урок литературного чтения 4 класс по теме «Икар и Дедал»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Веснина Наталья Алексеевна

урок литературного чтения 4 класс по теме «Икар и Дедал» УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Учитель: Веснина Наталья Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа

УМК «Гармония»

Раздел: «Золотая колесница»

Тема: «Икар и Дедал»

Количество часов по разделу: 4

Место урока в данном разделе: 4

Количество часов по данной теме:1

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,

Тип урока: Урок открытия нового знания

Технологии: ИКТ, КСО, проблемная

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, формировать особенности жанра – миф, применять умение работать  с текстом.

Задачи:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  3. готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  4. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  5. вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

Основные этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

1.Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку

Обеспечивает благоприятный  настрой.

Ах, мифы, мифы!

Им начало,
Конечно ж, положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала, 
Перенося из РОДА в РОД.

Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!

Приветствуют учителя, самоконтроль организации рабочего места.

Настраиваются на работу

Сохранение мотивации к учёбе, ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к учебному материалу.

2. Актуализация опорных знаний

Создание ситуации  успеха, путем актуализации опорных знаний.

Организует работу по актуализации опорных знаний

Почему урок начали именно с данного стихотворения?

Как связано данное стихотворение с темой раздела? Что такое мифы? Кто их создал?

Кого прославляют мифы Древней Греции?

Каких богов вы узнали из произведений?

Отвечают на вопросы,  вспоминают название раздела, объясняют понятие миф, кто их создал, называют богов Древней Греции.

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста

3. Определение совместной  цели деятельности

(предсмотровое чтение)

Работа с текстом до чтения.

Организация  деятельности по определению целей урока

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает, консультирует.

Какие виды чтения мы используем на уроках?

Почему?

Какой вид  чтения вам поможет определить тему и цели урока?

Выделите имена собственные в тексте, как мы их определим?

Какую цель вы поставите на урок?

Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы

 (ознакомительное, изучающее, поисковое)

Нам нужно первоначально поисковое чтение

Осуществляют поиск нужной информации, Выделяют имена собственные, высказываются в устной форме, формулируют цель урока

Овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Совершенствуют    просмотровый  и поисковый  способы  чтения.

Осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, ориентируются на разные способы решения задач

4. Работа с текстом. Ознакомительное чтение

Организация деятельности по выбору вида чтения в соответствии с целью чтения (ознакомительное)

Организует деятельность обучающихся  к определению вида чтения в соответствии с целью.

Какой вид чтения вы будете использовать для знакомства с текстом?

Что это нам даст?

Определяют вид чтения в соответствии с целью.

Чтение про себя

Подготовит к поисковому чтению

Выбирают  нужный вид чтения в соответствии с целью чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), использование ознакомительного вида чтения.

5.Работа с текстом. Поисковое чтение

А) выделение вступления

Организация деятельности по выбору вида чтения в соответствии с целью чтения (поисковое)

Организация  деятельности обучающихся по памятке «Работа с текстом»

Организует работу учащихся по памятке «Работа с текстом» .

 Чтобы исследовать текст мы будем использовать памятку «Работа с текстом» .

Работа с 1 пунктом памятки

Какой результат получим, проанализировав вступление?

Почему автор знакомит нас только с Дедалом? Чем прославился Дедал?

Когда проходило событие?

Место, где происходило событие?

Индивидуальная работа обучающихся, используя памятку.

Чтение вступления, выделение границ вступления

Ответы на вопросы Кто является персонажами данного произведения, выделить обстоятельства действия

Отвечают на вопросы

Выбирают  нужный вид чтения в соответствии с целью чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), использование поискового вида чтения.

ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл

Осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, ориентируются на разные способы решения задач, владея основами смыслового чтения текста, анализируют объекты, выделяя главное, проводят сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения  об объекте, обобщают

Осуществляют пошаговый контроль.

определять героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Б) Завязка действия

Организует  деятельность по работе с завязкой текста

Какой результат получим, исследовав завязку действия?

Определите границы завязки в тексте.

Почему Дедалу пришлось покинуть Родину?

- Как он был наказан?

Индивидуальная работа обучающихся  по выделению завязки действия

Описание события, из-за которого происходят все дальнейшие действия

Определяют в тексте завязку,

Определяют границы

Отвечают на вопросы

В) Развитие действия

Организует деятельность по изучению «Развязки действия»

Переходим к следующему пункту памятки.

Какой результат получим?

Выделим развитие действия в тексте

-Куда отправился Дедал?

 -Как чувствовал себя Дедал на чужбине?

- О чём он думал, сидя на берегу моря?

- Почему он тосковал по родине?

- Почему он не вернулся раньше?

- Как он осуществил свою мечту?

- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?

- Был ли Дедал свободным на острове?

Индивидуальная работа обучающихся  по выделению развития  действия

Выделение развития действия в тексте

Г) Кульминация

Организует деятельность с 4 этапом памятки

Какой результат нам даст работа с данным этапом?

- Кем приходился Икар Дедалу?

- Любил ли Дедал своего сына?

- А Икар отца?

О чем мечтал Дедал?

А мечтают ли об этом сейчас люди?

Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? О чем он стал мечтать?

 - Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

- Миф нас учит мечтать, добиваться поставленной цели. Если с древности люди мечтали об этом, то они изобретали разные летательные аппараты.

- Дайте характеристику Икару. Каким он был?

- Как летел Икар?

- Как он погиб?

-Какие слова говорят об отношении  Дедала к сыну?

Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури».

– Для кого он делал крылья?

 - Как Дедал  учил сына?

- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

 - В какое время суток герои оказались над морем?

 - Нравился ли Икару полет?

 - Что случилось с юношей?

 - Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба    летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?

Индивидуальная работа обучающихся   по выделению кульминации в тексте

Отвечают на вопросы

Д) Развязка

Организует  работу с 5 этапом памятки.

Какие результаты мы должны получить при анализе данного пункта памятки?

- Что сделал Дедал после гибели  сына?                

- Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца?

- Что сделал Дедал после гибели  сына?                

Индивидуальная работа обучающихся   по выделению

границ развязки.

Отвечают на вопросы

Е) Заключение

Организует  работу с 6 этапом памятки.

Что определяет данный пункт памятки?

- Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца?

- Могла ли эта история закончиться счастливо?

- Почему люди запомнили полет Икара?

Как об этом написано в мифе?

- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

- Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»?

- В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу?

- Почему в небе Икар забыл о совете отца? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури».

-Кого мы сегодня можем  назвать Икарами?  

Плохо это или хорошо быть Икаром?

-Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе?

Индивидуальная работа обучающихся   по выделению

границ заключения.

Отвечают на вопросы

6. Работа с текстом после чтения

Организация деятельности по пониманию текста и выделению главной мысли текста

Организует деятельность по пониманию текста и выделению главной мысли текста

Вопрос 1, стр 30

Была ли смерть Икара напрасной, бесполезной? Почему?

В.2 стр 30

Что ты можешь сказать о Дедале?

Какова главная мысль текста?

А какую цену за это заплатил Дедал?

Отвечают на вопросы, выделяют главную мысль текста

Определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

7. Составление плана (при наличие свободного времени)

Составление цитатного плана

Организует деятельность по составлению цитатного плана текста. Организует работу в парах.

Можно ли по выделенным частям сделать план текста для пересказа?

Какие планы вы знаете?

Найдите цитату 1 пункта плана.

Определите цитату, определяющую основную  мысль 2 пункта.

Найдите предложение из 3 части пункта плана.

Выделите главную мысль 4 пункта.

Ответьте, что главное в 5 части плана?

Завершите план, цитатой из 6 части.

Работают в парах. Составляют цитатный план выделением предложений (части) из текста.

Жил в Афинах великий художник Дедал.

Дедалу пришлось бежать из Афин.

Скоро он сделал 4 крыла

Оглянулся Дедал – и не увидел в синеве неба летящего сына.

Дедал сломал свои крылья и проклял свое искусства.

Люди запомнили это первый полет

Озаглавливать части текста, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде

8.  Подведение итогов. Рефлексия

Дать оценку работы  класса  в целом (и) или отдельных учащихся

Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок

Чему нас научил миф «Дедал и Икар»?

Оценивают

Осуществляют пошаговый контроль адекватно воспринимают оценку учителя, оценивают свои действия.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Дает задание :

Записать цитатный план, подготовить пересказ с опорой на цитатный план.

Подготовиться к выставке «Мифы»

Записать, подготовить пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок литературного чтения. Обобщение по теме "Люблю всё живое" 2 класс

УМК "Перспектива".  Презентация составлена на основе заданий указанных в технологической карте к данному разделу. Предусмотренна индивидуальная, групповая  работа....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....