           Непоседа пёстрая,
                           Птица длиннохвостая,
                           Птица говорливая,
                           Самая болтливая.

(Учитель открывает слайд № 4, на котором СОРОКА «предлагает» своё задание.)

- Сможете ли вы, ребята, быстрее меня прочитать скороговорку, делая логическое ударение на выделенных словах?

- Может ёжик побежать?

- Ёжик может побежать.

- Может жаба подождать?

- Жаба может подождать.

- Может жук жужжать, жужжать?

- Может, может жук жужжать.

г) Чтение слогов.

 - Чтобы продолжить нашу прогулку, давайте отгадаем название животного, к которому мы сейчас оправимся в гости.

(Учитель показывает схему слова «ёж», а ученики отгадывают слово. Ученик. у которого картинка с изображением этого зверя, читает о нём сообщение. После этого учитель открывает слайд № 5, где ЁЖ просит помощи у ребят.)

 - Чтобы помочь ёжику собрать яблоки, нужно прочитать только те слоги, в которых гласные обозначают один звук.

НЮ-НЬЮ-НЪЮ

ВЯ-ВЬЯ-ВЪЯ

ДЕ-ДЬЕ-ДЪЕ

СЁ-СЬЁ-СЪЁ

 -Какие звуки обозначают гласные Ю, Я,  Е, Ё, если они стоят после согласных?

(У, А, Э, О)

 - Что ещё в таких случаях они обозначают?

(Мягкость впереди стоящего согласного.)

- А в других слогах сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я?

- Когда ещё они могут обозначать два звука?

Физминутка.

д) Восстановление деформированного текста, чтении и озаглавливание получившегося рассказа

- Отгадайте название животного, которого мы сейчас повстречаем.

(Учитель показывает карточку с зашифрованным словом «сова». Дети отгадывают. После этого учитель открывает слайд №6, на котором СОВА «предлагает» своё задание.)

- Ребята, я хоть и мудрая птица, но без вашей помощи я не смогу восстановить рассказ.

1. Хорошо в лесу осенью!

2.

3. Но вот завыл ветер.

4.

5.  Вьюга замела все тропинки.

6.

7.

Спит лес, а сам ждёт прихода весны.

Листья съёжились и опали.

Лес заснул.

На деревьях много разноцветных листьев.

 - Давайте прочитаем рассказ, который у нас получился.

 - Придумайте ему название.

е) Деление текста на части и составление картинного плана

 - О каком лесе сначала идёт речь?         (Об осеннем.)

 - А потом?                                                 (О зимнем.)

 - А о чём говорится в последнем предложении?

(О том , что лес мечтает о приходе весны.)

 - На сколько частей можно разделить этот рассказ?   (На три.)

 - О чём будет первая часть? Какие предложения к ней относятся?

 - О чём будет вторая часть? Какие предложения к ней относятся?

 - Сколько предложений будет в третьей части? О чём оно?

(Учитель открывает слайд №7, на котором три картинки с изображениями зимнего, осеннего и весеннего леса и цифры 1,2,3, которые дети должны разместить под картинками.)

ж) Пересказ текста по картинному плану.

6. Работа по развитию речи.

а) Подбор синонимов

 - Давайте выделенные слова заменим словами, близкими по   значению.

б) Составление словосочетаний и предложений. Работа в парах.

(Учитель показывает детям карточку со схемой слова «лиса», дети отгадывают название очередного животного, с которым они встретятся на «прогулке». Ученик читает сообщение об этом животном. После этого учитель открывает слайд № 8 и дети читают задание, которое они выполняют сначала самостоятельно в парах на листочках, а потом проверяют на  слайде. С получившимися словосочетаниями потом дети придумывают предложения.)

- Ребята, помогите составить команды.

стадо                      волков

табун                      пчёл

стая                        рыб

рой                          овец

косяк                      лошадей

отара                     коров

7. Подведение итогов урока.

 - Итак, ребята, наша «прогулка» подошла к концу.

(Учитель открывает слайд №9, где детям предлагаются итоговые задания, которые дети сначала выполняют самостоятельно на листочках.)

- Какие слова у вас получились?

(Волк, ёж, сорока, сова)

- Составьте предложения о том, кто в лесу чем занят. Используйте слова:

ухает, стрекочет, мышкует, фыркает, воет.

(Дети составляют предложения.

Волк воет. Ёж фыркает. Сорока стрекочет. Лиса мышкует.  Сова ухает.)

- Животный мир Кубани богат и на уроке невозможно было побывать в гостях у всех животных. Но у нас в классе есть «Атлас животных Краснодарского края», оформленный учениками бывшего 4 класса, с помощью которого вы сможете более подробно познакомиться и с теми животными, о которых мы сегодня на уроке не говорили.

8.  Рефлексия.

- Возьмите «листочек» от дерева.

Закрасьте его зеленым цветом.

-Я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось. Я все понял.

Закрасьте  желтым цветом.

-Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получилось на уроке.

Закрасьте красным цветом, если-

-Мне было трудно на уроке.

Мне нужна помощь.

9. Домашнее задание.

- Дома вы разукрасите свои картинки с изображениями животных и найдёте информацию о них для того, чтобы сделать свою проектную работу и продолжить оформлять классный «Атлас животных Краснодарского края», также выучите стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко, которое называется «Удивительный лес».

(У каждого на парте лежат листочки с заранее напечатанным на них текстом стихотворения. Подготовленный ученик читает выразительно это стихотворение.)

                           Удивительный лес.

Ох! В лесу  - переполох!
Кто б подумать только мог:
Муравей берлогу строит,
А медведь морковку ест.
Белка ход подземный роет.
Слон взлетает до небес.
Лев от зайца убегает.
Волк крадётся по сосне.
Где же лес такой бывает?
Вы не знаете? Во сне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Урок русского языка в технологии деятельностного метода.

Урок открытия новых знаний. Урок разработан в технологии деятельностного метода.Цель урока: Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; расширить зн...

Урок русского языка в технологии деятельностного метода

«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»...

Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс.

Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс....

Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучения в 3 классе по теме «Вычитаем числа»

Семинар учителей начальной ступени образования по проблеме применения в практике технологии деятельностного метода обучения Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучени...