"Проблемно - диалоговое обучение на уроках литературного чтения"
статья по чтению (2 класс)

Хохлова Нина Николаевна

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Возникла необходимость использовать новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_hohlova_n.n.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно – диалоговое обучение на уроках  литературного чтения.

«Ребёнок  не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые  знания и овладевать ими».  Шалва Амонашвили.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Возникла необходимость использовать новую организацию совместной деятельности, использовать новые образовательные технологии. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемно – диалогического обучения отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

По мнению, в термине «проблемно-диалогическое», первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Существует  два вида диалога:

Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к созданию противоречия и формулированию учебной проблемы.  Как считает Е.Л. Мельникова, побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности.

          Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить  гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок. 

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока. Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление.

На уроках литературного чтения  следующие  виды проблемных диалогов:

•      Через использование цитат.

•      Через ключевой вопрос урока

•      Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры

•      Через столкновение мнений

•      Прием сравнения

•      Прием сопоставления репродукций

•      Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

•      Использование иностранного языка

 В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и другие.

Эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения  Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» можно использовать отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это? 

В 1 классе, выполняя  проект «Моя тематическая азбука», учащийся  выходит защищать свой проект и задаёт проблему другим первоклассникам:

МАМА ИСПЕКЛА ГРУШОВЫЙ ПИРОГ.(Ребёнок показывает на схему.)

А может так?

МАМА ИСПЕКЛА ГРУШЕВЫЙ пирог.

Ребята, а как правильно ГРУШЕВЫЙ ИЛИ ГРУШОВЫЙ.(Звучат высказывания детей)

Я посмотрела в словаре и узнала…..

 При создании проблемной ситуации  часто используют  такой вид диалога, как столкновение мнений учеников класса. Вопрос на новый материал обычно задается

фронтально, а противоречивые мнения для большей наглядности можно фиксировать на доске.

Одним из самых распространённых  приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках   литературного чтения можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?»

Хороший писатель

  хороший читатель

 

 

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций.  Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы».

Разговор о малоизвестных учащимся  авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен организовать поисковую деятельность в группах, когда обучающиеся, анализируя, предложенные аннотации к её книгам, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.  (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?.) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению.      

  Помогают  развитию коммуникативных умений у младшего школьника следующие типы диалогов:

Мотивационный

Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.

Рефлексивный диалог

Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.

Автономный диалог

Размышление «про себя».

Конфликтный диалог

Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

Критический диалог

Это критическое осмысление негативных поступков героев.

Самореализующийся диалог

Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.

Проблемно – диалоговое обучение  помогает  организовать  исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.  Учитель становится  партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное  – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока,  определяют цель, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу.

Проблемно-диалогическое обучение, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом  имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Так же мы используем проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке  должна быть связана с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.

Список  литературы

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула: ТГУ, 2002.
  2. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 2003. - №3.
  3. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения //Начальная школа – 2012. – № 5. – С. 44-46.
  4. Ефросинина Л.А. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 49-57.

4.  Мельникова Е.Л.«Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: 1999 г., № 6,           7, 8.

5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.

Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе".  В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики.

Проблемно- диалоговое обучение на уроке математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня...