Урок литературного чтения во 2 – Б классе. Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кирилюк Светлана Михайловна

Цели:

1.         Познакомить учащихся с новым разделом.

2.         Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

3.         Прививать любовь к животным и интерес к чтению.

УУД: Познавательные: 

•          ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;

•          извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, из иллюстраций;

•          сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

•          использование знаково – символических средств;

•          анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

•          установление причинно-следственных связей;

•          умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.

•          самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

Личностные:

•          умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

•          развитие готовности к сотрудничеству;

•          интерес к общему делу;

Регулятивные:

•          определение  и формулирование  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

•          умение прогнозировать текст;

•          умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

•          слушание  и понимание  речи  других;

•          умение  работать в парах,  умение договориться.

Оборудование: выставка работ к проекту о братьях наших меньших

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kirilyuk_s.m.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во  2 – Б  классе

УМК  «Школа  России»

Урок  открытия  новых  знаний

Тема: Научно-популярный текст Н. Сладкова  «Они и мы».

Учитель : Кирилюк С.М.

Цели:

1.        Познакомить учащихся с новым разделом.

2.        Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

3.        Прививать любовь к животным и интерес к чтению.

УУД:

Познавательные:  

•        ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;

•        извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, из иллюстраций;

•        сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

•        использование знаково – символических средств;

•        анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

•        установление причинно-следственных связей;

•        умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.

•        самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

Личностные:

•        умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

•        развитие готовности к сотрудничеству;

•        интерес к общему делу;

Регулятивные:

•        определение  и формулирование  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

•         умение прогнозировать текст;

•        умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

•        слушание  и понимание  речи  других;

•        умение  работать в парах,  умение договориться.

Оборудование: выставка работ к проекту о братьях наших меньших

ХОД УРОКА

Организационный момент.  

I Упражнение на развитие мышления и речи, расширения поля зрения, развитие левого и правого полушарий.

  • Реконструкция  слов (слайд 1).
  • Таблицы Шульте (слайд2).
  • Струп-тест (слайд 3, 4)

II Речевая разминка (Слайд 5)

Все-все, все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

                                           Б.Заходер

- Прочитайте стихотворение «про себя».

- Кто его автор?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

III Самоопределение к деятельности  (Слайд 6)

- О ком это стихотворение?

-Что хотел сказать автор?

- Можете ли вы предположить о чем пойдет речь на уроке?

-Тема нового раздела, который мы сегодня начинаем изучать зашифрована на слайде.

-Кто прочитал?

- Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас? (Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

- Что подчеркивается словами «наши братья»? (Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода? (Домашние животные.  Животные живого уголка.  Животные, которые живут в зоопарках.  Они не умеют самостоятельно добывать корм.)

- Сегодня мы поговорим о животных.

-Откройте учебник на стр. 125 и прочитайте чему мы научимся, изучая новый раздел.

IV. Создание психологического настроя на восприятие текста

Прежде, чем прочитать текст вступительной статьи к разделу, я хочу познакомить вас с заставкой к любимой передаче моей семьи (и я думаю ваши родители и бабушки –дедушки тоже ее любили) – это передача «В мире животных» Аранжировку придумал французский композитор Поль Мориа.

- Какие чувства вы испытали, просматривая заставку? (Восхищение красотой природы, гармонии, страха за животных)

V Работа над новым материалом

1. Сообщение о Сладкове

2 Прогнозирование чтения

Прочитайте ее название. («Они и мы»)

-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?

(Автор имеет в виду  животных.)

Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?

(Автор имеет в виду людей.)

- Как вы думаете, о ком этот текст?

(О  животных и людях, об отношении людей к животным.)

3 Словарная работа (Слайд 7)

- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.  

Какой словарь поможет нам  растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)

4 . Первичное чтение текста (учителем).

- Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.  

3. Повторение о том, что такое научно-познавательный текст (научно-популярный стиль текста) и художественный текст.

     Проверка первичного восприятия текста

-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?

(Научно-познавательный.)

-Докажите, что это научно-познавательный текст.

(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о  жизни животных.  В таком тексте много познавательного материала.)

- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).

А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)

- Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?

(Чтобы дать знания об окружающем мире.)

VI Физкультминутка    

VII. Закрепление изученного материала.

5) Вторичное чтение текста (детьми)

- Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»

6) Работа по содержанию текста

- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

- Что за существа в шерсти? (Это звери.)

- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

7) Работа в группах (слайд 13)

1 группа

Как называет автор животных? (странные существа, братья наши меньшие, соседи и земляки) 

-А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?

(Соседи потому, что живут рядом с нами много тысячелетий. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

2 группа

Что связывает нас и животных? (Жизнь.)

3 группа  

Какое  главное  правило  при  общении  с природой предлагает  нам  писатель?

(«Не навреди!»)

- Как человек может навредить животным?

(Люди  загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)

- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

 (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)        

- Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно  взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные.  Можно подкармливать птиц зимой.)

- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить?

Что нужно для этого делать? (Слайд 8)

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

VIII. Обобщение работы над проектом.

 (Слайд 9)

3.        Работа VI  Рефлексия    (Слайд 14)

- Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

                                                   

Оцените свою работу на уроке:

•        Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.

•        Зеленый: на уроке мне было интересно, но  были трудности.

•        Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

VII   Подведение итогов урока

- Какой раздел мы начали изучать сегодня?

(«Братья наши меньшие»)

- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?

Чему нас учит этот раздел?

(Заботится о животных, жалеть их.)

VIII Домашнее задание   (Слайд 15)

Читать  выразительно  на  с. 126 – 127,  ответить  на  вопросы.

 

_____________________________________________

Работа в группе. Проведите исследование.

Найдите русские народные сказки о животных. Запишите 10 названий сказок и их главных героев. Для этого пролистайте страницы учебника «Литературное чтение. Часть 1», найдите книги в школьной и домашней библиотеке, в сети интернет.

Внесите данные в таблицу 1

Название сказки

Главные герои

1.

2.

3.

4.

3.

4.

5

6.

7.

8.

9.

10.

Составьте таблицу 2. Какое животное сколько раз встречается в сказках?

Название животного

кол-во раз

Название животного

кол-во раз

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

9

10

Сделайте вывод о том, какие пять животные чаще всего являются героями русских народных сказок.

Вывод: Чаще всего героями русских народных сказок являются__________________,  

___________________,  ___________________, _____________________, _____________.

Николай Иванович родился в Москве,

но всю жизнь прожил в Ленинграде.

С детства любил природу и интересовался ею. Со 2-ого класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.

Всю жизнь писатель был защитником  природы.

Его произведения помогают людям  ценить и любить природу, её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глаза

Выдумщик, сказочник, натуралист

1 группа

Как  называет  автор  животных?

2 группа

Что  связывает  нас  и  животных?

3 группа  

Какое  главное  правило  при  общении  с природой предлагает  нам  писатель?

1 группа

Как  называет  автор  животных?

2 группа

Что  связывает  нас  и  животных?

3 группа  

Какое  главное  правило  при  общении  с природой предлагает  нам  писатель?

1 группа

Как  называет  автор  животных?

2 группа

Что  связывает  нас  и  животных?

Работа в группе. Проведите исследование.

Найдите басни о животных. Запишите 10 названий басен и их главных героев. Для этого пролистайте страницы учебника «Литературное чтение. Часть 1», найдите книги в школьной и домашней библиотеке, в сети интернет.

Внесите данные в таблицу 1

Название басни

Главные герои

1.

2.

3.

4.

3.

4.

5

6

7

8

9.

10.

Составьте таблицу 2. Какое животное сколько раз встречается в баснях?

Название животного

кол-во раз

Название животного

кол-во раз

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

9

10

Сделайте вывод о том, какие пять животных чаще всего являются героями басен.

Вывод: Чаще всего героями басен являются__________________, __________________,

_________________, _____________________, ___________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113

УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 2 класс. Работа с текстом. УМК «Перспектива»...

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом.

Рабочий лист к уроку литературного чтения. 3 класс. Работа с текстом....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...